Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства 
  План изложения 
 
-   Строительство крепостей и городских укреплений  
 
-   Градостроительство  
 
-   Каменное храмовое строительство Киевской Руси  
 
-   Особенности архитектуры Галицко-Волынского княжества  
 
-   Образование  
 
-   Книжная миниатюра  
 
-   Золотарство  
  
  Хронология 
| 
   989 - 996 гг    | 
   Сооружение Десятинной церкви    |  
| 
   1017-1037 гг    | 
   Сооружение Софийского собора, строительство укреплений вокруг «города Ярослава», «Золотых ворот» в Киеве    |  
| 
   1073-1078 гг    | 
   Строительство Успенского собора Печерского монастыря в Киеве    |  
| 
   1108 - 1113 рр.    | 
   Строительство Михайловского Златоверхого собора Михайловского монастыря в Киеве    |  
| 
   1157    | 
   Строительство Успенского собора в Галиче    |  
  
  Основные понятия и термины 
   Иконы   - в переводе с греческого "изображение, образ" - изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, событий Священного Писания. Иконы творили по определенным правилам - канонам, которые нельзя было изменять. В этом одно из главных отличий иконы от картины.
   Молитва   - устоявшийся текст произносится верующими при обращении к Богу, Иисусу Христу, Святого Духа, Пресвятой Богородицы, святых. Общение человека с Богом
   Оранта   - икона Богоматери, которая молится, воздев руки вверх
   Мозаика   - техника украшения пола и стен, по которой на цементную основу в определенном порядке выкладываются небольшие цветные кусочки камня или стекла - смальты.
   Фреска    -  картина, нарисованная специальными красками на сырой штукатурке.
   Книжные миниатюры    -  иллюстрации, которыми украшали рукописные книги  
   Паникадило -   люстра в православном храме со многими свечами или лампадами
   фибула  -  металлическая застежка одежды, которая является одновременно украшением  
  Основной изложение 
    1. Строительство крепостей и городских укреплений 
-  Для древней Руси характерными были деревянные и земляные оборонительные укрепления. 
 
-  Такие укрепления надежностью не уступали каменным, их было трудно разрушить и легко починить. 
 
-  
 Главной частью городских крепостей в те времена были срубы -   огородные  .  
-  Внутри их засыпали землей, а по бокам скрепляли земляными откосами со вспомогательными срубами. 
 
-  Для предоставления откоса большей стремительности его иногда укрепляли со внешней стороны сырцового кладкой. 
 
-  Собственно, откосы и образовывали земляные валы. Недоступности укреплением оказывали и рвы 
 
-  Образцом древнерусских оборонительных укреплений, сохранившихся до наших дней, могут служить валы Белгорода (ныне село Белогородка Киевской области) - мощной крепости, заложенной Владимиром Великим 
 
-  Кольцо городских укреплений имело несколько ворот. Ворота размещали в деревянных башнях или между двумя башнями. 
 
-  надвратной башни иногда были каменными (Софийские ворота «города Владимира» в Киеве), в особых случаях над воротами строились жестокие церкви 
 
-  Перед воротами через рвы были перекинуты деревянные мосты (Овруч), иногда поднимались специальными устройствами 
  
    2. Градостроительство 
-  
 Крупные города состояли преимущественно из трех частей. Первая - это   детинец,   старейшая часть города, крепость, укрепленная стенами, валами и рвами.  
-  Детинец города строились на возвышенностей, поэтому в старину его называли   Горой  . 
 
-  На ребенку, или Горе строились княжеские и боярские дворы, важнейшие церкви и соборы. 
 
-  Размеры детинца были разными: от 10 гектаров в крупнейших городах (Киеве, Переяславе) до 0,5-1 гектара в менее важных центрах. 
 
-  Вторую часть города составлял   окольный "город"   (другое название -   разделение  )     
 
-  Чаще всего его строили с напольной стороны детинца и тоже окружали укреплениями. 
 
-  Эта часть города того достигала в крупных городах 50-100 гектаров. 
 
-  Именно здесь жили ремесленники и купцы, здесь был торговая площадь, многочисленные церкви и монастыри. 
 
-  Вне городскими укреплениями были  пригород  -   стороны,   или   конце   
 
-  Их заселяли ремесленники определенной специальности: кожевники селились у воды, гончары - у выхода глин т.д. 
 
-  Застройка древнерусских городов была менее плотной, чем застройка городов Западной Европы и Византии. Зато оставалась земля для приусадебных садов. 
 
