🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

14. КУЛЬТУРА И ДУХОВНОЕ ЖИЗНЬ В УКРАИНЕ (учебник)

§ 14                                                               КУЛЬТУРА И ДУХОВНОЕ ЖИЗНЬ В УКРАИНЕ

 

1. Идеологизация культурной жизни. Курс на «сближение и слияние наций». Усиление русификации.

Период пребывания у власти Н. Хрущева характеризовался не только демократизацией и либерализацией, но и ощутимой последовательной идеологизацией общественной и культурной жизни советских людей.

Ярким проявлением этого стало празднования в 1954 г. 300-летие Переяславской рады. По случаю юбилея в прессе было опубликовано одобренные ЦК КПСС «Тезисы о 300-летии воссоединения Украины с Россией (1654-1954 гг.) В этом партийном документе подчеркивалось, что ця историческое событие «... есть большим праздником не только украинского и русского народов, но и всех народов Советского Союза ». В «Тезисах» было сформулировано официальное концепцию исторического развития Украины и намечены его перспективы. Важным фактором и залогом дальнейшего успешного развития украинского народа считался прежде крепкий союз, взаимопомощь и дружба с «братским русским народом».

Следующим шагом на пути теоретического обоснование постепенного сближения, а затем и слияния наций СССР в одну стал XXII съезд КПСС, который принял новую Программу партии.

Среди активно пропагандируемых в Программе перспектив развития коммунистического общества была и тезис о постепенном и неуклонное стирание в СССР национальных различий, особенно языковых. Правда, в Программе отмечалось, что этот процесс будет длительным и завершится он на следующем этапе развития национальных отношений в СССР, характеризоваться дальнейшим «Сближением наций и достижением их полного единства ».

Ускорителем партийного курса на сближения и слияния наций стала политика русификации, которая приобрела тогда чрезвычайной активизации.

 

Понятия и термины

Русификация - Совокупность действий и мер российского царизма, а затем советского союзного руководства в национальных окраинах и нерусских республиках СССР, направленных на сужение, унижение или отодвинуть на второстепенные роли национальных языков, культуры, истории и одновременно выдвижение на ведущие позиции русского языка, культуры, истории. В 60-80-е годы проводилась партийным и государственным руководством Советского Союза в посредством активной пропаганды и реализации идеи сближения и слияния наций в СССР, при полном игнорировании потребностей развития наций и народностей нерусских союзных национальных республик.

 

Ее конкретными проявлениями стали образовательные реформы Н. Хрущева, что проводились в конце 50-х годов. В 1958 г. вокруг реформы школы в средствах массовой информации развернулась активная дискуссия относительно принципов и направлений ее проведения.

Повышенный интерес украинский общественности вызвала, прежде всего, языковая проблема. В проекте реформы предлагалось предоставить родителям учащихся право самим выбирать язык, на котором будут учиться в школе их дети. Понятно, что получив такую возможность, подавляющее большинство родителей, чтобы в будущем облегчить своим детям продвижения по ступеням служебной карьеры, избирали в школах крупных городов. как правило, русский язык преподавания.

Таким образом, проект реформы школы хотя и был, на первый взгляд, вполне демократическим, но фактически способствовал процессам русификации системы образования, вследствие чего статус украинского языка в крупных городах Украины приобретал вторичности.

Это было настолько очевидным, что даже некоторые высокопоставленные представители тогдашних украинских властных структур вынуждены были заявить в ходе обсуждения проекта реформы, что украинский язык должна остаться обязательной для изучения в русскоязычных школах.

В декабре 1958 г. в газете «Правда» появилась статья М. Бажана і М. Рыльского«Во имя человека », в которой авторы выступили против фактически факультативного преподавания родного языка в школах Украины. их инициативу впоследствии активно поддержали сборы киевских писателей.

Однако Хрущев настоял на том, чтобы в республиканском закони о народном образование, принятом в апреле 1959 г., было зафиксировано положение о факультативность изучения украинского языкав школе. Активным проводником этого положения в школах республики стало Министерство образования УССР. Именно из-под его пера вышел приказ, согласно которому русский язык стал обязательным для изучения, а украинская можно было изучать по желанию. Этот новейший «Валуевский циркуляр» были объявлены «весомым проявлением интернационализма».

Вследствие такой языковой политики в последующие годы в республике началось неуклонное уменьшение количества украинских школ (в 1959-1965 годах их стало меньше почти на 2 тыс.) и, наоборот, увеличение школ с русском языком преподавания.

