Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства
План изложения
- Строительство крепостей и городских укреплений
- Градостроительство
- Каменное храмовое строительство Киевской Руси
- Особенности архитектуры Галицко-Волынского княжества
- Образование
- Книжная миниатюра
- Золотарство
Хронология
989 - 996 гг |
Сооружение Десятинной церкви |
1017-1037 гг |
Сооружение Софийского собора, строительство укреплений вокруг «города Ярослава», «Золотых ворот» в Киеве |
1073-1078 гг |
Строительство Успенского собора Печерского монастыря в Киеве |
1108 - 1113 рр. |
Строительство Михайловского Златоверхого собора Михайловского монастыря в Киеве |
1157 |
Строительство Успенского собора в Галиче |
Основные понятия и термины
Иконы - в переводе с греческого "изображение, образ" - изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, событий Священного Писания. Иконы творили по определенным правилам - канонам, которые нельзя было изменять. В этом одно из главных отличий иконы от картины.
Молитва - устоявшийся текст произносится верующими при обращении к Богу, Иисусу Христу, Святого Духа, Пресвятой Богородицы, святых. Общение человека с Богом
Оранта - икона Богоматери, которая молится, воздев руки вверх
Мозаика - техника украшения пола и стен, по которой на цементную основу в определенном порядке выкладываются небольшие цветные кусочки камня или стекла - смальты.
Фреска - картина, нарисованная специальными красками на сырой штукатурке.
Книжные миниатюры - иллюстрации, которыми украшали рукописные книги
Паникадило - люстра в православном храме со многими свечами или лампадами
фибула - металлическая застежка одежды, которая является одновременно украшением
Основной изложение
1. Строительство крепостей и городских укреплений
- Для древней Руси характерными были деревянные и земляные оборонительные укрепления.
- Такие укрепления надежностью не уступали каменным, их было трудно разрушить и легко починить.
-
Главной частью городских крепостей в те времена были срубы - огородные .
- Внутри их засыпали землей, а по бокам скрепляли земляными откосами со вспомогательными срубами.
- Для предоставления откоса большей стремительности его иногда укрепляли со внешней стороны сырцового кладкой.
- Собственно, откосы и образовывали земляные валы. Недоступности укреплением оказывали и рвы
- Образцом древнерусских оборонительных укреплений, сохранившихся до наших дней, могут служить валы Белгорода (ныне село Белогородка Киевской области) - мощной крепости, заложенной Владимиром Великим
- Кольцо городских укреплений имело несколько ворот. Ворота размещали в деревянных башнях или между двумя башнями.
- надвратной башни иногда были каменными (Софийские ворота «города Владимира» в Киеве), в особых случаях над воротами строились жестокие церкви
- Перед воротами через рвы были перекинуты деревянные мосты (Овруч), иногда поднимались специальными устройствами
2. Градостроительство
-
Крупные города состояли преимущественно из трех частей. Первая - это детинец, старейшая часть города, крепость, укрепленная стенами, валами и рвами.
- Детинец города строились на возвышенностей, поэтому в старину его называли Горой .
- На ребенку, или Горе строились княжеские и боярские дворы, важнейшие церкви и соборы.
- Размеры детинца были разными: от 10 гектаров в крупнейших городах (Киеве, Переяславе) до 0,5-1 гектара в менее важных центрах.
- Вторую часть города составлял окольный "город" (другое название - разделение )
- Чаще всего его строили с напольной стороны детинца и тоже окружали укреплениями.
- Эта часть города того достигала в крупных городах 50-100 гектаров.
- Именно здесь жили ремесленники и купцы, здесь был торговая площадь, многочисленные церкви и монастыри.
- Вне городскими укреплениями были пригород - стороны, или конце
- Их заселяли ремесленники определенной специальности: кожевники селились у воды, гончары - у выхода глин т.д.
- Застройка древнерусских городов была менее плотной, чем застройка городов Западной Европы и Византии. Зато оставалась земля для приусадебных садов.
- Здания располагали рядами, между которыми оставляли проезд - улицу.
- Направление улиц древнерусского города нередко зависел от рельефа местности.
- Сходились они к торговой площади, возле городских ворот или детинца.
- Главная улица в основном пролегала от главных ворот окольного "города" до детинца.
- Улицы вимощувалы деревянными настилами. Впрочем, случалось мощения крупными каменными глыбами, обтесанными с лицевой стороны, или битым кирпичом
- Основным материалом для городского строительства было дерево.
