§ 15 ЗАРОЖДЕНИЕ диссидентского движения в УКРАИНЫ
1. Истоки диссидентства
После смерти И. Сталина, в условиях хрущевской «оттепели», в Украину снова развернулось оппозиционное движение. Основными причинами его подъем в Украине были: практически безгосударственный статус республики; монопольная власть партийно-советской бюрократической верхушки; постоянные притеснения и ограничения национально-культурной развития; целенаправленная русификация украинского населения республики.
В конце 50-х – на начале 60-х годов все имеющиеся положительные возможности хрущевской «оттепели» были фактически исчерпаны. Стратегическая линия реформ пришла в полное несоответствие с существующей политической системой, которая уже не допускала серьезные изменения.
В этих условиях «шестидесятники» постепенно сформировали оппозицию властным структурам. Но оппозицию, которая действовала преимущественно в рамках существующей системы, по тем «правилам игры», которые инициировались «сверху».
Однако параллельно в это время начинает разворачиваться другой разновидность оппозиционного движения, впоследствии стал называться «Диссидентским».
В отличие от легального культурологической шестидесятничества, воспользовавшись ослаблением тоталитаризма и либерализацией, проходившей в стране, новые борцы за национальные права Украинский начали в меру своих возможностей органично сочетать подпольную деятельность с некоторыми легальными методами борьбы.
Понятия и термины
Диссиденты (От лат. dissidens- Несогласный) - Участники оппозиционного движения в СССР с конца 50-х - до середины 80-х; выступали за демократизацию общества, соблюдение прав и свобод человека, в нерусских республиках - за национальные права, собственную государственность.
Украинский диссидентствобеспокоили две главные проблемы. Первая касалась прав нации, А вторая – прав человека. Характерной особенностью взглядов диссидентов было то, что они не разделяли права нации и права человека, не противопоставляли их друг другу, а рассматривали как одно целое.
В социально-политическом же аспекте новая генерация национально-патриотических сил продолжала поддерживать и развивать демократические и правовые традиции. Поэтому не случайно, что с тех пор фактически как синонимы употребляются термины диссидентство, правозахисництво и инакомыслия.
Чувствуя, что это оппозиционное движение создает серьезную опасность правящему режиму, партийные и государственные структуры Украина направили на бескомпромиссную и решительную борьбу с оппозицией органы КГБ. В частности, в декабре 1959 г. ЦК Компартии Украины своим постановлением обязал Украинский кагебистов «Усилить работу по предупреждению, разоблачение и прекращение враждебных действий националистических и других антисоветских элементов на территории республики ».
В новых условиях правоохранительные органы вынуждены были отказаться от прямых репрессий, а шире применять более гибкие профилактические методы, т.е. «воспитательную» работу с теми, кто «случайно попал на вражеский путь ».
Стоит отметить, что вопреки процессам либерализации, советские карательные органы работали, по-прежнему достаточно активно. Только за 1954-1959 гг в Украину было разоблачено и ликвидировано 183 «Националистических и антисоветских группировок», почти 2 тысячи человек в антисоветскую деятельность был привлечен к уголовной ответственности, 1 300 – ощутили на себе «профилактическую» работу спецорганов.
С целью усиления эффективности борьбы с инакомыслящими в 1961 г. были введены в действие новые уголовные кодексы СССР и союзных республик. Статьи 61 («вредительство») и 62 («антисоветская агитация и пропаганда ») УК УССР могли трактоваться карательными органами конечно, на их усмотрение.
Оппозиционное движение 1950-1980-х годов
2. Украинский революционный центр (УРЦ) Оформление идеологии диссидентства
Вскоре после смерти И. Сталина партийно-государственное руководство Украины узнало о существовании украинский революционного центра (УРЦ)
С корреспонденции, поступавшей из Львова, цензура изъяли 52 антисоветские документы. Они были напечатаны на машинке и направлялись в сельские советы. колхозов и учебных заведений восьми областей Западной Украины. В распространенных документах сообщалось о создание революционного центра, способного возглавить в Украину национально-освободительное движение, подвергался резкой критике сталинский диктаторский режим. И. Сталин и его окружение обвинялисьв узурпации власти, насильственному переселении людей, в смерти миллионов Украинская, погибших на фронтах или умерли от голода.
В Манифесте украинский революционного центра определялись тридцать три «принципы свободы».
