🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

31. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В культурной и духовной жизни УКРАИНА (учебник)

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В КУЛЬТУРНОМ

§ 31                                                                                      И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ УКРАИНЫ

1. Возрождение национальной культуры

В тесном связи с развитием государственности Украины идет процесс развития национальной культуры.

Отчетливо обозначились отход от идеологической регламентации культурной жизни и ориентация на общепризнанные ценности мировой культуры. В литературно-художественной жизни утверждается плюрализм, пришедший на изменение присущем тоталитарном системе однотипном заидеологизированной художественном отражению действительности. Переосмысливаются догмы социалистического реализма

Уже в феврале 1992 Министерство культуры Украина подготовило программу развитияв национальной культуре, которая практически порывала с тоталитарным мынулим и направляла развитие культуры на путь исповедание высших гуманистических ценностей.

Парламент Украины вскоре одобрил то программу. Президент Л. Кравчук своим указом предусмотрел меры социальной защиты деятелей культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям.

В первые годы независимости были созданы Комитет і Национальной премии им.Т.Шевченко. В его состав вошли известные деятели украинской культуры.

Среди первых лауреатов Шевченковской премии независимой Украины стали узник сталинских концлагерей Б.Антоненко-Давидович (Посмертно), диссиденты А.Калинец, Т.Мельничук, художники М.Максименко, Г. Синица, капелла бандуристов им.Т.Шевченко з Детройт (США) и хор имени А. Кошица из Канады.

Национальные премии 2000 присуждена писателю І.Гнатюку, композитору А.Караманову, художницы М. Тимченко, скульптору В.Чепелюк, хореографу А.Шекера т.д.

Среди лауреатов Государственной премии писатель І.Чендей, певец В. Зинкевич, искусствовед В.Овсийчук, художник А.Антонюк, ученый Р.Конквест (США).

Возвращаются произведения, книгозибрання, Архивы и другие культурные и духовные ценности, которые з различных причин были вывезены из Украины за границу. Чтобы ускоришьты возвращения незаконно перемещенных культурных ценностей, созданныйно специальную правительственную комиссию.

В феврале 1992 г. Украина подписала соответствующую соглашение і странами СНГ. Для нашего государства это соглашение маг особое значение: за пределы Украины в разное время были вывезенные скифское золото, иконы, картины, исцьки изделия, рукописи и т.п.

Только за последние годы в Украину возвращено личные архивы О.Олеся и О. Ольжича. Общественность Украина вотримала можность ознакомиться с большим архивом неизменного течение костровох лет председатель Научного общества имени Т. Шевченко академика А. Жуковского.

Украинский культурная сокровищница пополнилась и творческой спадщыной Л.Морозовой, которая была среди тех, кто рискуя жизнью, защищал Михайловский Златоверхий собор от разрушения.

Большую заинтересованность ученых вызывают переданы в Украину копии документов Государственного архива Швеции, освещающих связи Украина и Швеции у XVIII ст.

К Украина вернулись из США архивные материалы правительства УНР в изгнании. Основано работу с целью возвращения на Украину наследия профессора І.Огиенко, труды которого насчитывают около 2 000 наив из разных областей знаний.

Увидели свет ранее недоступные украинским читателю издания литературы украинской эмиграции произведения І.Багряного, В. Барки, А.Телиги, С.Гординского, Л.Мосендза и многих других.

В Союзе писателей Украины создана специальная комиссия, что активно включалась в возрождение имен тех деятелей культуры, которые стали жертвами сталинщины.

На книжных полках появились забытые произведения писателей «расстрелянного возрождение »: М. Зерова, М. Хвылевого, Е. Плужнока, Г. Косынки и др. Вышедших произведения украинских диссидентов В.Стуса, І.Светличного, Е. Сверстюка, В. Рубана, М. Руденко.

В Украине не только сохраняются ранее созданные ячейки культурной жизни, но и винывающими новые. Создано Одесский филармонический симфонический оркестр. Государственный ансамбль солистов «Киевская камерата» и др.