Такие изменения в системе образования усиливающиеся русификацию населения Украины в целом.

 

2. Научно-техническая революция и наука в Украине

Поскольку ведущие страны Запада значительно опередили СССР по темпам экономического развития, Хрущев и его ближайшее окружение обратили внимание на развертывание научно-технической революции в Советском Союзе.

Ученые, проанализировав полтора десятка определяющих направлений научно-технического прогресса, пришли к неутешительному выводу, что почти во всех из них, за исключением одного-двух, советское государство уступает странам Запада.

Поэтому именно эта проблема была подробно и принципиально рассмотрена на июльском (1955 г.) пленуме ЦК КПСС, на котором, в частности, было отмечено, что Советский Союз стоит «На пороге новой научно-технической и промышленной революции, которая далеко опережает по своему значению промышленные революции, связанные с появлением пары и электричества ». Действительно, тогдашняя экономика СССР только «Стояла на пороге» НТР, тогда как высокоразвитые страны Запада развивались по ее принципами уже целое десятилетие.

После рассмотрения этих вопросов на пленуме ЦК отношение партийного руководства к научным исследованиям заметно изменилось.

В частности, партаппарат пополнился выходцами из научной среды. Получило распространение прямое, предметное общение партийных комитетов с учеными. Заметно возросла роль ученых советов, координационных комиссий по определению конкретных направлений научных поисков.

Существенно увеличились и бюджетные расходы на науку. Одновременно существенно возросли престиж и оценка труда ученых. Ученые впервые получили возможность выезжать в заграничные командировки, в ходе которых можно было ознакомиться с новейшими зарубежными научными достижениями.

Ведущую роль в развития науки в Украине играла Академия Наук, президентом которой с 1946 г. по 1962 г. был А. Палладин. а с 1962 г. Є.ПАтон. Благодаря их талантам и вдумчивому руководству Академией, десятилетия, прошло после 1955 г., стало самым динамичным и результативным в развития украинской науки.

В частности, в 1957 г. в составе АН УССР был создан Вычислительный центр во главе с молодым математиком В. Глушковым. Этот новое научное подразделение исследовал ряд важных проблем оборонной промышленности, работал над созданием электронно-вычислительных машин для управление производственным процессом, разрабатывал теорию быстродействующих ЭВМ. Именно здесь начала активно развиваться кибернетика, которая так беспощадно преследовалась во времена Сталина. Вычислительный центр в 1962г. был реорганизован в Институт кибернетики АН УССР.

В 1953 г. создан Е. Патоном Институт электросварки возглавил его сын Б. Патон. Под его руководством было разработан ряд новых технологий электросварки, что вывело советскую науку на ведущие позиции в мире в области сварочной техники.

Огромную работу по исследованию проблем атомной энергетики проводил Харьковский физико-технический институт на главе с І.Курчатовым. Предметом научных изысканий Института были вопросы ядерной физики сверхвысоких энергий, управляемых термоядерных реакций и др.

В Институте физики в 1960 г. было создано ядерный реактор. за помощью которого осуществлялись научные исследования атомного ядра.

АН УССР разрабатывал эффективные рекомендации по создание межконтинентальных ракет,исследовал теорию конструктивной прочности пластмасс,применявшаяся в ракетной технике. Украинские ученые много сделали для развития космонавтики. Они непосредственно причастны к запуску искусственного спутника Земли в октябре 1957 г. и первого полета в космос человека - Ю. Гагарина.

Весомым был вклад украинских ученых в развитие медицины. В середине 50-х годов под руководством Н. Амосова было начато теоретическую разработку новых метол хирургической лечения сердечных заболеваний, которые сразу же были введены в практику.

Процессы либерализации, широта развернулись в стране во времена нахождения у власти Хрущева, не могли не коснуться и гуманитарных наук.

В этот период ученые впервые получили возможность исследовать архивные источники советской эпохи. Начали создаваться, а впоследствии и печататься содержательные сборники архивных источников, началась кропотливая работа по созданию и издание первой многотомной «Украинская Советской Энциклопедии ». Были учреждены специализированные журналы академических учреждений гуманитарного профиля «Украинская исторический журнал ». «Советское право», «Экономика Советской Украины», «Народная творчество и этнография ».

Конечно, партийные деятели, как и раньше, тщательно следили за тем, чтобы обществоведы не касались запретных тем и персоналий, не подвергали критике деятельность КПСС, а боролись с так называемыми «фалmсификаторамы»,« Идейными врагами » партии.

