🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

ТЕМА 8. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В начале XX в. (учебник)

ТЕМА 8. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В начале XX в.

  1. Образование в украинских землях
  2. Наука. Выдающиеся ученые
  3. Украинская пресса и издательства
  4. Достижения мастеров литературы и искусства
  • Основные термины и понятия темы     

Модернизм, реализм

  1. Как отражались на развитии культуры модернизационные процессы второй половине XIX века?
  2. Какая связь существовала между развитием украинской культуры и освободительным движением?
  3. Как повлияли революционные события 1905-1907 гг на развитие культуры?
  4. Какие были особенности развития образования в украинских землях во второй половине XIX века?
  5. Которые были характерны черты украинского искусства второй половины XIX века?

1.Освита в украинских землях

  • В чем заключались особенности развития образования в украинских землях в начале века?
  • Каковы были основные типы учебных заведений?
  • Какие проблемы оставались нерешенными?

Содержание, форма, стилевые изменения в культуре зависят не только от эволюции искусства, они тесно связаны со всеми сторонами жизни общества, с особенностями и закономерностями исторического процесса в целом. В начале ХХ в. общественная жизнь все больше приобретает черты массовости, что приводит концентрацию рабочей силы в экономике и формирования массовых общественно-политических движений в политической сфере. Прогрессирующая социально-экономическая дифференциация приводит к росту политизации общественной жизни, появление на исторической сцене политических партий, активно претендуют на власть. Все эти процессы мирового масштаба дополняются специфическими и во многом неблагоприятными условиями, в которых развивается украинская культура.

Какое влияние, по вашему мнению, осуществляла на развитие культуры каждая из названных условий?

Процессы модернизации экономики и общества в целом в начале ХХ ст. требовали повышения культурного и образовательного уровня населения, подготовки квалифицированных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Эти потребности обусловили прежде рост количества учебных заведений. Только в Приднепровской Украине с конца XIX в. к  1911 количество начальных школ для детей рабочих и крестьян увеличилась на 40%. Увеличивалась сеть ремесленных училищ и школ, горных и коммерческих училищ, где готовили кадры для промышленности и торговли. Количество гимназий в Приднепровской Украине достигла 129 (52 мужские и 77 женских).

Сотрудники Новороссийского университета. Первый слева - А. Богомолец, в центре - М. Ушинский

Было открыто 8 учительских институтов, 10 духовных семинарий. Высшее образование оказывали три университета: Киевский, Харьковский, Новороссийский  (Одесса), Историко-филологический институт в Нежине (в 1875 г. преобразован из лицея), политехнический институт в Киеве (1898 г.), технологический и ветеринарный институты, высшие женские курсы (1907 г), женский медицинский институт (1910 г.) в Харькове, Горный институт (1912 г.)

В 1914-1915 гг. В Приднепровье функционировало 452 средних школы, в которых обучались 140 тыс. учащихся, и 19 высших учебных заведений, с 26,7 тыс. студентов. В 1917 году высшие учебные заведения было уже 27 и в них обучалось 35 тыс. студентов.

Однако в целом уровень развития системы образования был неудовлетворительным. НЕ достаточным было количество школ, а те что были не покрывали потребностей детей школьного возраста. В частности, на 1000 человек населения в начальных, неполных средних и средних школах обучалось всего 67 учеников. Так, на Киевщине, Волыни и Подолии, входивших в состав Киевской школьной округа, не было земств, а потому не было и земских школ, а только немногочисленные министерские или церковные приходские школы.

Занятия в народной школе № 60. Киев, 1910 г.

Количество школ в Киевской школьной округе в начале ХХ в.

Регион Количество школ Количество учащихся В% к общему количеству детей
Волынь 1442 59 374 14
Киевщина 1812 103 641 17
Подолье 2045 95 583 24
Прокомментируйте данные таблицы

Однако и в земских местностях не все было благополучно. Например, в  1900 г. в Ворзельском уезде Черниговской области на 153 022 души населения  было 57 начальных школ с 5643 учениками, вне школы оставалось 3835 детей. Только в 1909-1912 гг был разработан план внедрения общей начального образования в подроссийской Украины, рассчитанный на десять лет.  

