🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

ТЕМА 9. ИЗМЕНЕНИЯ В Быт, нравы и духовную жизнь УКРАИНСКИЙ (учебник)

ТЕМА 9. ИЗМЕНЕНИЯ В Быт, нравы и духовную жизнь УКРАИНСКИЙ

  1. Изменения в быту и обычаях украинский начале ХХ в.
  2. Физкультура и спорт. Деятельность обществ «Сокол», «Сич»
  3. Религиозное и церковная жизнь в начале века
  • Основные термины и понятия темы

Средний класс, мещане, бытовая жизнь, обычаи, физкультурные и спортивные организации

  1. Которые были характерны черты и сдвиги в быту и обычаях украинский на фоне модернизационных процессов второй половины XIX столетия?
  2. Каким была религиозная жизнь Украинская во второй половине XIX века?


1.Изменение в быту и обычаях украинский начале ХХ в.

Воспользуйтесь методом «дерево предсказаний». Прочитав текст, сравните ваши предсказания и мнения авторов.


Перед чтением текста составьте схему «дерево предсказаний». Для этого, ориентируясь на название текста, предусмотрите, которые будут элементы его содержания. Обоснуйте каждое из своих предположений. Изобразите результаты вашей работы в виде дерева, где сама тема - это «ствол дерева», «Листочки» - это прогноз, «веточки» - это аргументы, обоснования.

В начале ХХ в быту население украинских земель состоялись существенные изменения. Они были вызваны стремительным технологизацией производства и модернизационными процессами, охватившими общество, особенно урбанизацией, изменением роли женщины, ростом образованности и т.д. Изменения в быту обусловили определенные сдвиги и в обычаях и традициях украинского населения. Такие процессы были характерны и для других стран и народов за суток индустриализации. Однако в Украине они имели свои особенности (Сохранение патриархальности * в семейных отношениях, привязанность к земли значительной части горожан и др.). Образ жизни отдельных людей определялся их материальными возможностями, уровнем образования, культуры, духовными потребностями.

Новые черты бытовой культуры проявлялись прежде всего в жизни населения  крупных и средних городов. В начале ХХ в. начал быстро меняться внешний вид городов. Городская власть уделяла значительное внимание благоустройству. Улицы вимощувалися камнями, строились сети водоснабжения, канализации, создавались городские сады и парки.

Киев в начале ХХ в.

Опишите, как выглядит улица Киева.


Во время выборов в городскую думу жители оказывали поддержки, тем кандидатам которые занимались улучшением бытовых условий горожан. Так было и в  Киеве во время избирательной кампании претендента на пост городского головы Степана Сольского. Мещане знали его как интеллигентного добропорядочную человека который ставила интересы общества превыше всего. Когда его впервые избрали городским головой, избиратели быстро увидели, как украшается и обустраивается город: на улицах появилось электрическое освещение, перестраивалась сеть трамвайных линий, началось строительство городского театра, благоустраивались набережные Днепра, проводилось озеленение города. Мещане выбирали С. Сольского председателем городской думы трижды  подряд. Он не только сам много делал для города, но и поощрял к благотворительности и меценатства состоятельных людей.

Меценатство и благотворительность в этот период стало не только проявлением добродетелей и благородства, но и утверждалось как новый обычай среди зажиточных и благородных людей.

В частности, известный украинский предприниматель Василий Симиренко финансировал журналы и газеты Киева, создание хора Николая Лысенко, материально поддерживал существование украинского кружка в Киевской семинарии и т.д.

Большой славы зажили среди населения Приднепровья своим меценатством и благотворительностью семьи предпринимателей Терещенко, Яхненко и др. В западноукраинских землях известным меценатом был митрополит Андрей Шептицкий

Митрополит Андрей Шептицкий

Однако, подавляющее большинство зажиточных мещан занималась только собственным благосостоянием. Они имели комфортное жилье с признаками тогдашней цивилизации,  передвигались по городу конными экипажами или автомобилями, изысканно одевались в дорогих магазинах таких торговых фирм как «Торговый дом Людмера и сыновья ».

Обратимся к источникам

Из статьи в газете «Киевская почта» (1909 г.)


«Не знать, что такое фирма« Торговый дом Люд мэр и сыновья »- это грех, ибо выбор одежды здесь огромен. Все новинки Парижа, Лондона, Вены, Берлин у Людмера. Однако и одежда с его собственной фабрики по качеству не уступает зарубежной. Это подтвердили выставки в Брюсселе и Париже где  владельцы торгового дома получили высшие награды ».