И все же иногда имели место не предусмотрены партией события. В частности, научная конференция и проблем культуры украинского языка (Февраль 1963 г.), в которой приняло участие более 800 лингвистов, фактически превратилась на публичное осуждение языковой политики КПСС и КПУ. Докладчики и выступающие с горечью и болью говорили о унизительное положение родного языка в Украине, призвали ликвидировать сознательно созданные на пути ее развития преграды и ограничения.

 

3. Оживление литературно-мистецького жизнь

Политика русификации, проводившейся советским руководством в условиях десталинизации и либерализации государственного и общественно-политической жизни, вызвало в свою очередь протест и влечение к самоидентификациисо стороны украинского населения.

Как и в 20-е годы, в этот период вновь остро встал вопрос о сохранении украинского языка и расширение сферы ее употребления. Украинская пресса начала печатать многочисленные письма писателей, учителей, преподавателей вузов, которые содержали требования распространять родной язык, бороться за ее культуру, всеми средствами пропагандировать ее красоту и благозвучие.

Среди первых в защиту украинского языка стали писатели М. Рыльский, М. Бажан, Н. Рыбак, С. Крыжановский, М.Шумило и др. Даже первый секретарь ЦК Компартии Украины П.Шелест начал высказываться о необходимости и важности сохранения и дальнейшего развития украинского языка.

Влияние «оттепели» ощущалось и в литературно-художественной сфере. Предвестником духовного пробуждения стала публикация в июня 1955 г. в «Литературной газете » статьи А. Довженко «Искусство живописи и современность ». В ней известный украинский писатель и кинорежиссер, призывая «расширять творческие границы социалистического реализма», фактически дал толчок для художественной интеллигенции к свободному творческому поиску.

Первыми на призыв А. Довженко откликнулись писатели Именно с новых позиций «расширенного трактовка метода социалистического реализма» были написаны, но так и не опубликованные в то время поэмы «Репрессированные бессмертия» и «Мазепа» В. Сосюры. В период «оттепели» было также создано романы «Дикий мед »Л. Первомайского и «Водоворот» Гр.Тютюнника. Новыми красками засверкали труда уже известных мастеров Украинский поэтического слова Бажана. М. Рыльского. П. Тычины. За роман «Тронка» А. Гончар был удостоен Ленинской премии. Из-под пера М.Стельмаха вышли романы «Кровь человеческая не водица »и« Хлеб и соль ».

Во весь голос заявили о себе молодые литераторы В.Симоненко, Л. Костенко, М. Руденко. Д. Павлычко, М. Винграновский, Ю. Мушкетик, В. Шевчук, И. Драч и др.

Среди них особенно заметной была фигура Василия Симоненко. Деревенский парень с Полтавщины еще во время обучение на факультете журналистики Киевского университета обнаружил талант к высокой гражданской поэзии. Ею была проникнута его первый поэтический сборник «Тишина и гром», вышедшая в 1962 После преждевременной смерти поэта в 1963 г. появились его следующие книги «Вино из роз». «Земное притяжение», «Берег ожиданий», наполнены настоящей сыновней любовью к Родине.

В это время засиял яркий, неповторимый талант Лины Костенко. Ее первые сборники «Лучи земли » (1958 г.), «Паруса» (1959 г.), «Путешествия сердца» (1961 г.) продемонстрировали талант молодой поэтессы философски осмысливать реалии жизни и высказывать оригинальные мысли, предоставляя им замечательной поэтической формы.

 

4. «Шестидесятники»

На волне борьбы с сталинизмом и тоталитаризмом в Украине с началом 60-х годов формируется и сплачивается поколения молодых литераторов и художников так называемых «Шестидесятников» (Участники движения за обновление советского общества 60-х годов).

Эта молодая генерация Украинская интеллигенции протестовала против фальши, помпезности, заидеологизированности в изображении действительности, душной атмосферы в обществе, боролась за возрождение родного языка и культуры, подъем национального самосознания и человеческого достоинства.

Одним из первых ячеек «шестидесятников» стал клуб творческой молодежи в Киеве, возникший под эгидой горкома комсомола в 1960 г. Его возглавлял Лесь Танюк, а самыми активными участниками собрания были Иван Драч, Мыкола Винграновский, Иван Светличный, Алла Горская и др. Работа клуба сначала сосредоточивалась на пропаганде украинских народных традиций и организации различных художественных кружков. Затем члены Клуба начали поиски мест массовых захоронений жертв сталинских репрессий.