Карта. Грамотность населения украинских земель

1. Какие выводы можно сделать из данных на карте? 2. Как можно объяснить такое большое различие между регионами?


Понятно, что и процент грамотных людей был различным в разных губерниях. В 1910 г. на Украине уровень грамотности населения был ниже  среднего для всей Европейской части Российской империи показателя -  30%.

Образование набувалася исключительно на русском языке. На всей территории подроссийской Украине не было ни одной школы с украинским языком преподавания, ни одной украинской школы на государственном обеспечении. Корреспондент газеты «Рада» в 1913 г. с сожалением сообщал, что тех учителей, которые стремятся в школах преподавать на украинском, называют фанатами. А попечитель киевской школьной округа П. Деревицкий вообще  запретил вывешивать в школах портреты украинских писателей, в "Черный" список попали Т. Шевченко, В. Короленко и др. Не родной для  Украинский детей русский язык воспринимался трудно, часто это обусловливало низкую успеваемость.

Обратимся к источникам

Из статьи украинского учителя и писателя С. Васильченко (1911 г.)

Школа с неродным языком, чужими по духу учителями только по большому недоразумением может называться народной? вполне понятно, почему наши люди смотрят на свою школу в основном как на тропу к всевозможным должностей,  или, как говорится, до «легкого хлеба», а не как на учреждение, которое должно  обслуживать их первейшие духовные потребности. Только после того, когда бы зазвучала в наших школах родной язык? всем бы стало видно, отчего наш народ «дважды неграмотен»

О чем идет речь в документе? Как, по мнению автора документа, Украинский относились к школе с русским языком обучения? Почему С. Васильченко называет украинский народ «дважды неграмотным»?

Несколько в лучшем состоянии находилась образование в западноукраинских землях, прежде всего в Галичине. За школьным законом здесь существовало два типа школ: ниже - сельский и выше - городской. У1900 г. в Восточной Галиции работало 4250 классов с польским языком обучения, 2250 - с украинским языком обучения. Вместе с 6240 сел Галичины в 981 селах не было школ. Средних школ на всю Галичину насчитывалось 49, и только в четырех из них обучение велось на украинском языке.

Накануне Первой мировой войны в Галиции действовало уже 3500 Украинский начальных школ, где обучение велось на родном языке. Из 86 гимназий Галиции было только 6 государственных и 15 частных учреждений, находились в ведении украинский просветительских обществ и униатской  церкви и вели преподавание на украинском.

На Буковине работало в 1900 г. шесть средних школ и одной из украинским языком обучения. В 1913 г. из 13 государственных и частных гимназий, только 2 были украинский и 2 - с немецкой и украинской языками обучения. В Южной Буковине действовало 305 начальных школ. Наихудшая ситуация была в Закарпатье. Во всех 4 средних учебных заведениях обучение происходило только на венгерском языке. В западноукраинских землях существовали 4 высших учебных заведения, из которых 3 в  Львове (университет, политехнический институт и академия ветеринарной медицины с польским языком обучения) и университет в Черновцах - по немецким языком обучения.

Итак, на всей территории Украины не было ни одного высшего учебного заведения с украинским языком преподавания, ни одной украинской школы, находилась бы на государственном иждивении. Даже после революции 1905-1907 гг царизм так и не дал разрешения на введение обучения в школах Украина родном языке.

2. Развитие науки и техники. Выдающиеся украинские ученые

  • Какие достижения украинских ученых свидетельствовали о развитии науки и техники?
  • Какие отрасли науки развивались наиболее плодотворно?
  • Как вы думаете почему именно эти?