Какова цель статьи? Есть ли в документе фразы свидетельствующие об отношении  автора к торговой фирмы? На какие слои населения были рассчитаны такие магазины? Можно утверждать, что возникновение таких торговых фирм было связано с модернизационными процессами? Объясните свое мнение.

Состоятельные горожане (в основном это банкиры, владельцы крупных предприятий,  торговых фирм, государственные чиновники высокого ранга и др.) имели личные автомобили, пользовались телефоном, электричеством. Они изысканно одевались, покупали ювелирные украшения, дорогие часы, элитные духи.

Новомодной традиции состоятельных людей стало «ездить на воды», т.е. посещать курорты за границей (в основном Чехия и Германия) и в Украина - Трускавец, Миргород и др. Там они не только занимались собственным здоровьем, но и имели общение в благородном обществе, заводили полезные знакомства с представителями зарубежной и отечественной аристократической элиты.

Мещане среднего достатка (государственные служащие, торговцы, владельцы мастерских, учителя и т.д.) также изменились в укладе своего жизнь. В их среде возросло культура потребления, питания, досуг. Они заказывали одежду в модных портных, покупали современную бытовую технику (граммофоны, велосипеды и др.) заботились о получении детьми высшего образования. Характерным признаком мещан среднего достатка было то, что большинство из них работали и жили с собственного заработка.

Обратимся к источникам

Из статьи П. Мазура в газете «Образование» (декабрь 2004)


В дореволюционной России учителя пользовались правами и льготами которые  имели государственные служащие (выслуга, звание, пенсия, награды). Недельное нагрузка учителя составляло 12 часов. В гимназии существовало четыре разряды годовых окладов: 750,900,1250 и 1500 рублей. Первый разряд получали сразу, второй - через пять лет. Остальные разрядов присваивалась за профессиональное мастерство. Зарплата учителя была приличная (для сравнения ... килограмм ржаного хлеба стоил 5 копеек, пшеничной - 7 коп, телятины - 30 коп. Мужские ботинки стоили 4 руб.50 коп, женские - 3 руб.50 коп.) Кроме зарплаты, учителям выдавалась денежная помощь на извозчика? За успешную работу учитель получал награду: одноразовая денежная выплата, мундир учителя гимназии,  досрочное получение очередного чина и др. Выход на пенсию учителя гимназии для мужчин в 25 лет педагогического стажа, у женщин - 20 лет. При выходе на пенсию выдавалась единовременная денежная помощь в размере годового оклада. Размер пенсии определялся окладом. После смерти учителя пенсионера его пенсию выплачивали семье? Кроме того, дети покойного получали помощь в оплате обучения? .

Почему государство заботилось о социальной защите учителей? Какую мотивацию имели учителя к повышению своего профессионального уровня? Можно утверждать, что учителя относились к среднему классу? Объясните свою мнение.

Мещане любили в выходные дни посещать театры и кино, или отправляться в парк где играл духовой оркестр и действовали аттракционы. Летом популярностью прогулки на лодках по реке или пригородных озерах. Зимой ходили кататься на коньках на специально залитых для этого городских катках. Новой привычкой горожан стало посещать вне работы  кафе, кондитерские, чайные и т.д. Там происходило общение с друзьями, предназначались свидания, обсуждались дела с коллегами и т.д.

Уровень образования городского населения был выше, чем на селе, поэтому здесь утвердилась новая привычка - читать в свободное время газеты и журналы. В селе  это тоже было, но реже.

Значительные изменения произошли и среди городских низов (рабочие заводов и фабрик, погрузчики, дворники, уборщицы, прачки и др.). Их количество возросло в городах за счет крестьян которые перебрались в город. Процесс адаптации в городе для них не всегда был безболезненный, так как местные городские низы видели в пришельцах конкурентов на рабочие места, и  виновников роста цен на продукты питания.