Со временем движение «Шестидесятников» начал приобретать все более отчетливого национальной окраски. Его участники организовывали вечера памяти Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинская, Леся Курбаса. Представители власти называли это собрание «Националистическими сборищами ».

Аналогичное направления имел основан в 1962 г. клуб «Подснежник» во Львове. В него вошли Михаил и Богдан Горыни, Ирина и Игорь Калинец, Михаил Косив и др. В отличие от киевлян, которые отдавали предпочтение культурологической сфере, молодые львовяне старались максимально политизировать свою деятельность,касаясь опасных в то время национальных проблем.

Ограниченность процессов десталинизации, непоследовательность и незавершенность демократических преобразований привели к новому усилению борьбы с любыми проявлениями инакомыслия.

Согласно новым политических реалий была разработана новая законодательная база, Перекрывающая возможности властных структур в проведении политических репрессий. Партийные и государственные органы начали откровенное преследования «шестидесятников» в прессе, освобождали их с работы, запрещали печатать их художественные и научные труда.

Смерть В. Симоненко 13 декабря 1963 еще больше обострила это противоборство. Неопубликованные стихи и дневник поэта, речи И. Дзюбы. С, Сверстюка, И. Светличного на чествование его памяти постоянно распространялись в рукописях. Преследования, которым потерпел В. Симоненко в последний период своей жизни, его внезапная и загадочная смерть фактически сделали из него и его последователей национальных мучеников, окружили их ореолом жертвенности.

 

Документ

Надежда Светличная. Как не согнемся, то не согнут / Извлечение /

            ... Квартиры Ивана Светличного и Аллы Горской в Киеве были очагами сплочения национально сознательных творческих сил. Это был клуб творческой молодежи. Он сыграл чрезвычайно большую роль не только в жизни шестидесятников. Этот клуб заложил фундамент, который сохранился в времени настоящем: живая сила 60-х и сейчас на передовых участках общественно-политической жизни Украины. Клуб сделал то, чего не удалось творческим союзам; объединил молодежь за интересами, одна какая секция могла сплачивать гуманитариев и технократов, физиков и лириков, художников и поэтов, студентов і преподавателей. Мне до сих пор на памяти художественные выставки Анны Собачко-Шостак и Анатолия Петрицкого, Вечера, посвященные Ивану Франко, Леси Украинская, Лесю Курбасу, бурно-возвышенные поэтические диалоги. Я вчарувалася подвижничеством Аллы Горской.

Удалось сохранить Аллин приглашение на последний Шевченковский вечер: его составляли гармоникой, на каждой странице - цитата или название произведения, на двух последних рядом возникали надписи «В семье вольной, новой ... »

Вопросы документа

Пользуясь документом, определите основные направления деятельности украинских «шестидесятников".

 

5. Музыкальное искусство, живопись, театр, архитектура

Процессы либерализации коснулись ii художественной жизни республики. Особенно характерными в этом отношении было решение ЦК КПСС, что отбросило предыдущие откровенно тенденциозные обвинения в оперы В.Мурадели «Великая дружба» и произведений украинских композиторов К. Данькевича «Богдан Хмельницкий» и Г. Жуковского «От чистого сердца».

В специально принятом по этому поводу постановлении, в частности, отмечалось, что недостатки, имевшие место в творчестве этих художников, НЕ были «большими идейными пороками». Они не заслуживали такого слишком серьезного осуждения, которое получили во времена «ждановщины».

Аналогичное решение принял и ЦК Компартии Украины, где также были пересмотрены несправедливые оценки творчества ряда украинских композиторов. Но в нем одновременно подчеркивалась необходимости и далее вести решительную борьбу против мнимого «Новаторства», зараженного воздействиям «реакционного буржуазного искусства».

Несмотря на такие «партийные рекомендации », творчество композиторов Украины, как официального, так и неофициального направления, становится более плодотворным и многогранным. В это время Украинский музыкальное искусство обогащается новыми произведениями С. Людкевича, А.Кос-Анатольского, братьев Майбород, А.Штогаренко. Огромной популярностью в Украине пользовались композиторы-песенники А. Билаш, А.Филипенко, И.Шамо. Творческим новаторством отмечалась авангардная музыка Л. Грабовского, В. Сильвестрова, В.Загоруева.

В изобразительном искусстве также ощущались творческие новации и изменения. Из музеев, выставок, галерей стали изыматься многочисленные полотна и скульптуры, посвященные «вождю всех народов» И. Сталину.