Экономические и социальные потребности общества, модернизировалось, значительно ускорили развитие отечественной науки и техники. Целый ряд научно-технических достижений показал высокий уровень инженерной мысли. Большинство исследований была тесно связана с производством.

Знакомимся ближе

Михаил Курако (1872-1920) поступил на металлургический завод в Краматорске в 1902 году по приглашению директора-распорядителя. Здесь ему доверили «розкозлення» "и совершенствования  заводской домны («Козел» - остывший в доменной печи металл - очень серьезная авария. М. Курако же умел искусно расплавлять «козлы», чем и прославился далеко за пределами Мариупольского завода, где он раньше работал. В Краматорск его привела перспектива проявить себя как конструктора. ... После устранения аварии 30-летнему М. Курако было «Пожаловано» должность помощника начальника доменного цеха, и он приступил  к осуществлению своей мечты. В 1903 году Курако построил на заводе доменную печь собственной конструкции. По свидетельству очевидцев, это была домна,  которая превзошла все существовавшие в России и за рубежом. «Знаменитый доменщик »- так стали называть его потом историки и коллеги - действительности был поляком по происхождению, землевладельцем Могилевской губернии. Исключительно талантливый металлург-самоучка, Курако познал тайны доменного производства путем самообразования и опыта, хотя его багаж с «Академических» знаний свидетельствовал всего лишь один единственный документ - свидетельство об окончании 2-классной министерской школы в с.Борщивци Рославский уезда все той же Могилевской губернии.

Как вы думаете, почему человеку с начальным образованием было доверено должность инженера?


В исследовании Донбасса большую роль сыграл геолог Л. Лутугин. Разработанная им карта геологического строения Донецкого бассейна была отмечена золотой медалью на Всемирной выставке, а его выводы не потеряли научно-промышленного значения до настоящего времени. Комплексным процессам разработки и эксплуатации угольных месторождений Донбасса были посвящены научные исследования профессора А. Терпигорева.

Развитию отечественной авиации способствовал первый аэроклуб, открытый 1908  года в Одессе. Его воспитанники М. Н. Ефимов и С. И. Уточкин участвовали в отечественных и международных авиационных соревнованиях и добивались рекордов скорости, высоты и продолжительности полета. Военный летчик П. Нестеров во время службы в Украине (1913-1914 гг) обосновал теорию высшего пилотажа и продемонстрировал на практике ряд приемов, в том числе знаменитую  «Мертвую петлю», чем вывел отечественную авиацию на одно из первых мест в мире.

Успехи в воздухоплавании способствовали техническому прогрессу авиации. В 1912 г. в мастерской Одесского аэроклуба было построено около двадцати  аэропланов различных систем. Позднее на базе этой мастерской возник авиационный завод. Ряд самолетов собственной конструкции построил член Харьковского аэроклуба, авиационный конструктор С. Гризодубов.

Интенсивное строительство новых конструкций самолетов, вертолетов и планеров развернулось в Киеве на базе Киевского общества воздухоплавания (1907-1916 гг), одного из самых активных в стране. Именно здесь начинали свою деятельность Д. Григорович - конструктор первого в  мире гидросамолета (1912), И. Сикорский - конструктор первых в мире многомоторных самолетов (1912-1914). Потомственный рабочий киевского завода «Арсенал» Ф. Андерс в 1911 г. построил дирижабль «Киев» оригинальной конструкции, который в этом же году осуществил первые экспериментальные полеты.

Известными учеными в области радиофизики, радиотехники были Д. Рожанский, Т. Кравец, М. Пильчиков. В области медицины Д. Заболотный первым предложил эффективные пути борьбы с чумой. Выдающийся биолог И. Мечников (1845-1916), долгое время работал в Новороссийском университете (Одесса), позже переехал в Париж, где основал лабораторию  при знаменитом Пастеровском научно-исследовательском институте. Украинский ученый удостоился наивысшей мировой научной награды - Нобелевской премии (1908) за достижения в новой области биологии и медицины - иммунологии (учение о защитных свойствах живого организма от инфекционных заболеваний). На предложение вернуться на Родину И. Мечников ответил решительным отказом, подчеркнув, что царизм осуществляет целенаправленную политику разрушения отечественной науки.