Национальное возрождение стимулировало рост сети музее » в областях открыто 29 новых государственных музеев. Основаны новые историко-культурные заповедники в Батурине, Глум, Дубно, Збараж, Корсунь-Шевченковском т.д.

Возобновлен выпуск журналов «Киевская старина »,« Литеразовать культурно-научный вестник ». С 1992 в Украине выходят издания ежемесячного журнала независимого мнения «Современность».

Появились новые периодические издания журналов, например, «Тернопиль »в Тернополе, «Порог» в Кировограде, «Борисфен» в Днепрпетровскую и другие. В Харькове возобновлено издание «Сборника Харкивского историко-филологического общества », публикуется журнал «Млечный путь». Широкую издательскую деятельность развернуло Научнове общество имени Шевченко во Львове. Киевское издательство «Глобус » начало переиздания в Украину знаменитой «Энциклопедии украинознавства », подготовленной представителями украинской диаспоры.

Свою собственную периодику имеют общества, общественных объединенийния и политические партии. Практически в каждом областном центре Украины (Появились новые издательства, в том числе и те, что работают на коммерчесционных началах. Начиная с 1992 г. в Украине появляется военная пресса начато издание газет «Народная армия», «Флот Украины» и др. Появился журнал «Войско Украина », превращенным на печатьваний орган Министерства обороны Украины.

Рассти тематический диапазон литературно-художественных произведений, уризноманитнюються их стилевые формы.

Большую популярность приобрел Всеукраинский фестиваль современной песни и популярной музыки «Червона рута». Вошли в практику намеждународные праздники-конкурсы «Лесины источники »,« Сорочинская ярмарка »; международные фестивале Украинский фольклора «Берегиня», авторской песни «Золотые ворота». Во Львове, (в частности, в июне 1999 г. состоялся X Международный фестиваль искусств «Виртуозы».)

Став независимой, Украина начала воспроизводить закачать свою историко-культурное наследие.

Указом Президента в 1996 г. создано Всеукраинский фонд воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им.О.Гончара. Ведется работа по подготовке свода памятников истории и культуры Украины.

Государство взяла под свою охрану более 160 тысяч памятников, имеющих тысячелетнюю историю. 49 выдающихся ансамблей и комплексов историко-архитектурного наследия объявлены государственными заповедниками.

После провозглашения Украиной независимости выдающиеся достопримечательности нашей государства были включены в списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Это ансамбли Софийского собора и Киево-Печерськои лавры в Киеве, застройка и памятники исторического Львова. Уже восстановлено Михайловский Златоверхий собор, воспроизводится УсПенская собор Киево-Печерской лавры. Проводится соответствующая робота с восстановление историко-культурного наследия во многих регионах страны.

Экономическая кризис замедлил процесс культурного развития, создала для государвы сложную проблему не только в плане развития, но и содержание шаровтурной инфраструктуры.

С 1993 возникла угрожающая тенденция сокращения издания книг на украинском языке. Уменьшились тиражи выданы, периодики. перестали выходить вновь газеты, журналы, альманахи.

В Украине распалась государственная система книготорговли, государственные издательства не получали правительственной поддержки. Практически преныло выпуск литературы издательство «Украинская энциклопедия», занепали украинский издательства художественной литературы.

Зато книжный рынок Украины буквально заваленный книгамы из России, которые вследствие лучших условий, созданных там для книговидавничои дела, имеют низкую цену, а поэтому и вытесняют украинский выродской организации работодателей.

Коммерциализация культуры в условиях отсутствия мощной приватного сектора и устойчивых традиций меценатства отбросила на предел виживания значительное количество творческих коллективов, талантливых личностей, Привела к почти абсолютного доминирования денег над эстетическими ценностями и ориентирами.

 

2. Образование в современной Украины

Украина унаследовала от советской власти развитую и широко разветвленную систему образования, о том в сфере образования имели место и неганые стороны, обусловлены ограниченными связями педагогов с опытом развитых стран мира.