Художники Украине начали поиск новых форм творчества, правда, не выходя за установленные пределы социалистического реализма.

В изобразительном искусстве плодотворно работала целая плеяда талантливых мастеров. Это прежде М. Божией, М.Дерегус, В.Кассиан, К. Трохименко.

Новыми творческими достижениями засияла в это время творчество прекрасной художницы Т. Яблонской. Еще в 50-е годы она получила признание и авторитет своими замечательными полотнами «Весна», «Утро», «Хлеб» и др. В 60-е годы Т. Яблонская продемонстрировала новый стиль создание синтетических образов, в котором ярко прослеживалась давняя градация украинской народной живописи. Вместе с В.Зарецким Т. Яблонская стала учредителем фольклорного направленияв украинском изобразительном искусстве, который, несмотря на очень большие трудности, развивался в последующие годы.

Почувствовав веяние «оттепели», новыми идеями обогатили свою творческую деятельность и скульпторы. По случаю празднования 150-летия со дня рождения Т. Шевченко в Москве был сооружен памятник Великому Кобзарю (Авторы М.Грисюк, Ю.Синкевич, А.Фуженко). Того же года во Львове был открыт памятник И. Франко (Авторы В. Борисенко, Д.Крвавич, Е.Мисько и др.). Оригинальные произведения станковой скульптуры создали М.Рябинин и В.Сколоздра(«Олекса Довбуш»), Г.Петрашевич («Дитя мое») и другие художники.

 

 

В это время наблюдается рост интереса к театральному искусству. Несмотря уменьшение общего количества театров в республике (из 80-ти в 50-е годы до 60-ти в середине 60-х годов), число театральных зрителей заметно увеличилось.

Мало кого могла оставить равнодушным блестящая игра настоящих мастеров своей профессии А.Бучмы, В.Добровольского, Ю.Лаврова, И. Ужвий, Ю.Шумского. Умелыми последователями творческих традиций Л. Курбаса в этот период стали режиссеры: Г. Юра, М Крушельницкий, В. Скляренко и др.

Значительный шаг вперед сделала украинская архитектура. В первой половине 50-х годов было построено ряд интересных сооружений, среди них Дом техники в Ворошиловграде (Ныне Луганск), драматический театр в Тернополе, кинотеатр «Киев» в столице Украины. Дом культуры в Новой Каховке.

Продолжалась застройка центральной магистрали Киева Хрещатика, разрушенного во время немецко-фашистской оккупации. Серьезное внимание уделялось преодолению непрактичного использования архитектурного наследия, декоративных излишеств, проявлений формализма в архитектурном проектировании. Со второй половины 50-х годов основным направлением советской архитектуры стало типовое проектирование.

Установка Шевченковской премии. В целях поощрения творческой деятельности украинских художников с 1962 г. было установлен ежегодный Шевченковскую премию, присуждалась за высокие достижения в области литературы, журналистики, искусства и архитектуры.

 

Художник В.Кассиан

 

 

Вопросы и задания

1. Что Вы знаете о «языковую проблему» в школах Украины за суток Хрущева?

2. Кого из деятелей науки, заявили о себе во времена «Оттепели», Вы можете назвать?

3. Кого из молодых талантливых литераторов, которые заявили о себя во времена «оттепели», Вы можете назвать?

4. Назовите организации, стали первыми очагами движения «Шестидесятников».

5. Каковы перспективы развития наций в СССР определяешь новая Программа КПСС, принятая на XXII съезде партии?

6. Что такое «русификация»? На что была направлена политика русификации?

7. Кто такие «Шестидесятники»?

8. Определите хронологическую последовательность событий:

- Начало образовательных реформ Хрущева;

- Празднование 300-летие Переяславской Рады;

- Установление Шевченковской премии;

- Основания Клуба творческой молодежи в Киеве.

9. Сменившая образовательная реформа конца 50-х лет в преподавании украинского языка в школах Украина?

10. Каким отраслям науки уделялось первоочередное внимание со стороны руководства государства в конце 50-х в начале 60-х лет?

11. Как процессы либерализации сказались па развития литературы Украине?

12. Какие идеи исповедовали представители движения «шестидесятников»?

13. Почему, по Вашему мнению, в СССР развитие научно-технической революции значительно отставал от ведущих стран Запада?

14. Как Вы считаете, чем было вызвано проведение политики русификации в Советской Украине?

15. Почему, на Ваш взгляд, властные структуры начали преследование «Шестидесятников? »