18 лет (1898-1915) прожил в Индии выходец из Украины В. Хавкин (Ученик И. Мечникова). Вместе с местными врачами он принимал активное участие  в ликвидации эпидемий чумы и холеры, учредил в Бомбее бактериологический  институт, и доныне носит его имя.

Ученые-ботаники С. Навашин и В. Липский одними из первых дали научный описание растительного мира Средней Азии, Индонезии, Северной Африки.

Развивались и гуманитарные науки. Весомым вкладом в развитие Украинский лингвистики стал четырехтомный словарь украинского языка Б. Гринченко (1907-1909 гг.) Выдающиеся достижения имели отечественные историки, исследовавшие и популяризировали славном прошлом украинский народа. В частности, киевский археолог В. Хвойко открыл и исследовал первые памятники Трипольской культуры. Огромный вклад в развитие отечественной  исторической науки сделал профессор Львовского университета, председатель Научного общества имени Т. Шевченко, М. Грушевский, которому в 1907 г. основал Украинское научное общество в Приднепровье. В Петербурге в 1904 на русском языке вышел его "Очерк истории украинского народа ", который трижды переиздавался в 1906, 1911, 1913 гг. В те годы он работал и над своим главным многотомной фундаментальной работой "История Украины-Руси", в которой разработал и обосновал концепцию истории украинского народа.

М. Грушевский

Наряду с М. Грушевским того времени трудились выдающиеся историки. Так,  большой популярностью пользовалась "История Украины-Руси" М. Аркаса.

Н. Аркас

Обратимся к источникам

Историограф В. Биднов о выходе в свет «Истории Руси» Н. Аркаса


«Ни одна украинская книга, кроме« Кобзаря », не имела такого успеха, выпавшего на долю труда Н. Аркаса; его покупали, читали; спрашивали с увлечением и искренне благодарили автора за его книгу, посылая к нему письма. Видно было, что М. Аркас понял ту большую потребность в популярной истории Украины, которая чувствовала себя в широких кругах нашего гражданства ...  книжка Аркасов распространялась среди рабочих и крестьян Екатеринославщины, делая везде чрезвычайно большое впечатление на своих читателей и пробуждая в них национальное сознание. Автор ее, безусловно,  сделал большую услугу нашему национальному движению; научные и художественные изъяны не мешали ей делать свое влияние на те круги, среди которых книга распространялась. Опыт наших дней дает нам яркие доказательства того, что не научность захватывает гражданство, а нечто другое, противоположное первой ».

В чем автор видит значение работы Н. Аркаса? Что, по вашему мнению, захватывало «гражданство» начала века?

А. Ефременко

Д. Багалей

Первая среди женщин Российской империи, доктор истории А. Ефименко опубликовала два тома сборника "Южная Русь" и популярную "Историю украинского народа ". Профессор Харьковского университета Д. Багалей изучал историю Слободской Украине, а его коллега по университету профессор В. Бузескул исследовал историю древней Греции. В Киевском университете историю декабристского движения, социально-экономическую историю Беларуси и Литвы изучал профессор М.Довнар-Запольский, аграрную историю Франции - профессор И. Лучицкий, выдающимся специалистом в области отечественной историографии стал профессор В. Иконников. Фундаментальные труды по истории украинского казачества подготовил известный историк Д. Яворницкий.

3.Украинська пресса и издательства

  1. Как развивалась украинская пресса после революции 1905-1907 гг?
  2. Какую роль она играла в общественной жизни украинских земель?


