§ 5. Государство в средневековой Европе
Вы узнаете
1. Кто такие короли, как они появились в Европе?
2. Почему возникают парламенты?
3. Как осуществлялось правосудие в Средние века?
1. Раннесредневековое королевство
Начало средних веков отличился тем, что в Европе появились принципиально новые формы государства, которые отличались от предыдущих. Свой начало они берут из союзов германских племен, двинулись в пределы Западной Римской империи. Разрушив империю и покорив ее территорию и население (по последним подсчетам ученых завоеватели составляли около 5% от покоренного населения), вожди племен оказались перед проблемой управления этими территориями. Существующая система власти оказалась малопригодной, а римская фактически была уничтожена и возродиться уже не могла. К тому же вожди встречали сопротивление соплеменникам, которые не могли понять, почему рушатся и старые традиции племенной власти.
Франкский историк Григорий Турский о случае с драгоценным чашей в Суасон
Во время завоевания Галлии войском Хлодвига франки захватили в одной церкви вместе с другими драгоценностями большую чашу удивительной красоты. Епископ той церкви обратился к Хлодвига с просьбой вернуть хотя бы эту чашу. Король выслушал просьбу и ответил: "Идите с нами в Суасона, Где будет распределение захваченной добычи. Если я получу при жеребьевке сосуд, о которой просит епископ, то я выполню его просьбе ".
Король прибыл в Суасона и, когда посреди поля было составлен всю добычу, сказал: "Храбрые воины, я прошу вас не отказать и дать вне моей долей еще и этот жбан ". В ответ умные из присутствующих ответили: "Все, что мы видим здесь, славный король, принадлежит тебе, как и мы сами подчиняемся твоей власти. Поступай так, как ты считаешь необходимым, ибо никто не может сопротивляться твоей власти ". Когда они ответили, один глупый, завистливый и вспыльчивый воин, крича, поднял топор, разрубил чашу и сказал: "Ничего из этого ты не получишь, кроме того, что принадлежит тебе жеребьевкой ". Все были поражены, но король воспринял образа терпеливо и смиренно.
За год Хлодвигприказал собраться своему войску с оружием на Марсовом поле, чтобы проверить, в каком состоянии содержится оружие. Когда он обходил ряды, то подошел к тому воина, который разрубил чашу и сказал: "Никто не удерживает оружия в худшем состоянии, чем ты. Твой копье, меч и топор - все никуда не годится ". И, вырвав у него топор, бросил ее на землю. Когда тот наклонился за своей топором, король разрубил ему голову своим топором и сказал: "Так ты поступил с чашей в Суасон ". Когда воин умер, Хлодвиг приказал всем возвращаться домой, тем поступком внушив у них большой страх.
1. Почему Хлодвиг просто не забрал нужную ему чашу?
2. Можно ли объяснить поступок воина только его безрассудством и вспыльчивым характером?
Наконец отдельным вождям удавалось обуздывать сопротивление изменениям, наступивших последствий, а свою власть укрепить настолько, что ее уже никтоне мог отрицать. Сначала, как и раньше, такая мощная власть держалась на силе (военной жене) и авторитете. Особенно ярко это видно на примере вождя франков Хлодвига. Но, как вы знаете, он нашел для своей власти и другие опоры: законы, деньги (казна). Аппарат управления и церковь, которая утверждала, что "власть от Бога ". Фактически Хлодвиг создал государство. В этом государстве он был не просто вождем племени, а монархом, королем, Который правит единолично и передает свою власть по наследству. Следует отметить, что само слово король с появилось позднее и происходит от имени Карла Великого. За отца Карла Великого Пыпина Короткого зародилась традиция, которая превратила лицо короля в священной. - помазания на царство.
Развитие монархии в Европе
Нечто подобное происходило и в других варварских королевствах. Хотя созданная система власти оказалась несовершенной, зыбкой, слабой, зависимой от личности монарха, она все же заложили первые фундаменты средневековых королевств.
