🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

§ 30. Война за независимость (1775-1783 гг.) Создание США (учебник)

§ 30. Война за независимость (1775-1783 гг.) Создание США

Вспомните:

1.Что такое причина и повод к войне и чем они отличаются?

2.Какие формы государственного правления существовали тогда в странах Европы?

 

1. "Бостонское чаепитие". Привод к войне

Конфликт между Англией и ее североамериканскими колониями итоге привел до открытого противостояния и войны.

Осенью 1773 г. к портам Америки отправились корабли Ост-Индской компании с чаем. Между тем комитеты н`связи ", осуществлявших коордиеацию антианглийский выступлений, Фактически взяли власть в колониях, заставили агентов Ост-Индской компании отказаться от груза. Однако бостонские агенты решительно отказались выполнить распоряжение комитета. Тогда бостонский комитет постановил запретить выгрузку чая, уведомив об этом английское правительство и комитеты других городов. В течение 20 дней толпа в порту не позволял разгрузить корабли. Наконец, несколько мужчин в одежде индейцев проникли на корабль и на глазах толпы выбросили ящики с чаем в море.

Рис. "Бостонское чаепитие"

 

В Англии "Бостонское чаепитие" восприняли как объявление войны. Парламент принял решение закрыть порт, возместить убытки Ост-Индской компании и передать управление колонией Массачусетс, где находился Бостон, главнокомандующему английских войск в Америке генералу Хейджу. Английские войска вошли в Бостон. Английский оккупация парализовала экономическую жизнь города и колонии. Однако жители колонии решили идти до конца. Законодательное собрание (конвент) Массачусетса приняли ряд решений: Хейджа уволили с должности, вместо губернатора, которого назначал Лондон, было создано временное правительство; назначен казначея, которому платили налоги. Собрание вынесли решение о созыве континентального конгресса - собрание представителей колоний.

Началось создание вооруженных отрядов (милиции), происходили первые столкновения с англичанами.

 

2. Декларация независимости. Ходе военных действий

В конце 1774 г. собрался И континентальный конгресс, который принял решение о бойкотировании английских товаров.

II континентальный конгресс (1775 г.), в условиях войны, фактически началась, перебрал функции центрального правительства, констатировал состояние войны и вынес решение об организации совместной армии колоний. Во главе армии стал Джордж Вашингтон (1732—1799).

Рис. Джордж Вашингтон

 

Фигура в истории

Джордж Вашингтон был богатым виргинским плантатором, ранее неоднократно принимал участие в военных действиях против индейцев и французов и зажил славы полководца. В глазах американцев он был олицетворением фигуры, сможет вести тяжелую и бескомпромиссную борьбу за независимость Родины. О этом свидетельствовал даже его внешний вид: лицо с резкими, решительными чертами, мощная фигура, уверенность в собственных силах. Решающую роль в назначении Вашингтон на должность главнокомандующего сыграло и то, что он был состоятельным человеком, а большинство американцев считала, что только богатый человек может быть действительно независимым в своих взглядах и действиях.

 

Конгресс предложил всем колониям создать собственные правительства. Первой это сделала Виргиния. В июне 1776 она провозгласила Декларацию независимости. Вслед за Виргинией независимость провозгласили и другие колонии.

Эти события происходили на фоне боевых действий, развернувшихся. Английские войска стремились изолировать северные колонии от южных, где англичане сохраняли сильные позиции. Армия Вашингтона в 1776-1777 гг испытывала значительные трудности со снабжением и терпела поражения. В этих условиях большинство членов конгресса не решалась на окончательный разрыв с Англией. Конгресс обратился к Георгу III с петицией о примирения и прекращения войны. Вместо ответа король прислал в колонии новые войска.

Это положило конец колебанием конгресса. Он выбрал комиссию, которая выработала Декларацию о независимости. Ее авторами стали выдающиеся американские политические деятели Томас Джефферсон (1743-1826) и Джон Адамс (1735—1826).