Развитие прессы на украинском языке в подроссийской Украины, начавшись с революции 1905 г., не прекращался вплоть до Первой мировой войны, хотя некоторые годы и были для него достаточно тяжелыми. Признанным центром Украинский прессы в это время был Киев, где выходили такие периодические издания:

  1. «Записки Украинского научного общества» и сборники его секций, «Литературно-научный вестник», «Украинский дом», «Колокол», «Свет», «Сияние»,
  2. «Вестник культуры и жизни»,
  3. еженедельник «Родной край» с приложением «Молодая Украина»,
  4. «Маяк», «Деревня», «этнографических,« Пашня »,« Наша кооперация »,
  5. наиболее влиятельное издание - ежедневная газета «Рада» и т.д.

Сотрудники редакции журнала «Родной край». Киев, 1909 г.

Сотрудники редакции газеты «Рада». Киев, 1905

Вне Киева выходили: «Сноп» в Харькове, «Мировая звезда» в Могилеве на Подолье, «Жизнь и знание» в Полтаве, «Каневская воскресенье», «Днепровские волны »в Екатеринославе.

Одной из первых украинских газет стала ежедневная «Общественное мнение», первый номер которой вышел 31 декабря 1905 К сожалению, ей суждено существовать  недолго: в ночь на 18 августа 1906 в помещении редакции полиция учинила погром, арестовала одиннадцать работников. На следующий день, 19 августа, согласно распоряжению генерал-губернатора, «Общественное мнение» закрыли. Ее идеи продолжила газета «Рада», которая вышла через месяц, 15 сентября. Она пронесла знамя первого украиноязычной газеты в столице к середине 1914 г. и была закрыта из-за введения военного положения. Как издание общеполитическое, экономическое и литературное, «Общественное мнение»  / «Рада» значительную часть площади своих страниц отводила событиям в Украине, России, за рубежом. Ни номера не получилось без материалов, посвященных жизни тогдашнего Киева. Газета закарбовувала на своих страницах важные моменты и особенности формирования украинской культуры и быта губернского центра, достоверно воспроизводила факты тогдашней действительности. В постоянных рубриках «В Киеве», «С украинской жизни» помещались сообщения о конкретных событиях из области украиноведения.

Перед Первой мировой войной украинском языке выходило 17 журналов.  Значительная часть их была достаточно хорошо организована, имела постоянных сотрудников, в том числе и выдающихся журналистов, устоявшийся контингент читателей. Проблемой для некоторых изданий было их материальное обеспечение,  которое часто покрывалось пожертвованиями украинских меценатов (больше Е. Чикаленко, В. Симиренко и др.).

Существовали и русскоязычные издания, публиковали также и материалы Украинский язык. В некоторых кооперативных и земских журналах Украинский материалы составляли до половины издание. Продолжала развиваться украинская пресса в западноукраинских землях. Наиболее известными были издания «Буковина», «Дело» и «Молодая Украина». В диаспоре всего украинских изданий (до 75%) выходило в США и Канаде.

Одним из интересных украинских изданий был журнал «Русская жизнь», предназначен для российского читателя, С. Петлюра, журналист и известный политический деятель, начал издавать в Москве в 1912 г. Хороший организатор и редактор он сумел сплотить вокруг журнала талантливых сотрудников  и сделал его настоящей украинской трибуной в России. В «Украинской жизни »печатались такие выдающиеся авторы, как М. Грушевский, С. Ефремов, А. Лотоцкий, В. Липинский, Д. Донцов и др.

Количественное развитие украинской прессы в начале ХХ в.
Годы Количество названий Земли За пределами Украины
Приднепровские Западноукраинские
1905 39 7 28 4
1906 32 37 12
1908 47 9 33 6
1910 84 14 49 21
1911 104 16 59 29
1913 48 17 21 10
1914 42 16 16 10

  1. О чем свидетельствуют приведенные в таблице данные?
  2. Почему количество изданий постоянно менялась?
  3. Попробуйте объяснить изменения в каждом году.