Образование Украина ориентировалась на общесоюзные потребности, привело к диспропорции в размещении высших учебных заведений и структуре профессиональной подготовки.

Унификация учебного пронесу, что навязывалась центральными ведомствами, ограничивала изучение отечественной истории, культуры, этнографии.

Из учебного процесса вытеснялась украинский язык. В общеобразовательных школах ней училось менее половины учащихся, в высших учебных заведениях преподавание осуществлялось преимущественно на русском языке, а в профессиональных училищах практически только на русском языке.

Першей съезд педагогических работников Украины в декабре 1992 раснул и одобрил государственную программу «Образование». Вскоре Кабинет Министров подтвердил ее своей постановлением.

Программа определяет стратегические цели образования в Украине и предусматривает коренное ее реформувания, преодоление монопольного положения государства в сфере образования путем создания возможностей для функционирования в ней на равноправной основе альтернативных структур. Предложенная программа предусматривает:

          коренные сдвиги в педагогическом процессе;

         децентрализацию и демократизацию управления образованием;

         гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

         непрерывность образования и его многовариантность.

Единственное, что в конституционном порядке признается обязательным это общая среднее образование. Программа предусматривает переориентацию всей сферы образования на приоритетное развитие личности и создание для этого соответствующих условий в обществе.

Состоялась деидеологизация и углубляется демократизация учебного процесса. В учебно-воспитательном процессе начали уже отказываться от догматической единообразия, что признает только единые учебные программы, методики и учебники.

Уризноманитнився спектр учебладов с учетом интересов и наклонностей подрастающей поколения.

С этой целью создаются школы углубленного изучения отдельных предметов, открываются гимназии, лицеи, коллегиумы, авторские и частные школы. Уже в первые годы независимости работало 4,3 тыс. школ с углубленным изучением отдельных предметов. 179гимназий, 130 лицеев, было открыто 17 частных школ.

Законом Украина от 13 Апрель 1999 признано целесообразным с сентября 2001 ввести 12-летний срок обучение в в образовательных учебных заведениях.

В 1992 г. было возобновлена деятельность Киево-Могилянськои академии, открыто Национальную академию управления в Киеве, Академию финансов в Донецке и другие новые университеты.

Введены систему государственного лицензирования и актации вузов.

Появились также негосударственные учебные заведения, которые проходят акредитацию и получают соответствующий статус по разрешению Министерства образования. Цель создания подобных заведений оперативное реагирование на потребности рынка путем подготовки специалистов по специальностям, которые наиболее востребованные в рыночных условиях.

Вузы стали более автономными в своей деятельности. Осуществляется переход на трехступенчатую подготовку: бакалавр, специалист, магистр.

В Украине работают учебные заложили различных форм собственности и уровней аккредитации.

Сделаны заметные шаги в деле гуманизации и гуманитаризации образования. Значительное внимание уделяется изучению Украинский истории, религии, народоведения.

Несколько новых научно-исследовательских институтов создано в системе Национальной академии наук Украины. В декабре 1991 г. создано Инздесь национальных отношений и политологии. Археологическая комиссия Института истории АН Украины была превращена в Институт украинской археографии им М. Грушевского (С филиалами в Львове и Днепрпетровскую).

Открыт Институт украинского языка, Институт востоковедения им.А. Крымского, Институт мировой экономики и международных отношений, Институт социологических исследований, Институт народонаселениюзнавства. Как учебное и научное заведение в 1992 г. при Киевскому университете создан Институт Украиноведения.

Состоялись заметные сдвиги в утверждении в учебном процессе украинского языка.

Во многих вузах созданы кафедры украиноведения, открыто или обновлено сотни школ с украинским языком обучения, организовано тысячи украиноязычных классов в школах с русским языком обучения.

В 1999 учебный рапе в Украине функционировало 21 517 общеобразовательных школ, в них обучалось 6,7 млн. учащихся. В 995 профессионально-технических училищах обучалось 511,4 тыс. учеников (69% з них вместе с профессией получали полное среднее образование). Общеобразовательные школы с украинской языком обучения составляли 75,5%.