3. Каменный храмовое строительство Киевской Руси
-
Камень в строительстве наши предки начали применять в 10 в.
- древнейшую каменную постройку - княжеский дворец, была открыта археологами на Старокиевской горе.
- В летописи это сооружение упоминается под 945 г.
- течение 989-996 гг в Киеве из камня строили храм Богородицы , известный под названием Десятинной церкви - первый христианский каменный храм Киевской Руси.
- Каменное строительство особенно оживилась во время княжения Ярослава Мудрого.
- В Киеве тогда было построено крупнейший собор государства - Софию Киевскую , Золотые Ворота, храмы Георгиевского и Ирининской монастырей.
- Строительство разворачивалось не только в стольном городе. В Чернигове князь Мстислав Владимирович 1036 заложил Спасо-Преображенский собор
- Выдающимся памятником древнерусской архитектуры был Успенский собор Печерского монастыря, построен в течение 1073-1078 гг
- Он стал своеобразным образцом храмовых сооружений. Так, в 1108-1113 гг великий киевский князь Святополк-Михаил Изяславич построил Михайловский Златоверхий собор, в значительной степени, хотя в несколько уменьшенном виде, повторял Успенский собор
- Примечательно, что большинство известных ныне строящихся архитектурных памятников был сооружен во времена раздробленности.
- Только в Киеве тогда построили 19 каменных сооружений. Над городом засияли, в частности, купола церкви Спаса на Берестове (1125 г.), Богородицы Пирогощи на Подоле (1136 г.), Кирилловской церкви и т.д.
- Многие храмы появилось в Чернигове Совершенством и мастерством исполнения поражают Борисоглебский собор, Успенский собор Елецкого монастыря, Ильинская и Пятницкая церкви.
- Возводя храмы, русские мастера применяли византийские приемы, унаследованные от архитектуры Древнего Рима.
- Например, от стародавньоримськои техники происходит способ кладки из тонкого кирпича - плинфы - на известняковом растворе с примесью толченого кирпича
4. Особенности архитектуры Галицко-Волынского княжества
-
Если на землях Волыни строители придерживались традиций, сложившихся на приднепровских землях, то в Галицкой земле применяли достижения романской архитектуры, распространенной в Венгрии, Чехии, Польши.
- Особенностями галицкой архитектуры является чрезвычайное разнообразие типов сооружений, для отделки которых часто использовали белый камень и способ облицовки стен керамическими рельефными плитками с изображением грифонов, орлов, воинов, с растительным и геометрическим орнаментом и тому подобное. li>
-
Расцвета архитектура Галицкой земли достигла в 12 в. в княжение Ростиславичей. В стольных городах тогда появились каменные княжеские дворцы, каменные храмы, оборонительные сооружения.
- известной достопримечательностью галицкой архитектуры является грандиозный Успенский собор в Галиче, построен в середине 12 в.
- Величественный собор, который был чуть меньше Киевскую Софию, символизировал могущество Галицкого княжества и его обладателя Ярослава Осмомысла.
- В соборе во время раскопок фундамента были обнаружены саркофаг самого князя
- Единственным сооружением древнего Галича, сохранившаяся до наших времен, является церковь св. Пантелеймона, построена во второй половине 12 века (современное село Крылос Ивано-Франковской области)
- В 13 в. значительным архитектурным центром был Холм, где продолжали развиваться традиции галицкой архитектуры.
- К сожалению, ни одна из достопримечательностей Холмской архитектуры не сохранилась, но Галицко-Волынская летопись рассказывал о соборе Иоанна Златоуста, которую князь Даниил построил и восстановил после пожара Холма 1256
- Среди сохранившихся храмовых сооружений Волыни старейшим является Успенский собор во Владимире , построенная за князя Мстислава Изяславича в 1160 г.
- В 13 в. на Западной Волыни появился новый тип оборонительных сооружений - большие оборонительные башни-донжоны , построенные из камня или кирпича.
5. Образование
-
Из достопримечательностей тогдашнего изобразительного искусства всего впечатляют монументальные изображения мозаики и фрески , которыми украшались храмы.
- Шедеврами мирового уровня является мозаики Софийского и Михайловского соборов в Киеве Техника исполнения мозаик, а также их художественные особенности подвергшихся воздействию византийских традиций, однако исследователи уверены, что их создавали и русские мастера.