-  Здания располагали рядами, между которыми оставляли проезд - улицу. 
 
-  Направление улиц древнерусского города нередко зависел от рельефа местности. 
 
-  Сходились они к торговой площади, возле городских ворот или детинца. 
 
-  Главная улица в основном пролегала от главных ворот окольного "города" до детинца. 
 
-  Улицы вимощувалы деревянными настилами. Впрочем, случалось мощения крупными каменными глыбами, обтесанными с лицевой стороны, или битым кирпичом 
 
-  Основным материалом для городского строительства было дерево. 
  
    3. Каменный храмовое строительство Киевской Руси 
-  
 Камень в строительстве наши предки начали применять в 10 в.  
-  древнейшую каменную постройку - княжеский дворец, была открыта археологами на Старокиевской горе. 
 
-  В летописи это сооружение упоминается под 945 г. 
 
-  течение 989-996 гг в Киеве из камня строили   храм Богородицы  , известный под названием Десятинной церкви - первый христианский каменный храм Киевской Руси. 
 
-  Каменное строительство особенно оживилась во время княжения Ярослава Мудрого. 
 
-  В Киеве тогда было построено крупнейший собор государства -   Софию Киевскую  , Золотые Ворота, храмы Георгиевского и Ирининской монастырей. 
 
-  Строительство разворачивалось не только в стольном городе. В Чернигове князь Мстислав Владимирович 1036 заложил Спасо-Преображенский собор 
 
-  Выдающимся памятником древнерусской архитектуры был   Успенский собор Печерского монастыря,   построен в течение 1073-1078 гг 
 
-  Он стал своеобразным образцом храмовых сооружений. Так, в 1108-1113 гг великий киевский князь Святополк-Михаил Изяславич построил   Михайловский Златоверхий собор,   в значительной степени, хотя в несколько уменьшенном виде, повторял Успенский собор 
 
-  Примечательно, что большинство известных ныне строящихся архитектурных памятников был сооружен во времена раздробленности. 
 
-  Только в Киеве тогда построили 19 каменных сооружений. Над городом засияли, в частности,  купола церкви Спаса на Берестове (1125 г.), Богородицы Пирогощи на Подоле (1136 г.), Кирилловской церкви  и т.д. 
 
-  Многие храмы появилось в Чернигове Совершенством и мастерством исполнения поражают Борисоглебский собор, Успенский собор Елецкого монастыря, Ильинская и Пятницкая церкви. 
 
-  Возводя храмы, русские мастера применяли византийские приемы, унаследованные от архитектуры Древнего Рима. 
 
-  Например, от стародавньоримськои техники происходит способ кладки из тонкого кирпича -   плинфы   - на известняковом растворе с примесью толченого кирпича 
  
    4. Особенности архитектуры Галицко-Волынского княжества 
-  
 Если на землях Волыни строители придерживались традиций, сложившихся на приднепровских землях, то в Галицкой земле применяли достижения романской архитектуры, распространенной в Венгрии, Чехии, Польши.  
-  Особенностями галицкой архитектуры является чрезвычайное разнообразие типов сооружений, для отделки которых часто использовали белый камень и способ облицовки стен керамическими рельефными плитками с изображением грифонов, орлов, воинов, с растительным и геометрическим орнаментом и тому подобное. li>
 -  
 Расцвета архитектура Галицкой земли достигла в 12 в. в княжение Ростиславичей. В стольных городах тогда появились каменные княжеские дворцы, каменные храмы, оборонительные сооружения.  
-  известной достопримечательностью галицкой архитектуры является грандиозный   Успенский собор в Галиче,   построен в середине 12 в. 
 
-  Величественный собор, который был чуть меньше Киевскую Софию, символизировал могущество Галицкого княжества и его обладателя Ярослава Осмомысла. 
 
-  В соборе во время раскопок фундамента были обнаружены саркофаг самого князя 
 
-  Единственным сооружением древнего Галича, сохранившаяся до наших времен, является   церковь св. Пантелеймона,   построена во второй половине 12 века   (современное село Крылос Ивано-Франковской области) 
 
-  В 13 в. значительным архитектурным центром был Холм, где продолжали развиваться традиции галицкой архитектуры. 
 
-  К сожалению, ни одна из достопримечательностей Холмской архитектуры не сохранилась, но Галицко-Волынская летопись рассказывал о соборе Иоанна Златоуста, которую князь Даниил построил и восстановил после пожара Холма 1256 
 
-  Среди сохранившихся храмовых сооружений Волыни старейшим является   Успенский собор во Владимире  , построенная за князя Мстислава Изяславича в 1160 г. 
 