Рядом с этим созданныйно условия для изучения национальными меньшинствами, которые проживающих в Украина, языка своих родителей. В Украине в 1999 г. работала 2571 школ с русском языке обучения, специалистов по русскому языку готувалы в 11 университетах и 25 педагогических институтах. Кроме того, в стране печатается 1356 русскоязычных газети журналов.

В 1999 27,4 тыс. учащихся обучались румынском языке, 21,2 тыс. венгерском, 6,4 тыс. молдавском, 1,1 тыс. польском.

В 1999 в Крыму была открыта первая школа крымскотатарском языке обучения. В 1998/99 учебном году уже работало шесть таких школ и 27 специальных классов. В Крымском (Симферопольском) государственном университете обучалось свыше 700 крымских татар. Здесь ведется подготовка 500 специалистов с крымскотатарского языка и литературы. Подготовка педагогических национальных кадров (более 1 000 лиц) и в Крымском индустриально-педагогическом институте.

Знаменательным событием в жизни евреев Украины стало открытие Международного Соломонова университета. Работают еврейские школы, десятки кружков изучают еврейский язык.

В местах компактного проживания болгарского населения оргаорганизованы 137 групп факультативного изучение родного языка, подготовка преподавателей болгарского языка проводится в Киевскому национальном университете имени Тараса Шевченко, Измаильском пединституте.

С 1994 г. в Украина начала действовать Государственная программа возрожденнаяния и развития образования национальных меньшинств на период до 2000 года.

В нашем государстве образование признано приоритетной сфероя и поэтому должна обеспечиваться соответствующими средствами и ресурсами. Между тем, финансирование на развитие образования ежегодно уменьшалось. В 1992 доля государственного бюджета, направленная на развитие образования, составила 12,6%, 1993 г. - 11,7%, 1994 г. 9,5%, Лишь в последние года, вследствие экономического роста в стране, наблюдается тенденция до определенного улучшения ситуации.

Частичным решением проблемы финансирования стало введешьвания контрактной формы обучения, которая предусматривает оплату студентамы обучения. Параллельно с государственными начали организовываться учебные заведения внебюджетного финансирования.

Однако массовая коммерциализация образования в условиях социальной дифференциации общества недопустима, ибо закрывает двери перед талантливыхтеми детьми и малообеспеченных семей.

Школы не обеспечены надлежащим количеством учебников, методических пособий и техническими средствами обучения. Время изменения не только учебников гуманитарного профиля, но и переведенных преимущественно с русского языка: по физике, химии, биологии и другим предметам. А это, по росту полиграфических расходов, нехватки бумаги, стало огромной проблемой.

Экономическая кризис вытеснила науку из государственных приориритет. Уровень бюджетного финансирования на науку за последние семь лет сократился более чем в 17 раз.

Неудовлетворительное материальное положение стало причиной, в основном, того, что в 1991-1998 гг Национальную Академию Наук Украины покинуло 1 500 человек, преимущественно выехали за границу. За эти годы общая численность научных сократилась на 27%. Виихали преимущественно специалисты в области математического анализа, физики твердого тела, механики твердого тела, хирургии.

Расходы на науку в 1998 г. не превышали 0,5% государственного бюджета.

В этих условиях наука не дает должной отдачи. Уместно будет укачить, что развитые страны 70% поступлений в бюджета получают благодаря развитию науки, внедрению новейших технологий.

Несмотря на большие потери, Украина удалось в условиях незалежности не только сохранить, а в некоторых отраслях и существенно укрепить ядро научно-технического и технологического потенциала.

Речь идет прежде всего о потенциале самолетостроения. Создано три принципиально новые модели самолетов. Украина принимает участие в реализации международной программы ракетно-космического комплекса морского бавания «Морской старт »и«Глобалстар».

Девять судостроительных заводов Украины способны выполнить любые заказы на строительство современных судов как гражданского, так и морского назначения.

