1648 года казацкие революция завершила период истории Киева, который определялся его вхождением в состав Речи Посполитой. В конце польско-литовский период численность киевлян составляла 18 тысяч, из которых две трети жили на Подоле. Эту часть Киева считали собственно городом и даже называли Киево-Подолом. Жители Подола пользовались магдебургским правом , т.е. правом на самоуправление. Выбранный согласно этим правом руководящий орган - магистрат - заседал в ратуше, которая стояла на главной площади или Рынка. Площадь окружали самые заметные сооружения Подола - Успенская церковь (которая в древности называлась Пирогощи) и два монастыря - католический Доминиканский и православный Братский. В стенах Братского монастыря действовал вуз - коллегиум, основанный Петром Могилой (впоследствии Киево-Могилянская академия)
От Подола была отделена Бискупщина - небольшой городок, подчиненное католическом епископу (бискупу). Здесь височив кафедральный костел, а рядом стоял дворец епископа
Из любой точки Подола было видно деревянный замок, построенный на горе, получившей название Киселевки по фамилии последнего польского воеводы Адама Киселя. В замке сидели чиновники, руководившие Киевским воеводством
Гора после монгольского нашествия утратила роль городского центра и некоторое время была почти незаселенной. Ее стали называть Старым Киевом, в противовес Киево-Подола. В окружении древних валов здесь уцелели два древнерусские храмы - Софийский и Михайловский Златоверхий. При них действовали монастыри, а вокруг образовалось поселение - Софийская слобода.
Главной твердыней православия был Печерский монастырь, где с 1616 года работала первая киевская типография. Монастырю было подчинено окружено деревянными стенами Печерское местечко, которое положило начало третьей части города - Печерске