С прибытием в город для вчерашних крестьян менялось почти все: распорядок дня, одежда, питание, жилье, характер труда, а часто даже и  язык. Изменения в распорядке дня заключались в том, что на селе люди работали во время полевых работ от зари до зари, бывало что и в воскресенье. В городе рабочий день имел большую продолжительность, но был нормирован. У пришельцев появился новый для них обычай - выходной день. Они могли пойти в церкви, посетить воскресную школу для взрослых или прогуляться в городской парк. Из зрелищ преимущество отдавалось кино или цирка (городское панство не посещало цирк и называло его "театром для нищих"). Прогуливаясь улицам, или посещая зрелища городская беднота лакомилась дешевыми карамельками, а если не хватало денег - лопались семечки, запльовуючы шелухой все вокруг себя. За эту привычку вчерашние мужики становились объектом насмешек.

Пытаясь быстрее адаптироваться к городу, пришельцы одевались не в вышиванки, а покупали дешевую одежду из фабричной ткани. Мечтой мужчин было приобрести карманные часы на цепочке, который должен зрелищно свисать из кармана жилетки. Женщины мечтали о ювелирных украшениях. Для них специально производили дешевые подделки похожие на драгоценные.

Обратимся к источникам

Из статьи в газете "Факты" о городской жизни в начале ХХ в. (Январь 2006 г)


«Большинство ювелиров берегли честь марки, но попадались и такие, кто  ради пользы шел на риск. Один из них Никита Винниченко опозорился ? Тем, что выдавал посеребрени медные кольца за серебряные. На мошенничестве попалась его жена, которая продавала эти изделия. Будучи разоблаченной она заявила, что не знала о подделках мужчины и избежала наказания. Самому же «Мастеру» «прописали» 25 ударов плетью, а затем сослали на отдаленное поселения. Однако подобное было скорее исключением, поскольку за чистотой своих рядов  следили сами цеховики, которые считали, что только самоотверженным трудом можно сделать себе имя, а будет имя - будут и деньги ».

О каком явлении говорится в статье? Какова причина мошенничества? Где оно было более распространено? Почему? Какие методы борьбы использовались с мошенниками?

Для новоявленных горожан менялась культура потребления. Если в деревне они жили с натурального хозяйства, то в городе каждый день ходили в продуктовой лавки или на базар покупать еду. Менялся и рацион питания. На селе мясо ели в основном на праздники, а в городе или промышленном поселке, работая на заводе или в шахте, нужно было питаться более калорийно чтобы выдерживать тяжелый труд.

В городских семьях было меньше детей, чем в сельских. В селе дети сызмала помогали родителям в домашнем хозяйстве (пасли скот, гусей). Они были дополнительной рабочей силой в семье. В городе беднота теснилась в наемном жилье и создавать многодетную семью означало осложнить себе жизнь. К тому же женщины в городе часто устраивались на работу, чтобы увеличить бюджет семьи. Это сопровождалось и изменениями в сознания женщин, поскольку работая, они чувствовали себя полноправными членами общества, имели определенную финансовую самостоятельность. У работающих на производстве женщин было меньше времени на уход детей и ведению домашнего хозяйства.

Вместе особенностью городских низов была попытка сохранить связь с землей. Поселяясь на городских окраинах крестьяне заводили огороды, сады, удерживали домашний скот и птицу.

В основном в городе сохранялись обычные календарные религиозные праздники, обряды. Но некоторая обрядность трансформировалась или вовсе терялась, не отвечая требованиям современной эпохи. Например, если у крестьян пора свадеб наступала по завершению полевых работ, то в городе этого не соблюдали. К тому же и свадебный обряд в деревне продолжался три - четыре дня, а в городе он уменьшился до одного - двух дней и др.

Изменения в быту деревни шли гораздо медленнее. Наряду с традиционными земледельческими орудиями труда в более зажиточных хозяйствах появлялись конные косилки фабричного производства, металлические плуги, механические мельницы, паровые молотилки, сеялки и т.д. Меняла свой вид и  внутреннее обустройство крестьянская изба. В начале ХХ в. в основном строились трехкамерные дома (изба-сени-кладовая). В сенях начали отгораживать место для кухни. Внутренняя планировка дома оставалось традиционным.

Постепенно менялся и семейную жизнь. На смену большой патриархальной семьи пришла мала, к которой мы привыкли сегодня. Западноукраинский общественный деятель Кость Левицкий писал об этом так: «Сын с отцом не хотят сидеть на одном почве, дочка с матерью; делят пивморга и каждая отдельно хозяйствует ». Возраст, с которого можно было поступать  в брак, у девушек достигал 16 лет в ребят - 18 лет. Часто родители сами  решали вопросы брака без согласия молодых. В деревне сохранялись старинные обычаи и обряды.