Украина входит в пятерку стран мира по развитию танкостроения. продукция которого не уступает передовым мировым аналогам.

Наше государство сохраняет высокотехнологичные конкурентоспособные производства в приборостроении, производстве энергетического оборудования и тяжелом машиностроении. В Украине сохранились признанные в мире собственные научные школы и уникальные технологии разработки новых материалов, способных обеспечить развитие високотехнологичногв производства на уровне лучших мировых стандартов.

 

3. Религиозное жизнь в Украине

Изменения происходят и в религиозной жизни Украины. 26 января 1990 синод представителей греко-католической церкви провозгласил легализацию Украинская греко-католической церкви. Впервые после 1946 около 1 500 западноукраинских приходов вновь стали греко-католическими.

В июне 1990 г. было провозглашено восстановление Украинской автокефальной православной церкви, запрещенной радянськой властью в тридцатых годах. Патриархом УАПЦ было избран митрополита Мстислава (Скрипника), возглавлявший УАПЦ в США. Она сразу превращается в заметный фактор духовной жизни сплошьства.

Верующие, чувствуя реальную право на свободу вероисповедания, стали требовать открытия храмов. Во многих случаях даже без официальных разрешений органов власти восстанавливали культовые сооружения. Впервые за годы советской власти верующие сами стали сооружать новые храмы.

Верховная Рада Украины 23 апреля 1991 приняла закон о свободе совести и религиозные объединения. Государство обязалось Подолаты негативные последствия предыдущей политики по религии, церкви и верующих. Закон закрепил политико-правовые условия осуществления свободы совести, предусмотрел невмешательства церкви в дела государства, а государствных органов в дела церкви. Закон обеспечил право человека свободно выбирать мировоззрение, возможность пропагандировать свои религиозные взгляды и действовать в соответствии с ними.

На июнь 1999 религиозным организациям государство вернуло уже 3,3 тыс. культовых сооружений, более 8 тыс. предметов церковного потребления.

Хотя закон и провозгласил видокремлення церкви от государства, однако вмешательства структур в религиозные дела не прекратилось.

В Украине разгорелись межконфессиональные конфликты. После августавых событий 1991 Украинский правительственные чиновники основное внимание уделялось многочисленной церкви Украинской православной церкви (УПЦ), которая подчинялась Московскому патриарху. При этом ставилась цель помочь ей стать на путь автокефалии (независимости).

В ноябре 1991 г. в Киеве состоялся собор епископов Украины, который обратился к Московскому патриарху с просьбой предоставить Автокейфале УПЦ. С просьбой предоставить УПЦ полную каноническую самостоятельность обратился к Московскому патриарху также Президент Украины Л. Кравчук.

Но Московский патриархат во главе с Алексеем IIкатегорически отклонил просьбу украинский собора и представителей украинской власти. Более того, он лишил митрополита Киевской православной церкви Филарета сана и созвал в Харькове собор епископов УПЦ. Вместо Филарета Киевским митрополитом избран митрополит Росстовский и Новочеркасского Владимира (Сабодана).

Московский патриархат, опираясь на часть украинский епископата, на том этапе перечеркнул надежды на достижение автокефалии Украинской православной церковью.

Харьковский собор стал очередным шагом, направленным на углубление раскола православие.

Вслед за тем Украина прокатилась волна захвата храмов, монастырей сторонниками противоположных конфессий. Такие действия нередко супроводжувалися конфликтами.

По поводу решений Харьковского собора со специальным заявлением выступила Совет по делам религии при Кабинете Министров Украины. В появи отмечалось, что созыва по указанием Московской патриархии Харьковского собора нарушением решений архиерейского собора Русской православной церкви (РПЦ) от 25-27 Октябрь 1990 о даровании УПЦ самостоятельности.

В июне 1992 г. в Киеве при поддержке руководства Украина состоялся собор, де сторонники митрополита Филарета объединились с Украинский автокефальной православной церковью, образовав Украинское православную церковь Киевский патриархат (УПЦ КП). Ее патриархом был избран Мстислава (Скрипника).