В документе выдвигались требования введение демократической системы, установление суверенитета Украины, определение государственных границ нации в пределах ее этнографических земель, обеспечения свободы организации различных политических партий и т.п.
Отмечалось, что важнейшие вопросы политической жизни, законодательства, формирования бюджета должны решаться исключительно путем всенародного голосования.
Обосновывалось право свободной критики правительства и выборных органов власти, предлагалось выдвигать кандидатов на правительственные должности.
Украинский революционный центр заявил, что основным принципом его программы является, прежде всего, воля народа. «Каждому нации – государственность », провозглашалось в Манифесте УРЦ. Только тогда, говорилось в манифесте, когда каждая нация будет иметь возможность образовать независимое государство, только тогда будет установлена на земле справедливость и возникнет возможность свободного братского союза наций. А достичь этого можно, по мнению авторов документа, только путем уничтожение всех и всяких империй, под каким бы видом они не существовали.
Идеологически гия украинский диссидентства начала формироваться в 1955 г., когда Украинский политзаключенные мордовских концлагерей написали «Открытого письма» в ООН. Это был первый документ, в котором обобщались главные требования Украинский диссидентства на начальном этапе его становления. В нем выражался решительный протест против дискриминации советской властью всего украинского, привлекалось внимание мировой общественности к бесправного положения Украины.
Украинские диссиденты боролись против тоталитарной системы как открыто, так и в подполье.
На официальном уровне диссиденты 50-х лет требовали главным образом реабилитации невинно осужденных деятелей культуры и искусства. бывших политических деятелей Украины, возвращения произведений представителей «расстрелянного возрождения », протестовали против притеснений творческой интеллигенции.
Неконфронтационный характер этих требований объяснялся желанием содействовать пробуждению национального сознания украинцев и одновременно избежать преследований со стороны карательных органов советской власти, которые всячески пытались изолировать пол народа национально сознательную интеллигенцию «за антисоветские выступления».
В 1958 г. органы КГБ Украины уличили в Станиславе (лине Ивано-Франковск) Объединенную партию освобождения Украина, а в 1961 г. – во Львове Украинский национальный комитет та в с.Кулич-Воляна Львовщине Молодежную национальную организацию.
Общим для этих организаций было то, что они, во-первых, имели в своем составе, как правило, молодежь, и, во-вторых, организационно и идеологически ориентировались на принципы и опыт ОУН-УПА.
3. Украинский рабоче-крестьянский союз (УРСС)
Наиболее известной группой, которая в своих программных документах поставила вопрос о ненасильственный, конституционный путь обретения государственной независимости Украина, Была украинская рабоче-крестьянский союз. ее основали два молодые юристы - Левко Лукьяненко и Иван Кандыба, которые в 1958 г. на Львовщине создали ядро будущей организации.
Фигура
Лукьяненко Левко Григорьевич (1928р.н.) - Политик и общественный деятель. Окончил Московский университет (1958). В 1958-1961 - адвокат на Львовщине. В 1958 основал Украинскую рабоче-крестьянскую союз. В 1961 арестован и приговорен к смертной казни, которую заменен 15-летним заключением. После отбытия (1976) срока заключения поселился в Чернигове. Один из основателей УХГ. В декабре 1977 арестован и в июне 1978 приговорен к 10 годам тюрьмы и пяти лет ссылки. В январе 1989 вернулся в Украину и руководил УГС, председателем которой избран 1988. В 1990-1992 - народный депутат Украины. С 1990 председатель, с 1993 - почетный председатель УРП. В 1992-1993 - Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Канаде. С 1994 - народный депутат Украины. Председатель Всеукраинской ассоциации исследователей голодоморов в Украине (1994). Президент Украинской звена Всемирной лиги за свободу и демократию. Автору акта провозглашения независимости Украины, книг - «Исповедь в камере смертников», «Верю в Бога и Украины», «Не дам погибнут Украина ». Почетное отличие Президента Украины (1992). Медаль Святого Владимира «Борцам за волю Украины» (1991). Почетный доктор права Альбертскогоуниверситета (Канада).
В разработанном в 1959 г. Левком Лукьяненко и Степаном Вирун проекты программы УРСС теоретически обосновывались и осмысливались положения нового, бескровной этапа Украинская национально-освободительного движения.
В этом документе острой критике подвергалась политика Коммунистической партии и советского правительства в годы голодомора 1932-1933 гг осуждалась практика жестоких сталинских репрессий 30-х лет, бюрократические методы руководства народным хозяйством, национальная политика правящей партии, которая проводилась в республике.