2.Физкультура и спорт. Деятельность обществ «Сокол», «Сич»

  1. Напишите два вопроса, ответы на которые вы надеетесь найти в этом тексте.
  2. Запишите ответы, когда вы их найдете.
  3. Также зафиксируйте 3-4 факты или идеи, которые вы не ожидали увидеть.


Под влиянием модернизационных процессов в странах Западной Европы стала развиваться физическая культура и спорт, впоследствии это движение распространилось и на украинские земли. Во Львове еще в конце XIX в. было создано первое Украинский физкультурно-спортивное общество «Сокол». Его задачей было физическое совершенствование его членов и проведения мероприятий среди населения с целью воспитания чувства национального единства. Общество имело свой флаг (лев на синем поле), гимн (Соколы, соколы, вставайте в  ряды), лозунги («Где сила - там свобода!», «Все вперед - все вместе»), свои периодические издания «Сокольское известия», «Вести из Запорожа» и др. Члены общества занимались различными видами спорта: гимнастика, гребля, фехтование, футбол, волейбол, баскетбол, бокс и др.

Члены спортивного общества «Сокол»

Общество проводило разного рода соревнования и ежегодные слеты (Сдвиги). Кроме того с участием членов организации проводились торжества по случаю памятных исторических дат, организовывались концерты, спектакли и т.д. Пытаясь усилить свое влияние на общество, общество создало в 1902 г. женский отдел физической культуры.

Население поддерживало общество и потому, что оно заботилось противопожарной безопасностью. Благодаря этому он приобрел большую привязанность среди крупнейшей слои в крае - крестьянства. В 1914 г. в Галиции и Буковине действовало 974 местных ячейки общества «Сокол», объединявшие  почти 33 тыс. человек (практически представителей от всех слоев населения).

Благодаря популяризации здорового образа жизни среди населения и личной настойчивости организатора этого движения головы «Сокола» И. Боберского в гимназиях края было введено физическую культуру как обязательный предмет.

Знакомимся ближе

Иван Боберский (1873-1947) - выдающийся общественный деятель, один из основателей украинского спортивного движения. Родился на Львовщине в семье священника. Получил образование в университетах Львова, Вены, Граца. Изучал новые европейские методы и формы физического воспитания. Преподавал в львовской гимназии немецкий язык и физкультуру. Считается одним из  организаторов Сокольского движения. В 1910-1914 гг председатель общества «Сокол». Автор учебников по физическому воспитанию.

И. Боберский

Другой популярной среди западноукраинского населения национально-спортивной организацией было общество «Сич», возникшее в 1900 г. и действовало в отличие от «Сокола» не только в Галичине и Буковине, но и Закарпатье и даже среди украинских общин эмигрантов. Основателем этого движения был К. Трилевский. В 1913 г. общество «Сич» объединяло 916 местных ячеек, в которых насчитывалось почти 80 тыс. человек. Члены общества обязывались заботиться о своем физическом здоровье и  нравственность, имели придерживаться национальной одежды. Во время посещение мероприятий общества его члены должны быть в утвержденных уставом униформе, украшенных малиновой лентой через плечо. Общество разработало собственную символику (флаги, эмблемы, знаки). В 1913 г. в структуре общества была создана стрелковая секция. Сечевики имели  и свои периодические издания: «Заря», «Хлопская правда» и др.

К. Трилевский

Подростковая молодежь края собирало организацией «Пласт», которая воспитывала своих членов на христианских нравственных принципах и одновременно занималась физическим развитием детей и молодежи.

Кроме обществ «Сокол», «Сич», «Пласт» в западноукраинских землях утверждались и спортивные клубы, которые изначально возникли при учебных заведениях, а потом стали самостоятельными организациями, куда вступали поклонники отдельным видам спорта. Первый спортивный клуб возник во Львове  в 1903 г. при городской реальной школе. Это был футбольный клуб «Слава», впоследствии он получил название «Чарни». В последующие годы клубы из разных видов спорта были основаны не только во Львове, но и в Черновцах, Станиславе и других городах.

В 1913 г. в Киеве впервые в Российской империи был построен стадион  с трибунами на пять тысяч мест. Самой спортивным событием в начале ХХ в. в Приднепровье стала И Всероссийская олимпиада (1913 г.), которая проводилась в Киеве.