Однако додостигнуть единства в православии так и не удалось. Собор УАПЦ своим патриархом выбирает Дмитрия (В миру Ярема). В свою очередь УПЦ КП в октябре 1993 г. патриархом церкви выбирает бывшего украинского правозащитника Владимира (Романюка). В июле 1995 г. патриарх Владимир пошел из жизни. Его происхождениерон в Киеве перерос в настоящую трагедию. Во время самовольной похония патриарха у ворот колокольни Св. Софии дошло до столкновения с охранниками общественного порядка. Официальным руководителем УПЦ КП стал местоблюститель, патриаршего престола митрополит Филарет.

На начало 1999 в Украине действовали: Украинская православная церковь (Московский патриархат), Украинская православная церковь (Киевский патриархат, украинский автокефальная православная церковь, украинский греко-католическая церковь, Римско-католическая церковь.

На начало 1996 г. насчитывалось в целом 70 конфессий, течений и направлений, из которых около 30 возникли в условиях независимого государства. Они объединяют более 17 тыс. религиозных Общин. Среди них Шведский евангелическо-лютеранская, Армяно-католическая церковь, Церковь Христова, Родная украинских национальная вера и др.

В Украина много и других конфессий, в частности сектантских, численность которых существенно возросла. Рядом с существующими на легальной основе, есть и такие, которые действуют без регистрации в органах государственной власти, находятся на нелегальном положении. Это, в частности, сатанисты, Белый братство, сектантское объединение Муна т.д.

Для молодежи Белого братства «Неверующие» родители становились врагамы, от них пидмовлялися. Для братства физическое уничтожение человека НЕ было грехом. Соответственно к религиозным постулатам материальное иснуванния трактуется ими как расплата за совершенные грехи, а потому к нему, состальными, не следует стремиться.

К межконфессиональной терпимости призвала право на общественное согласие в Украине, которое подписали в июле 1997 г. представители всех основных религиозных конфессий и этнокультурных образований, проживающих в Украине. Они призывают все политические силы общества оставить тайные обвинения, непонимание и работать на благо и процветание украинского народа.

Количество религиозных общин в Украине

Название церкви

1997

1998

1999

Украинская Православная Церковь

6882

7386

7996

Украинская Православная Церковь (Киевский Патриархат)

1529

1901

2187

Украинская Автокефальная Православная Церковь

1167

1063

1026

Украинский   Греко-Католическая Церковь

3098

3151

3212

Римско-Католическая   Церковь

716

732

751

(Данные приведены по изданию: Азбука украинской политики. С. 260-263.)

 

Религиозная жизнь в Украине в начале XXI в.

 

Вопрос и задачи

1. Какие новые очаги культуры возникли в незалежебок Украина?

2. Которые выдающиеся достопримечательности нашего государства включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО?

3. Какие религиозные конфессии существуют в современной Украины?

4. Какие изменения состоялись в культурной жизни Украины за годы независимости?

5. Какие изменения в развитии образования произошли в Украине в 90-е годы?

6. Каким образом в Украину обеспечиваются языковые и кульколокольне права национальных меньшинств?

7. Охарактеризуйте условия развития культуры за времен независимости Украины.

8. Определите основные направления реформирование системы освиты в Украина.

9. Дайте характеристику изменениям в религиозном жизни Украина, произошедших в условиях независимости.

10. Попробуйте определить причины межконфессиональных конфликтов « независимой Украина.

11. Какое значение, на Ваше мнению, имеет возвращение забытьих имен выдающихся художников Украины для воспитание молодого поколения?

12. Определите наиболее существенные, на Ваш обзор, недостатки существующей сириалы среднего образования и предложите пути их преодоления.

13. Которые Вы видите пути преодоления межконфессиональных конфликтов в Украине? Что, на Вашему, нужно сделать для того, чтобы подобные конфликты НЕ возникали в будущем?