В королевстве вестготов, существовавшее на территории Испании король не передавал свою власть по наследству, а избирался. Сначала из членов одного рода путем крика и грохота. Затем несколько семей развернули действительно вооруженную борьбу за корону. В результате ни одна из готских династий не насчитывает более трех поколений. Наконец в 633 р. Толедскийсобор принимает решение о благоустройстве выборов, а в 672 г. вводит впервые коронацию, как подтверждение справедливости выбора. Систему выборов монарха франки называли "болезнью готов " и считали, что монарх должен передавать свою власть по наследству.
Создав государство ее создатели мало задумывались о ее дальнейшую судьбу. В их глазах она была таким же имуществом, как и все остальное. А с имуществом по их мнению, надо поступить справедливо - разделить между сыновьями (потомками). Что и было сделано. Однако такая справедливость вращалась враждой, борьбой за власть между потомками. Как следствие - погибло большинство варварских королевств. Вообще, такая пагубная традиция, еще долго будет разрушать средневековые государства пока не придет осознание целостности и неделимости государства.
На раннее средневековье приходится появление еще одной формы государства, которая претендовала на всеохватность и универсальность. Так под властью Карла Великого, был провозглашен императором, были объединены большинство земель западно христианского мира. Было заявлено о возрождение "Римской империи ". Но это уже была совсем не та империя. В отличие от своей предшественницы она не имела жесткой власти и разветвленной системы управления, единой системы налогов. Как и варварские королевства, она скреплялась принципу личной преданности. Могущественный правитель - преданные подданные, слабый правитель - все менее преданных слуг. В Средние века "Римская империя " скорее была мечтой, призраком, нежели реальностью, к которой стремился не один правитель Европы.
Таким образом, ни варварские королевства, ни империя Карла Великого, так и не создали устойчивой системы власти.
2. Феодальная раздробленность
После распада империи Карла Великого королевская власть упадок. Это было связано со многими факторами. То преемники оказались бездарям, то Западная Европа испытала нового нашествия: норманны, венгры (мадьяры), сарацины. Однако главной причиной стало то, что в предыдущие века сформировалось крупное землевладение. Их обладатели кроме главного богатства средневековья - земли, имели власть над ней и ее жителями. "Не имеет земли без хозяина! "- говорилось тогда. Это давало им возможность свободно себя чувствовать в отношениях с королем, с которым они были связаны лишь вассальным клятвой. Владение этих крупных феодалов иногда превышали владения самого короля. Фактически король более-менее свободно мог себя чувствовать только в собственном домене - наследственном земельном владении. Наиболее показательным примером такой ситуации является Франция. Где королевский домен протянулся тоненькой полоскойот Парижа до Орлеана, со всех сторон зажат владениями других феодалов. Фактически единой власти в стране не существовало, а относи между феодалами строились на системе вассалитета. Никакого государственного аппарата управления, единых налогов, единой армии и т.п. не существовало. Границы государств были условными и часто менялись. Такой порядок принято называть феодальной раздробленностью. Каждый феодал в своих владениях чувствовал себя королем. Короли были лишь "первыми среди равных ".
Из письма французского короля Генриха (середина XI в.)
Каждый день новые неприятности. Никто не хочет подумать о бедной Францию, кто считает, что первую очередь ему надо увеличить свои владения. Так опять граф Рауль похитил у Верденского епископа 18 коров и не желает их возвращать. Я король был вынужден выполнить просьбу епископа и отправил сказать Раулю, Что недопустимо обижать церковных пастырей, даже требовал, чтобы тот вернул скот. Граф ответил посланцу, что не боится ни короля, ни грома церкви. Этот нахал знает, что у меня не хватит сил покорить всех нарушителей божьих и человеческих законов, но от этого королевское имя испытывает унижения.
1. Чем можно объяснить такую нахальное поведение графа Рауля?
2. Какие средства влияния имел король на своих подданных во времена раздробленности?