Парад участников и Всероссийской олимпиады в г.Киев.
Впереди - члены киевского кружка «Спорт». 1913

  1. Как вы думаете, это организованное праздник или оно проводится экспромтом?
  2. Какое настроение у людей?
  3. О каком месте спорта в жизни людей можно говорить на основе фото?


В программу олимпиады были включены футбол, легкую атлетику, борьбу,  фехтование, стрельбу, велогонки, мотогонки и др. виды спорта. В соревнованиях приняли участие 650 спортсменов разных обществ и клубов, 25 из которых имели опыт международных соревнований. В дни соревнований Киев жил только спортом. Газеты было заполнены спортивными сведениями. Главным событием праздника стал футбольный матч между игроками киевского клуба «Спорт» и чешской командой, который закончился со счетом 0:0.

Олимпиада не обошлась и без курьезов. Велосипедист И. Тевс, преодолевая дистанцию, которая начиналась за городом, столкнулся с коровой, которая вышла на трассу. Корова погибла, а велосипедист получил травмы. Другой велосипедист М. Рафський возглавлял гонку, но наскочил на камни и упал. После оказанной  врачом помощи спортсмен, считая, что проиграл состязание, медленно отправился в Киев, а когда прибыл на стадион - выяснилось, что он приехал вторым. Зрители приветствовали аплодисментами перебинтованной спортсмена, Занявший второе место в велогонке.

Мировую славу снискал украинский борец греко-римского стиля И. Поддубный.

Знакомимся ближе

Иван Поддубный (1871-1949) - выдающийся украинский спортсмен, родом из Черкасской области. Многократный победитель соревнований разного уровня по классической борьбе. В 1905-1909 гг пять раз получал звание чемпиона мира, побеждая известных спортсменов-претендентов из других стран. Выступал на спортивных аренах Франции, Германии, США и др. стран мира. За 40 лет выступлений на соревнованиях он не проиграл ни одного и завершил спортивную карьеру непобежденным.

Слышали ли вы это имя предварительно? Найдите дополнительные сведения об этой необычного человека и подготовьте сообщение для одноклассников.


3. Религиозное и церковная жизнь в начале века

Каковы были основные черты церковной и религиозной жизни населения в начале ХХ века?


Модернизационные процессы отразились и на религиозной жизни. Характер сдвигов в этой сфере определялся утверждением новых жизненных ценностей людей и проблем с которыми сталкивалось общество.

Индустриализация и урбанизация разрушали патриархальный характер жизни значительной части украинского населения, который базировался на религиозном мировоззрении. В городах среди отдельных кругов интеллигенции утверждались атеистические идеи и движения. Церковь начала терять монопольное право на духовную жизнь общества.

Деструктивно сказывалось на религиозной жизни и жажда власти использовать церковь в тушении социальных конфликтов, популяризации правительственной политики среди населения. В этой ситуации священники фактически превращались в государственных чиновников, что подрывало их авторитет в обществе. Особых масштабов такое явление приобрело на подроссийской территории украинских земель. В Российской империи православие мало статус официальной идеологии, считалось опорой монархии.

Наиболее распространенными в украинских землях бел православная церковь (Преобладала в Приднепровье) и греко-католическая (доминировала в западноукраинских землях). Кроме того, национальные меньшинства, проживали в украинских землях, исповедовали католицизм, иудаизм, мусульманство и др.

В начале ХХ в. православная церковь Приднепровской Украине подчинялась системе русского православия. Вследствие этого происходила замена священников, которые были сторонниками украинский православных традиций, на обрусевших, обязанностью которых должен был стать защита интересов Российской империи (в Приднепровье лишь половина духовенства  состояла из украинском). Имперская власть запрещала строить церкви в Украинский стиле, не разрешалось произносить украинском языке проповеди.

Обратимся к источникам

С «Руководство для сельских пасторов» Православной церкви о нецелесообразности вынесения проповедей на украинском языке


«? Нет необходимости распространять красочную говор только потому, что два-три  миллионы весьма русских людей, под влиянием соседства, или исторических событий несколько отделили язык старославянский и составили областное наречие (Но вовсе не язык), которое в определенной степени искажает язык большинства сыновей России. Оратор, говорящий в церкви на местном наречии, слушателями воспринимается неким комедиантом, а не учителем ».