- Еще большей самобытностью отличались русские фрески - основной вид тогдашнего монументальной живописи.
- Как и мозаики, фрески в русских храмах создавались по византийским традициям
- Кроме мозаик и фресок, храмы украшали иконами
- Первые иконы привозили на Русь из Византии. Случалось такое и позже. Так, уважаемой на Руси была икона Вышгородской Богоматери .
- Ее привезли в середине 12 в. из Константинополя.
- Она украшала храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде, откуда князь Андрей Боголюбский 1155 вывез ее во Владимир на Клязьме
- В 2000 году на Волыни виднайшовся еще один шедевр константинопольского живописи 11 - 12 в. - Холмская икона Богородицы.
- Источники сохранили сведения об одном из первых русских iконописцiв - киевского мастера Алiпiя.
- От него берет свое начало знаменитая художественная школа Киево-Печерского монастыря.
- Уникальной достопримечательностью этого живописной школы является икона Богородицы со святыми Антонием и Феодосием Печерскими , которое по современным исследованиям датируют началом 12 века
Традиционность тогдашнего изобразительного искусства связана с его церковным характером, ведь мозаиками, фресками и иконами украшались храмы. В основном на них изображали Иисуса Христа, Богоматерь, святых апостолов, мучеников, библейские сцены и т.д. Для каждого из таких изображений существовали церковные предписания, выраженные в определенной иконографической традиции. Ведь главной задачей, поставленной тогда перед искусством, было наглядно раскрытия художественными средствами ведущих идей христианской веры.
- Со временем, особенно в эпоху раздробленности и монгольского лихолетья, связи русского иконописи с византийской традицией начали слабеть.
- Русские художники, не отвергая византийских предписаний, все увереннее творили собственную иконописную школу.
- выдающейся и самой характерной достопримечательностью малярной культуры княжеской Украине в иконописи является найденная в середине 80-х гг 20 века и возвращено из забвения благодаря реставрации икона Богородицы (последняя треть 13 в.) из Успенской церкви в селе Дорогобуже на Волыни .
- Известной иконой украинской живописи первой половины 14 в. является Богородица с Покровской церкви в Луцке
6. Книжная миниатюра
- Шедевром мирового искусства есть миниатюры «Остромирова Евангелия» (1056-1057 гг.)
- Книгу украшен многочисленными инициалами, заставками и тремя страничными миниатюрами с изображением евангелистов Иоанна, Марка и Луки
- Интересным примером искусства книжной миниатюры являются «Изборник Святослава» 1073 г.
- На втором листе этой книги, помещена миниатюра, на которой изображен князя Святослава Ярославича с семьей.
- В "Изборнике" есть много и других разнообразных рисунков. Так на полях изображен знаки зодиака: Стрелец, Дева, Единорог, Рак и т.д.
- Ценным памятником древнерусского книжного живописи является страничные миниатюры, вшитые в латинский рукопись конца 10 в. - Трирский Псалтырь
- Эту книгу привезла на Русь польская принцесса Гертруда, когда выходила замуж за великого киевского князя Изяслава Ярославича.
- Между 1078 - 1087 рр. рукопись была дополнена молитвами за сына Гертруды Ярополка, а также пятью новыми миниатюрами с портретами княжеской семьи
7. Золотарство
- Одним из распространенных видов металлообрабатывающего ремесла было художественное литье .
- Древнерусские мастера отливали множество предметов - от крошечных пуговиц в церковных колоколов.
- Примером художественного литья является большое медное паникадило, найденное в Киеве на Подоле.
- Значительное распространение на русских просторах получили ковки и чеканки меди, серебра и золота.
- Примером мастерского чеканки является икона апостола Павла, обнаруженная в Софийском соборе. Икону выполнено на очень тонкой медной пластинке и покрыт позолотой.
- любили русские золотари украшать свои изделия инкрустацией золотом и серебром.
- ювелирные изделия украшали также чернью, сканью, позолотой. Впрочем, в самых ценных вещах сочеталось несколько техник отделки.
- Из украшений популярными были браслеты, колты, перстни
- Но самым удивительным творением русских золотарей были перегородочные эмали
- Техника эмалей пришло на Русь из Византии и была очень сложной.
- О художественное совершенство киевских эмалей свидетельствуют, в частности, золотые колты
- Уникальными изделиями золотарского искусства есть две золотые диадемы из княжеского парадного наряда, найденные в с. Сахновцы Черкасской области и Киеве