Несколько иной была ситуация в Немецком (Восточно франкскому) королевстве. Немецкое королевство в этот время состояло из четырех родовых герцогств - Швабии, Баварии, Франконии и Саксонии. Здесь существовала выборная монархия: король избирался высшей знатью. Наряду с этим определенную силу имело так называемое «Право происхождения». Новый король должен быть родственником предыдущего, хотя в истории Германии этот принцип многократно нарушался. Столице у короля не было. Он правил государством, разъезжая своими имениями. Не существовало никаких общегосударственных налогов, король жил прежде на доходы со своих имений. Авторитет приходил к королю не сразу. Только тогда, когда дело доходило до применение военной силы или благодаря умелой политике союзов король мог заслужить себе почет герцогов. Это удалось не часто.
В период феодальной раздробленности с появилась важная особенность власти в странах Европы. Власти четкая разделилась на центральную (Осуществляемая монархом) и местную (Осуществляемая земельными собственниками). Кроме того на уровне местной власти отдельности в ее осуществлении добились города и отдельные социальные группы.
Французский историк Марк Блок отмечал, что королям очень часто предавали вассалы, водили их в заложники. Но за ХI-ХIII вв. только три короля были убиты. Он считал этот факт очень важен. |
3. Становая монархия
Такое положение вещей не могло существовать вечно, общество требовало стабильности, а стабильность базируется на сильной власти. В тех условиях под сильной властью понималась единоличная власть монарха. Европейские короли начали борьбу за укрепление своей власти и объединения своих владений. Эта борьба с переменным успехом продолжалась несколько веков и не всегда завершалась в пользу королевской власти.
В начале этой борьбы у короля были лишь несколько преимуществ перед всеми другими феодалами. Он был на вершине феодальной иерархии и фактически верховный судья. Законность его власти обеспечивалась постоянством ее передачи по династическим принципом, который сопровождался церемонией коронации и помазания на царство, вручением королевских символов, бурным приветствием по стороны свиты и клятвы защищать Церковь, обеспечивать мир и справедливо осуществлять правосудие. Важным для королевской власти стало то, что некоторые короли были канонизированы церковью как святые.
В борьбе за укрепление своей власти короли нашли союзников. Это были города, заинтересованные в развитии ремесла и торговли, мелкие феодалы, страдавшие от притеснений крупных, крестьяне и церковь.
Опираясь на такую мощную поддержку в XIII-XIV вв. короли значительно укрепили свою власти. Особенно это видно на примере Франции. Короли стали выдавать общегосударственные законы, налоги, король стал реальной общегосударственной высшей судебной властью. С появился разветвленный государственный аппарат, к которому обычно набирали не по знатностью происхождения, а по деловым качествам.
Хроника... о кошмаре Генриха I Английского
Сперва он увидел толпу вооруженных крестьян, окруживших его ложе. Они скрежетали зубами и, угрожая королю, выкрикивали свои жалобы. Потом много рыцарей в латах и шлемах. Вооруженных копьями, дротиками и стрелами. Угрожали его убить. И напоследок. Толпа архиепископов, епископов, аббатов, деканов и приори обступили его постель, подняв на него свои посохи.
1. Какие кошмары снились королю?
2. О чем они говорили?
3. Кто зазихався на власть королей?
Но для осуществления полноты власти монархам потребовались значительные ресурсы. Там где не удавалось монархам сразу овладеть всю страну, не дав консолидироваться соперникам (Византийская империя, Сицилийское королевство т.п.), монархи могли не считаться с интересами других. Но как правило монархам приходилось вступать в диалог городами, ведущими социальными состояниями. Это привело к появлению новых органов власти - сословнопредставительных органов (в разных странах они имели разные названия) парламентов, А также органов местного самоуправления. В отдельных странах эти власти собирались регулярно и играли важную роль, решение связывая сложные государственные вопросы, к тому же и не в пользу короля. Но чаще эти органы становились послушным орудием в руках королевской власти.