Роль тогдашней украинской прессы трудно переоценить. Будучи своеобразным летописцем тогдашней жизни, рискуя навлечь на себя гнев  и немилость правительства (что не скажешь о прессе русскоязычную), преодолевая всевозможные (нередко искусственные) препятствия, она последовательно, в противоположность антиукраинской кампании, которая дошла пика в 1913-1914 годах, достойно отражала шовинистические нападения, поддерживала дух национально сознательных Украинский.

4. Достижения мастеров литературы и искусства

  1. Какие противоречия характерны для развития украинской литературы искусства в этот период?
  2. Какие были самые высокие достижения украинских мастеров?


И. Франко

В. Стефаник и Л. Мартович

Сложный противоречивый период переживала в начале века украинская литература, представленная яркой плеядой имен: И. Франко, Леси Украинской, Коцюбинского, В. Винниченко, А. Маковея, О. Кобылянской,  рабочего поэта П. Махиня, С. Васильченко, В. Стефаника, Л. Мартовича, М. Черемшины и др. В своих произведениях эти авторы воспроизводили реалии Украинская жизнь, напряженность революционной и освободительной борьбы украинского народа, гневно клеймили бесчестность и реакционность правящих режимов Австро-Венгрии и России, отвечая тем самым на потребности читателя, которому, по замечанию западноукраинского писателя-демократа Осипа Маковея (причем он имел в виду читателей всей Украине), «уже надоели: 1) темы с прошлого, написанные« в юродивому стиле », 2) темы из жизни народа, обрабатываемые на старую этнографическую манеру».  М. Коцюбинский также призвал писателей разрабатывать темы «Философических, социальные, психологические, исторические и другие», не ограничиваться описанием жизни крестьянства, но и обращать внимание «на другие слои  общества, на интеллигенцию, фабричных рабочих, войско, мир артистический и др. ».

В настоящее время в культурной сфере четко обозначились две тенденции - сохранение национально-культурной идентичности (народничество) и пересадки на украинскую почву новейших европейских образцов художественного самовыражения (модернизм *). Своеобразной синтезною моделью народничества и модернизма стала «новая школа» украинской прозы (М. Коцюбинский, В. Стефаник, О. Кобылянская, М. Черемшина), которая в своей творчестве органично сочетала традиционные для отечественной литературы этнографизм, рассказ от первого лица с новейшими европейскими достижениями - символизмом * и психоанализом. Характерной чертой развития Украинский варианта модернизма в литературе был значительное влияние романтизма *, что объясняется как традицией, так и ментальностью украинского народа, для которого романтизм является органичным элементом мировоззрения любой эпохи.

Несмотря на запреты, развивается украинское искусство, особенно музыка и театр. Ведущее место в музыкальной жизни предстояло Н. Лысенко, в музыкальном наследии которого есть немало произведений на тексты И. Франко, Т. Шевченко, Леси Украинский, Г. Гейне и других поэтов, сотни обработок украинских народных песен, которые имеют большую художественную ценность. Многие из них по жизни композитора так и не увидели света. В частности, несмотря на настоятельные требования передовой общественности, царские власти не дали разрешения на постановку историко-героической оперы Лысенко «Тарас Бульба» - шедевр  Украинский оперной классики. Они всячески препятствовали сценическом выполнению и других произведений композитора.

Преподаватели и учащиеся отдела украинской драмы Музыкально-драматической школы Н. лысинка в г.Киев

Композитор всю жизнь мечтал о том, чтобы одаренная молодежь из народа получила возможность получить специальное высшее музыкальное образование. 1904 г. он основал в Киеве музыкально-драматическую школу и руководил ею до самой смерти.  Школа готовила дирижеров, хормейстеров, исполнителей игры на народных Украинский инструментах, певцов, режиссеров, актеров. Для подготовки театральных специалистов здесь были открыты два отдела: русского и Украинский драмы. Из стен этого учебного заведения вышло немало выдающихся художников: композитор К. Стеценко, певец М. Микиша, актеры Б. Романицкий, А. Ватуля и др.