 

Фигура в истории

Томас Джефферсон происходил из семьи богатого виргинского плантатора. Получил хорошее образование. Работал адвокатом. Смолоду Джефферсон увлекался политикой, философией, исповедовал идеалы Просвещения. В 26-летнем возрасте был избран в законодательные собрания Виргинии. Политической целью Джефферсона было достижение независимости английскими колониями в Северной Америке и создание собственной государственности. Образовавшаяся государство должно формироваться на принципах верховенства власти народа и естественного равенства людей. В 1775 г. Джефферсона был избран депутатом континентального конгресса. Декларации независимости, которую по поручению конгресса разрабатывал 33-летний Джефферсон (самый молодой из депутатов), он ввел пункт об отмене рабства. Однако этот пункт при редактировании документа специальная комиссия вычеркнула. Джефферсон сыграл значительную роль в становлении государственности США - занимал должности губернатора Виргинии, государственного секретаря США в первом правительстве Дж. Вашингтона, вице-президента и президента США.

 

4 июля 1776 Декларацию независимости с поправками, внесенными комиссией, было утвержден конгрессом. Декларация провозгласила создание нового независимого государства - США.

Рис. Подписание Декларации независимости США

 

Между тем боевые действия разворачивались не в пользу американцев. В августе 1776 англичане захватили Нью-Йорк, Филадельфию. Армия Вашингтона не имела ни орудий, ни достаточного количества винтовок и патронов. Попытки организовать регулярную армию вместо добровольной наталкивались на сопротивление населения.

При таких условиях даже враги Англии (Испания, Франция, Голландия) не решались на открытый союз с США. Однако в Америку прибывали добровольцы, поступали деньги, оружие. Особенно значительную помощь оказывала Франция, где, как представитель североамериканских колоний, находился Б. Франклин. В апреле 1777 один из горячих сторонников борьбы английских колоний 18-летний маркиз Лафайет снарядил на собственные средства фрегат и вместе со своими друзьями отправился в Америку воевать за независимость, защищать идеалы демократии. В Америке Лафайет стал одним из помощников генерала Вашингтона. В помощь американцам прибыли, в частности, поляк Тадеуш Костюшко и прусский генерал Вильгельм Штейбен.

Барона Вильгельма Штейбена считали одним из лучших помощников Вашингтона. Именно он сумел с плохо одетых гражданских людей создать настоящее боеспособное войско.

Первую значительную победу американская армия получила в битве при Саратоги (штат Нью-Йорк) осенью 1777 После этого новое государство признали Франция, Испания, Голландия. Россия объявила вооруженный нейтралитет - сопротивление англичанам, которые препятствовали торговле с США.

Получив помощь от союзников, американская армия перешла в решительное наступление и во Йорктауном оцепила главные силы англичан, 1781 капитулировали.

Рис. Война за независимость Английских колоний в Америке. Образования Соединенных Штатов Америки

 

 

3. Версальский мир. Последствия войны

3 сентября 1783 между Англией и США был подписан мирный договор в Версале (Франция). Англия признала независимость США и отдала им территорию от северной границы Массачусетса до южной границы Джорджии, а на западе - до реки Миссисипи.

В 1785 г. английский король Георг III принял нового посла Соединенных Штатов Америки Джона Адамса. Обращаясь к послу, Георг III сказал: "Сэр, я был последним, кто согласился на отделение колоний, теперь, когда это произошло, я первым буду искать приязни Соединенных Штатов как независимого государства ". Так начиналась новая эпоха в отношениях двух государств.

После войны молодая государство оказалось в тяжелом положении. Экономику было подорвано длительной войной и потерей связей с бывшей метрополией. Не хватало золота и серебра. Зато вдоволь было обесцененных бумажных денег. Южные штаты страдали от нехватки рабочей силы. Выросла стоимость жизни. Почти не было человека, не имевшего б долгов. При таких условиях развернулась острая политическая борьба, обострились социальные проблемы.

Радикально настроенная часть населения требовала дальнейших изменений и стремилась имущественной равенства. Люди консервативных взглядов начали искать взаимопонимание с прежней метрополией. В войсках, которые на протяжении длительного времени не получали жалованья, происходили беспорядки, зрелая заговор с целью установить монархию.