Какие советы дает сельским священникам русская православная церковь? Чем была обусловлена

Однако, несмотря на все усилия властей и российских церковных иерархов среди  духовенства Приднепровья было немало сторонников украинский национального движения. Они боролись возвращения украинских православных традиций в духовной жизни украинского народа. Показательным стал поступок выпускников Подольской духовной семинарии (слухи об этом событии дошли до  Священного Синода). На выпускной фотографии (1904 г.) семинаристы вместо епархиального архиерея и других важных лиц поместили в центре  группы бюст Тараса Шевченко, продемонстрировав таким образом символ своей веры.

Национально-сознательное духовенство присоединилось к прогрессивной Украинская общественности, требовавшей украинизации образования. Реальных достижений удалось достичь, когда к протестным акциям против русификаторской политики в образовании присоединились семинаристы. Они провели в  октябре 1905 г. забастовки (Волынская, Подольская, Полтавская, Харьковская, Екатеринославская семинарии).

Кроме семинаристов требованиям украинизации образования выступили Украинский священники, которые были избраны в Государственную думу. Имперская власть  вынуждена была пойти на уступки. В отдельных церковноприходских школах было разрешено преподавать украинский язык и комплектовать библиотеки семинар "малороссийскими книгами». В это время начали выдавать Украинский язык Евангелие и другую духовную литературу.

Другим направлением борьбы за возрождение украинской православной церкви встало на украинизацию богослужения. Под влиянием революционных событий церковные иерархи ослабили контроль на местах и священникам удалось кое перейти на богослужение на родном для прихожан языке. Так было на Екатеринославщине и Подолии. По Подолья, то здесь прочные позиции имел католицизм. Поэтому царское правительство, осознавая, что в государству необходимо иметь единую православную веру, согласился на то, чтобы в крае была православная церковь с украинскими признакам, чем римо-католическая.

В западноукраинских землях наибольшее распространение имела греко-католическая  церковь. В начале ХХ в. она набрала четкие национальные черты, поддерживая украинское движение. Греко-католическая церковь пользовалась большим авторитетом среди населения Галичины. На селе священник считался наиболее авторитетным человеком. Духовенство не только упорядочивали Украинская религиозная жизнь, но и заботилось о развитии образования, занималось развитием кооперативного движения и даже привлекалось к распространения национального физкультурного и спортивного движений. Во многих семьях было мечтой изучить сына на священника.

Обратимся к источникам

Украинский историк Петр Дорошенко о значении Украинской греко-католической церкви (УГКЦ)


УГКЦ сделалась главным защитником украинской народности против Полонизации. Она спасла Галичину от национальной смерти. Она сделалась отцовской вере, и народ крепко к ней привязался. С кругов греко-католического духовенства вышло национальное возрождение Галицкой Украину? Церковь стала здесь за последнее время настоящей национальной церковью западного украинства. Она обнаружила национальную творчество, больше чем на этой территории обнаружила Православная церковь.

Как оценивает историк деятельность УГКЦ и Православной церкви? Есть ли такая оценка объективной? Аргументируйте свой ответ.

Греко-католическая церковь имела сильные позиции и среди украинском Закарпатье. Она и здесь стала опорой украинства, хотя определенная доля священников уступила венгерскому давления.

Значительно слабее влияние (по сравнению с Галицией) имела греко-католическая церковь среди украинской Буковины Большинство местного населения было сторонником Православной церкви, но здесь она находилась под сильным румынским влиянием.

  1. Охарактеризуйте изменения в быту городского и сельского населения в начале ХХ века.
  2. Какие новые обычаи появились у жителей города?
  3. Как менялось семейная жизнь? Что, по вашему мнению, приводило к разрушению традиционной большой патриархальной семьи?
  4. Как развивались физкультура и спорт в украинских землях?
  5. Какие были особенности церковного и религиозной жизни населения?
  6. Почему изменения в жизни жителей города были намного больше, чем села?
  7. Как связаны эти изменения с модернизационными процессами?
  8. Связан развитие физкультуры и спорта с модернизаций процессами? Как именно?
  9. Какие изменения в психологии людей они обусловливали?
  10. Почему религиозную жизнь людей авторы называют противоречивым?
  11. Напишите небольшой рассказ на тему «Один день жителя большого (Маленького) города начала ХХ века ». Не забывайте представить себя представителем конкретной слои населения.