В проекте программы отмечалось, что в действительности Украина лишена провозглашенных Конституцией суверенитета и прав свободно вступать в политические и экономические отношения и другими государствами. В республике украинский язык не только не стала государственным, а вообще почти вытеснен из официального употребления.
Поэтому, по словам авторов проекта, Украине нужно использовать предоставленное ей конституционное право и выйти из состава СССР. Ведь Конституция УССР (ст.14) и Конституция СССР (ст.17) предоставляли союзной республике право превратиться в совершенно независимое государственное образование.
Как считали авторы документа, в вновь самостоятельной украинском государстве политический строй будет оставаться, как и до этого, советским, а экономический – социалистическим. Украина, отмечалось в проекте программы, как суверенное и самостоятельное государство должно остаться в содружестве таких же независимых социалистических государств.
Характерной особенностью УРСС было то, что ее основатели для определения и обоснования своих идеологических принципов использовали как они утверждали, «настоящий марксизм», который якобы не имел ничего общего с тогдашней практикой КПСС.
Такое решение вытекало не только с тактических соображений активистов союза, но и с осознание ими исторических традиций политической борьбы в Украине в конце XIX – в начале XX в. Как отмечал Л. Лукьяненко, учась в Москве, он детально ознакомился с программой Революционной украинской партии (РУН) и был просто поражен ее настоящей «демократичностью и социалистичности».
Вместе с тем украинский рабоче-крестьянский союз не возражала и опыта борьбы ОУН-УПА. В ходе обсуждение программы и тактики своей деятельности члены объединения высказывали мнения относительно возможности использования традиций военного и послевоенного украинский повстанческого движения. Но в конечном итоге поддержку большинства получили те, кто считал, что новые условия требуют новых форм и тактики политической деятельности.
На своем заседании, состоявшемся 6 Ноябрь 1960 члены Украинского рабоче-крестьянского союза рассмотрели проект программы и главные задачи организации. Но следующее собрание союза не состоялось – в январе 1961 ее руководство было арестовано.
Оценивая проект программы украинский рабоче-крестьянского союза, следует подчеркнуть, что целью, к которой стремилась эта организация, был вывод Украины из состава СССР. Именно для активной пропаганды идеи суверенного и независимой Украине создавалось это политическое объединение. По мнению его учредителей, в случае непризнания большинством украинской нации этой цели, союз должна самораспуститься.
Правоохранительные органы, разоблачив УРСС, инкриминировали ее участникам тяжкое преступление - предательство Родины. И когда руководитель организации Л. Лукьяненко попытался напомнить следователю, что поставленная союзом цель соответствовала конституционным нормам, тот ответил в афористичной форме: «Конконституции существует только для заграницы ».
На закрытом судебном процессе в мае 1961 шестерых членов Украинский рабоче-крестьянского союза приговорили к больших сроков лагерного заключения (от 10 до 15 лет). Л. Лукьяненко был приговорен к высшей мере наказания - Расстрелу, который впоследствии был заменен 15-летним заключением.
4. Политическая и идеологическая реакция 60-х годов. Труд И. Дзюбы «Интернационализм или русификация? "
«Оттепель», процессы демократизации и либерализации общественно-политической жизни, развитие диссидентского движения постепенно сформировали новый политический климат в Украине, который характеризовался возникновением политических требований в среде оппозиции.
Существенным толчком к этому стала волна арестов диссидентов, прокатившаяся в середине 60-х годов. Удар был направлен против молодой генерации украинской интеллигенции. Арестованные были Иван Светличный, братья Богдан и Михаил Горыни, Михаил Косив и др. им не предъявили конкретных обвинений, но зато в республике начали активно распространяться слухи о разоблачении антисоветской националистической организации. Дело было очевидно сфабрикованным и носила характер откровенного расправы.
На решительный защиту арестованных стали известные представители тогдашней украинской интеллектуальной элиты –депутат Верховного Совета СССР М.Стельмах, депутат Верховного Совета УССР А. Малышко, авиаконструктор А. Антонов, кинорежиссер С. Параджанов, композитор Г. Майборода и др.
Репрессии против оппозиции, имевших место в Украине в первой половине 60-х годов, не отвлекли оппозиционеров от политической борьбы. Наоборот, преследования предоставили оставшимся на свободе, еще большую силу, вдохновение и отваги.