Талантливыми продолжателями школы Н. Лысенко были композиторы М. Леонтович, Я. Степовой, С. Людкевич. Всемирно признанной певицей стала  воспитанница Львовской консерватории С. Крушельницкая. Ее неповторимый голос, завораживал слушателей стран Европы, Америки, Африки, справедливо относят в сокровищницу вокального искусства мира.

М. Кропивницкий

П. Саксаганский

М. Заньковецкая

М. Садовский

Поднятию роли национального театра способствовали М. Кропивницкий, П. Саксаганский, М. Старицкий, М.Карпенко-карий, М. Заньковецкая, Г. Борисоглебская, О. Полянская, И. Марьяненко и др. Под руководством М. Садовского в 1905-1906 гг оживил свою деятельность единственный в западноукраинских землях профессиональный украинский театр общества "Русская беседа". 1907 г. М. Садовский основал в Киеве первый на Украине  стационарный украинский театр. В следующем году в нем был торжественно отмечено 25-летие сценической деятельности гениальной украинской актрисы М. Заньковецкой. Юбилярша получила множество поздравлений со всех концы Украина и России, в частности от знаменитого Московского художественного театра,  основоположники которого В. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский отмечали, что таких актрис, как Заньковецкая, бывает не более двух-трех на целое столетие и блестящая плеяда тогдашних художников украинской сцены должна быть занесена золотыми буквами на скрижали истории мирового искусства.

Ведущее место в репертуаре театра Садовского заняли музыкально-драматические произведения известных украинских, российских, польских, чешских, итальянских композиторов. Осуществлялись постановки не только уже испытанных временем национальных опер как «Запорожец за Дунаем» С.Гулака-Артемовского и «Наталка Полтавка» Н. Лысенко, но и многих других, новых: «Черноморце», «Утопленница», «Рождественская ночь», «Энеида» Н. Лысенко, «Катерина» Н. Аркаса, «Галька» С. Монюшко, «Проданная невеста» Б. Сметаны, «Сельская честь» П. Масканьи. Все это способствовало развитию лучших национальных особенностей украинского театра, в котором органично сочетались драматическое и музыкально-вокальное искусство.

З

начну часть украинских художников продолжала работать в реалистической манере. Среди них талантливый живописец, критик и общественный деятель революционно-демократического направления И. Труш (автор пейзажных полотен, портретов выдающихся деятелей украинской демократической культуры И. Франко, Леси Украинский, В. Стефаника, М. Лысенко и др. Значительной событием в культурной жизни Украины стала первая всеукраинская художественная выставка, организованная по инициативе И. Труша 1905 г. в Львове, где были широко представлены произведения художников из всех регионов Украины. Незаурядный успех у посетителей выставки мало художественное полотно «Гость из Запорожья», автором которого был племянник Т. Шевченко Ф. Красицкий (1873-1944), ученик И. Репина.

Творчество художников Н. Пимоненко, А. Мурашко, а также художников П. Левченко, М. Самокиша, М. Ярового, К. Костанди не только обогатила отечественная живопись новыми достижениями, но и вывела его на европейский уровень. Интересными были и поиски модернистов в живописи (М. Жук, А. Новаковский, В. и Ф. Кричевские и др.).

«Семья». Ф. Кричевский

  1. Что изображено на картине?
  2. К какому слою общества можно отнести людей, которые изображены на картине?
  3. Они живут в городе или в деревне?
  4. Почему вы так думаете?
  5. Какое впечатление на вас производит картина? Почему?


В украинской скульптуре начала ХХ века, по выражению Д. Антоновича, господствовал эклектизм *. Пластичность классицизма уходила в прошлое, на смену шел реализм, стремившийся отражать явления реальной жизни без помпезности и торжественности. Именно в таком стиле работали скульпторы Приднепровья - М. Микешин, В. Беклемишев, Ф. Балавенский, М. Гаврилко, Л. Позен и Галичины - П. Войтович, Г. Кузневича, Р. Левандовски и др.