Жители Исландии пор гордятся тем, образовавших "древнейший парламент в Европе ". Это произошло после заселения острова датчанами и норвежцами. Переселенцы поделили остров на четыре части. В каждой из частей были свои собрания для решения всех дел - тинг. Для решения общих дел 930 г. было образовано альтинг - общее собрание представителей всех четырех частей острова. На альтинга приняли первые в стране законы, по которым переселенцы образовали должность глашатая законов. Он был оберегом правовых обычаев, нигде не записанных. Во время ежегодного собрания альтинга он поднимался на Скалу закона и рассказывал собранию о законах и обычаи, по которым должны судиться исландцы. Альтинг 1000 объявил о принятие исландцами христианства.
Конечно, это не был настоящий парламент, выборный орган управления государством, что принимает законы, ибо в исландцев в то время не было даже государства, но его появление - интересное событие в истории народов Европы.
Сословно-представительные органы в европейских странах
Страна |
Время образования |
Название |
Испания (Кастилия) |
1188 |
Кортесы |
Англия |
1265 |
Парламент |
Франция |
1302 |
Генеральные штаты |
Швеция |
1435 |
Риксдаг |
Германия |
ХV в. |
Рейхстаг |
Нидерланды |
1463 |
Генральни штаты |
Польша |
Конец ХIV-ХV вв. |
Сейм |
Так в Европе возникли сословные монархии - форма правления, при которой король осуществлял свою власть в согласовании с основными состояниями общества через сословно-представительные органы.
4. Право и суд
Не зависимо от того, какие времена между людьми всегда возникают споры, требующие разрешения. По догосударственных времен этим проникались племенная знать, вождь, которые выносили свои решения, следуя древних неписаных законов. С образованием государств осуществления правосудия становится важной функцией его власти.
По завоеванию варварами Западной Римской империи они продолжали придерживаться своего обычного права, а римское население римских законов. Но такое положение вещей не способствовал объединению общества. Уже первые короли стараются создать писаные законы, которые бы соединили нормы права различных слоев общества, устранить те обычаи, которые являются разрушительными для него (особенно кровная месть), и укрепить власть правителей. Самым известным таким документом является "Салическая правда ". Однако на этом юристы средневековья не остановились. Ими было создано множество законов. Особенно бурного развития приобрела юридическая наука в XII в. когда европейцы вторично для себя открыли римское право, которое утверждало: "Правосудие - это постоянное и неослабевающее желание наделить каждого своими правами ". Поскольку средневековое общество делилось на сословия, то и правосудия было сословным.
Церковь имела свой отдельный суд. Только крестьяне судились собственными сеньорами.
Еще одной проблемой для средневековых юристов было то, что не существовало четкого разделения права на уголовное (что занималось преступлениями), гражданское (решала недоразумения между людьми) и др., что придавало еще большего путаницы.
Постепенно верховная судебная власть закрепилась за королями, ибо королевская власть считалась единственной справедливой, а судить нужно было справедливо и беспристрастно. Однако в реальной жизни все было значительно сложнее. Реально король не мог овладеть все судебные дела. Для их рассмотрения предназначались специальные судьи. Суды низшей инстанции, например во Франции, решение связывали дела до 60 су, высшего - тяжкие преступления и по штрафам. Что превышали 60 су. Но король мог вынести решение по любому делу, также мог помиловать, если осужден признавал свою вину.
Часто между церковью и светской властью возникали конфликты на почве судопроизводства. Долгое время церковь не уступала своими судебными правами, особенно подсудности священников и в области семейно-брачных отношений.
Если дело было слишком запутанной, а ее участниками были лица аристократического происхождения, то справедливость определялась "Божьим судом ", Когда обе стороны сходились в боевом поединке. Считалось, что в поединке Бог не допустись поражения невиновного. На поединок вместо себя можно было выставить хорошего бойца.
Таким образом судебная система в Средние века была не совершенной и запутанной. Несмотря на это она обеспечивала стабильность в обществе.
Проверьте, как запомнили
Подумайте и ответьте
Выполните задание
Для любознательных
Как в европейских странах в системе управления нашел отражение принцип: "Что касается всех, должно быть одобрено всеми "?