Собственно, под влиянием именно тех массовых арестов 1965 молодой литературовед Иван Дзюба взялся за детальное исследование источников и главных причин, обусловивших акции решительного протеста передовой украинский интеллигенции.
В сентябре-декабре 1965 г. свои выводы И. Дзюба изложил в труде под названием «Интернационализм или русификация? », которую послал партийном и советскому руководству СССР и Украинская ССР. Это было первым широким обобщением идей украинский оппозиционной движения, которое содержало развернутую программу его культурных и политических требований.
Главное требование выглядела довольно взвешенно – возвращение партийного руководства принципам ленинской национальной политики (Книга И. Дзюбы была буквально усеяна цитатами из Ленина, Маркса и Энгельса).
Однако даже эта умеренная программа была уже свидетельством легального отрицание официальной политики советского режима. В конечной части книги И. Дзюба осуждающе указывал на политическую и моральную ответственность украинского правительства за судьбу Украинской ССР.
Написанная с большим талантом и эрудицией, книга И. Дзюбы на долгие годы стала главной политической программой Украинская национально-освободительного движения и оказала огромное влияние на формирование его идеологических концепций.
Руководство республики добилось освобождении И. Дзюбы с работы и делало все для того, чтобы он публично отрекся написанного. Ему даже цинично предлагалось написать статью о расцвете советской Украине в «семье народов-братьев».
Наконец, И. Дзюба арестовали и 18 месяцев продержали за решеткой, а впоследствии (в декабре 1969 г.) заставили написать в Союз писателей Украины покаянное письмо.
Деятельность политической оппозиции конца 50-х - первой половины 60-х годов имела огромное значение.
Она фактически подготовила прочное подоплеку дам следующей борьбы за демократизацию общественно-политической жизни в республике. Представители оппозиционных правящему режиму сил убедили общественность в возможности реального существования сопротивления репрессивной государстве.
Документ
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГК КП УКРАИНА ПРО ВЫВОД НА ПИСЬМО И. Дзюбы и приложенных К НЕМУ материалы, направленные в ЦК КП УКРАИНА (22 Февраль 1972)
... 2. Подготовленный И. Дзюбой материал «Интернационализм или русификация?" Имеет явно выраженный антисоветский, антикоммунистический характер, а его автор стоит на буржуазно-националистических позициях. Политическая вредность, классово враждебная суть этой «работы» в том, что в ней сводится клевету на ленинскую национальную политику КПСС, делается попытка доказать подавлено положение Украины в составе СССР и дискредитировать Союз ССР как новую, высшую форму объединения суверенных союзных республик, ослабить дружбу, разжечь недоверие и вражду между украинским и российским народами, дезориентировать наш народ и мировую общественность относительно истинного положения культурного развития Советской Украины.
С этой целью Дзюба прибегает к искажению и извращению положений ленинской национальной политики и содержания произведений классиков марксизма-ленинизма по национальному вопросу, обосновывает свою «теоретическую» платформу, которая выражает взгляды украинский буржуазного национализма, повторяет и пытается аргументировать »основные утверждение буржуазной и националистической пропаганды.
Вопросы к документу
Как Вы считаете, которые положения работы И. Дзюбы «Интернационализм или русификация?" Вызвали возмущение партийно-советского руководства?
Вопросы и задания
1. За что боролись украинский диссиденты?
2. Назовите известных Вам украинских диссидентов.
3. Назовите известные Вам диссидентские группы и организации.
4. Какие методы использовал советский режим для борьбы против украинских диссидентов?
5. Каковы основные положения содержались в Манифесте Украинский революционного центра?
6. Какой была главная цель деятельности украинском рабоче-крестьянского союза?
7. В чем заключались основные требования украинских диссидентов?
8. Какие средства применяли государственные органы для подавление оппозиционного движения?
9. Дайте определение понятия «диссиденты».
10. Чем отличались взгляды и деятельность диссидентов и « шестидесятников »?
11. Охарактеризуйте труд И. Дзюбы «Интернационализм или русификация? "Выделите ее основные положения.
12. В чем значение деятельности диссидентов?
13. Как Вы считаете, почему диссидентское движение в Украине возник только в 50-е годы, а не раньше?
14. Почему, по Вашему мнению, диссиденты отказались от насильственных методов борьбы?
15. Или составляла деятельность диссидентов, на Ваш взгляд, реальную угрозу существованию советского режима?