Одновременно под влиянием западных художественных школ формируется плеяда Украинский скульпторов-модернистов - П. Войтович М. Гаврилко, В. Ищенко, М. Паращук и др., творениям которых присущи контрастные светотеневые эффекты и глубокий психологизм. Звезда мирового масштаба А. Архипенко обогатил язык пластики XX века, вынудив пустое пространство стать органичным и очень выразительным элементом композиции. Этому непревзойденном мастере принадлежат «Ступая женщина», «Женщина, причесывается »« Женщина и кошка »и другие произведения. Посетители выставок не понимали, почему скульптуры А. Архипенко не имеют связи с реальностью. Поэтому  неудивительно, что время от времени в прессе появлялись карикатуры в которых высмеивалась творчество скульптора. Одна из них касалась скульптуры «Женщина и кошка». Карикатурист считал, что под тяжелой рукой коренастого женщины,  кот должен присесть, а потому и изобразил его приземистым на задние лапы с выпученными глазами.

А. Архипенко

Львов. Железнодорожный вокзал

Киев. Бессарабский рынок

В конце XIX - начале XX в. стиль модерн получает распространение и в  Украинский архитектуре, оказалось в геометрически четких линиях сооружений, динамичности их форм. В этом стиле построены железнодорожные вокзалы Львова, Киева, Жмеринки, Харькова, первый в Украине крытый рынок в  Киеве (Бессарабский). Поиски и эксперименты архитекторов-модернистов имели целью обеспечить максимальную функциональность здания, сохранив при этом четкость в линиях фасада. Наиболее типичные сооружения этого стиля с  характерными для него естественными декоративными формами и синтезом искусств - это «дом с химерами» (архитектор В Городецкий) и Государственный банк (архитекторы А. Вербицкий и А. Кабелев) в Киеве, художественная школа имени И. Котляревского (архитектор. В. Кричевский) в Харькове и др.

В. Городецкий

Дом с химерами. В. Городецкий

В чем особенности модерна как архитектурного стиля проявились в этом сооружении?



  1. Какие положительные и отрицательные факторы влияли на развитие украинской культуры в начале ХХ века?
  2. Составьте таблицу «Развитие куль туры в начале ХХ века».
  3. Каковы были основные проблемы развития народного образования?
  4. Какими научными и техническими достижения был знаменит этот период?
  5. Какие явления были характерны для развития литературы и искусства?
  6. Какие произведения поэтов и писателей начала ХХ века вам знакомы? Что было характерно для творчества?
  7. Какие шедевры живописи, скульптуры, архитектуры были созданы в эти времена?
  8. Какие черты присущи украинскому театральному искусству в начале ХХ века?
  9. В чем заключалась роль украинской прессы в жизни общества?
  10. Чем объясняются, по вашему мнению, высокие достижения в украинской культуре этого периода?
  11. В чем заключаются особенности украинского модернизма?
  12. Как вы понимаете выражение украинского историка А. Бойко о Украинская модернизм: «своеобразие украинского варианта модернизма заключается и в том, что он с эстетического феномена превратился в культурно-историческое явление, стал попыткой преодоления провинциальности, второстепенности, вторичности украинской национальной культуры, формой привлечения к достоянию мировой цивилизации. Он словно символизировал переход  украинского общества от этнографически-бытовой самоидентификации, т.е. выделение себя среди других, в национальное самосознание  - Определение своего места и роли в современном мире »
  13. В одном из современных учебников истории Украины помещены такой вывод: «Итак, в начале XX в. украинская культура шагнула вперед в своем развитии и вышла на европейский уровень. Однако национально-культурный процесс тормозился шовинистической имперской политикой России и Австро-Венгрии, глубоким разрывом между высокой культурой украинской элиты и низким уровнем образования подавляющего большинства  народа ». Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свое мнение.