Начались выступления фермеров и жителей городов. Самый выступление произошло в Массачусетсе под руководством героя освободительной войны Дэниеля Шейса (1786—1787).

Конгресс США, не имея реальной власти, отчаянно искал выход из сложившейся ситуации. Было конфисковано земли английской короны, англичан-землевладельцев и их сторонников; армию распущен; солдатам в счет платы выдавались сертификаты на земельные участки.

Подобные меры были временными и не могли вывести общество из кризиса. Молодая страна нуждалась сильной центральной власти, единого защищенного рынка.

 

4. Становление органов власти

Одновременно с Войной за независимость происходило становление государственных структур. С 1776 г. по 1783 во всех штатах были сформированы правительства и парламенты, действовал общесоюзный конгресс. Завершение войны поставило на повестку дня проблему соотношение полномочий общесоюзных органов и государственных органов штатов.

Чтобы решить эту проблему, 1777 было принято "Статьи Конфедерации" (первая конституция США). Согласно им общесоюзном конгрессу отводилась роль арбитра в спорах между штатами, передавалось руководство армией и внешней политикой. По штатам признавалось право: сбор налогов, выпуска собственных денег, затведження таможенных тарифов, составление торговых соглашений. Каждый штат посылал в Конгресс одного депутата. Изменения в политического устройства штатов вносились лишь по их единодушному решению.

 

5. Конституция США

"Статьи Конфедерации" мало кого устраивали. При таких условиях в мае 1787 г. в Филадельфии собрались 55 делегатов от всех штатов (кроме Род-Айленда) с целью выработать конституцию молодого государства. Делегаты образовали конституционный конгресс, который в жарких дискуссиях в течение четырех месяцев согласовывал основные положения конституции. Наконец, 17 сентября 1787 большинство делегатов приняла компромиссный вариант и подписала текст Конституции США, которая действует и поныне.

По Конституции США с нечеткой конфедерации превращались в сильную федеративное государство. Ее субъекты - штаты сохранили за собой значительную часть прав, но главные общегосударственные функции были переданы Федеральному (центральном) правительству. Так, Федеральное правительство решал вопросы внешней политики, обороны, финансов, общегосударственного законодательства.

Конституция предусматривала принцип разделения власти на ветви (законодательную, исполнительную, судебную) и систему сдержек и противовесов, которая не позволяла усиливаться одной ветви власти за счет другой и предупреждала попытки установления единоличной власти.

Исполнительная власть в стране передавалась президенту США, который избирался сроком на четыре года, был главой государства, правительства, а также главнокомандующим вооруженных сил. Он назначал министров, которых утверждал Конгресс (парламент), но подчинялись они только президенту, а также послов, членов Верховного суда. По болезни смерти или неспособности президента руководить государством вводилась должность вице-президента, который одновременно выполнял функцию председательствующего в сенате (верхней палате Конгресса). Конгресс имел право высказать президенту недоверие (Импичмент).

Законодательная власть принадлежала Конгрессу. Он имел право устанавливать и собирать налоги, регулировать торговле (внешнюю и между штатами), чеканить деньги, вводить пошлины, набирать армию и флот.

Конгресс состоял из двух палат. Верхняя - сенат - избиралась на заседаниях местных законодательных сборов. Каждый штат, независимо от размера и количества населения, посылал двух представителей. Сенат избирался сроком на шесть лет с обязательной заменой трети состава каждые два года. Сенат утверждал назначение на высшие государственные должности, решал вопросы внешней политики, в случае необходимости выступал как судебный орган высших государственных служащих, вплоть до президента. Если государственного служащего признавали виновным, его ждали суд или отставка.

Нижняя палата - палата представителей - избиралась сроком на два года пропорционально количеству избирателей в штате. Она обсуждала законопроекты, утверждала бюджет и налоги, но свои решения должна согласовывать с сенатом.

Право голоса предоставлено только белым мужчинам, достигшим 21-летнего возраста и имели определенное имущество. Так в Конституции закреплялось существование расового и имущественного ценза.

Конституция устанавливала и Верховный суд - высшую судебную инстанцию, которая предназначалась из 6 (впоследствии с 9) юристов на пожизненный срок.

Для своего времени Конституция США была самой передовой и демократической. Она резко контрастировала с абсолютистскими порядками Европы. И хотя она гарантировала права собственности, в ней отсутствовали гарантии демократических свобод. Этот недостаток был отстранен 1789 По требованию всех штатов Дж. Мэдисон сформировал первые 10 поправок в Конституцию - Билль о правах. В них провозглашались свобода сборов, слова, печати, религии, неприкосновенность личности, суд присяжных, право каждого американца иметь оружие для самозащиты и др. Билль был утвержден 1791

Впоследствии было утвержден и государственную символику. 14 июня 1777 Конгресс утвердил национальный флаг США, 1782 г. - Герб, а в 1931 г. - Гимн.

 

Документы. Факты. Комментарии

1. Выдержка из Декларации независимости

Когда ход событий принуждает какой народ расторгнуть политические связи его с другим народом и занять наравне с остальными государств независимое положение .., то должное внимание к мнению человечества обязывает его изложить причины, побуждающие его отделиться.

Мы считаем очевидными следующие истины: все людей созданы равными и все они наделены от Творца некоторыми неотъемлемыми правами, к которым относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав установлено среди людей правительства, наделенные справедливой властью с согласия управляемых. Но если эта форма правления становится губительной для их целей, то народ имеет право изменить или упразднить ее и установить новое правительство.

... Эти колонии ... долго и терпеливо выдерживали всевозможные притеснения, и только необходимость заставляет их теперь изменить свою нынешнюю форму правления. История настоящего короля Великобритании полна непрестанных несправедливостей .., имевшие своей непосредственной целью установить тиранию в этих штатах.

В доказательство приводим на суд беспристрастному миру следующие факты:

Он, король Англии, отказался утверждать законы, якнайкорисниши и якнайпотрибниши для общего блага.

Он пытался препятствовать заселению этих штатов.

Он ... прислал сюда толпы своих чиновников, которые разоряют народ и высасывают из него все соки.

Он ... утвердил следующие акты:

Прекращение нашей торговли со всеми частями мира.

Налогообложение нас без нашего согласия ...

Он отказался управлять нами, лишил нас своего покровительства и объявил нам войну.

Он грабил нас на море, опустошал наши берега, сжигал наши города и убивал наших граждан.

Поэтому мы, представители Соединенных Штатов Америки, собравшись на общий конгресс, объявляем от имени и по вповноваженням народа колоний, что эти соединенные колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми штатами; что они освобождаются от любого подданства британской короне, а любой политический связь между ними и государством Великобритания совсем рвется ...

 

Подумайте:

1.Как в документе обґрунтовуеться право колоний на независимость?

2.Имевших виду авторы декларации, когда писали: "Всех людей созданы равными"?

3.Какие идеалы эпохи Просвещения нашли отражение в документе?

4.В чем состоит общечеловеческое значение декларации?

 

Вопросы и задачи

1.Что стало поводом к Войне за независимость?

2.Какие решения было принято I и II континентальными конгрессами?

3.Как разворачивались боевые действия с 1776 г. по 1783 г.?

4.Назовите причины победы США в Войне за независимость.

5.Почему Франция, Испания, Россия помогали США в Войне за независимость?

6.Раскройте основные положения Декларации независимости.

7.Назовите условия Версальского мира между США и Англией.

8.Какими были экономические, политические и социальные последствия Войны за независимость для США?

9.Какими были взгляды на дальнейшее конституционное устройство США?

10.Охарактеризуйте основные положения Конституции США.

11.Что обусловило принятия Билля о правах?

12.Каким образом в Конституции США был закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви?

 

Запомните даты:

1773 - "Бостонское чаепитие".

1775 - 1783 - Война за независимость.

1776 - Принятие Декларации независимости.

1787 - Принятие Конституции США.

1791 - Приобщение к Конституции США 10 поправок (Билль о правах).