-  В 13 в. на Западной Волыни появился новый тип оборонительных сооружений - большие   оборонительные башни-донжоны  , построенные из камня или кирпича. 
  
    5. Образование 
-  
 Из достопримечательностей тогдашнего изобразительного искусства всего впечатляют монументальные изображения   мозаики   и   фрески   , которыми украшались храмы.  
-  Шедеврами мирового уровня является   мозаики Софийского и Михайловского соборов в Киеве   Техника исполнения мозаик, а также их художественные особенности подвергшихся воздействию византийских традиций, однако исследователи уверены, что их создавали и русские мастера. 
 
-  Еще большей самобытностью отличались русские  фрески  - основной вид тогдашнего монументальной живописи. 
 
-  Как и мозаики, фрески в русских храмах создавались по византийским традициям 
 
-  Кроме мозаик и фресок, храмы украшали   иконами   
 
-  Первые иконы привозили на Русь из Византии. Случалось такое и позже. Так, уважаемой на Руси была  икона Вышгородской Богоматери  .  
 
-  Ее привезли в середине 12 в. из Константинополя. 
 
-  Она украшала храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде, откуда князь Андрей Боголюбский 1155 вывез ее во Владимир на Клязьме 
  
-  В 2000 году на Волыни виднайшовся еще один шедевр константинопольского живописи 11  -  12 в.  -  Холмская икона Богородицы. 
 
-  Источники сохранили сведения об одном из первых русских iконописцiв - киевского мастера   Алiпiя.   
 
-  От него берет свое начало знаменитая художественная школа Киево-Печерского монастыря. 
 
-  Уникальной достопримечательностью этого живописной школы является   икона Богородицы со святыми Антонием и Феодосием Печерскими  , которое по современным исследованиям датируют началом 12 века 
  
  Традиционность тогдашнего изобразительного искусства связана с его церковным характером, ведь мозаиками, фресками и иконами украшались храмы. В основном на них изображали Иисуса Христа, Богоматерь, святых апостолов, мучеников, библейские сцены и т.д. Для каждого из таких изображений существовали церковные предписания, выраженные в определенной иконографической традиции. Ведь главной задачей, поставленной тогда перед искусством, было наглядно раскрытия художественными средствами ведущих идей христианской веры. 
-  Со временем, особенно в эпоху раздробленности и монгольского лихолетья, связи русского иконописи с византийской традицией начали слабеть. 
 
-  Русские художники, не отвергая византийских предписаний, все увереннее творили собственную иконописную школу. 
 
-  выдающейся и самой характерной достопримечательностью малярной культуры княжеской Украине в иконописи является найденная в середине 80-х гг 20 века и возвращено из забвения благодаря реставрации   икона Богородицы   (последняя треть 13 в.)   из Успенской церкви в селе Дорогобуже   на Волыни .  
 
-  Известной иконой украинской живописи первой половины 14 в.   является Богородица с Покровской церкви в Луцке   
  
    6. Книжная миниатюра 
-  Шедевром мирового искусства есть  миниатюры  «Остромирова Евангелия»  (1056-1057 гг.)  
 
-  Книгу украшен многочисленными инициалами, заставками и тремя страничными миниатюрами с изображением евангелистов Иоанна, Марка и Луки 
  
-  Интересным примером искусства книжной миниатюры являются   «Изборник Святослава» 1073 г.   
 
-  На втором листе этой книги, помещена миниатюра, на которой изображен  князя Святослава Ярославича  с семьей. 
 
-  В "Изборнике" есть много и других разнообразных рисунков. Так на полях изображен знаки зодиака: Стрелец, Дева, Единорог, Рак и т.д. 
  
-  Ценным памятником древнерусского книжного живописи является страничные миниатюры, вшитые в латинский рукопись конца 10 в. -   Трирский Псалтырь   
 
-  Эту книгу привезла на Русь польская принцесса Гертруда, когда выходила замуж за великого киевского князя Изяслава Ярославича. 
 
-  Между 1078 - 1087 рр. рукопись была дополнена молитвами за сына Гертруды Ярополка, а также пятью новыми миниатюрами с портретами княжеской семьи 
  
 
 
 
 
 
    7. Золотарство 
-  Одним из распространенных видов металлообрабатывающего ремесла было   художественное литье  . 
 
-  Древнерусские мастера отливали множество предметов - от крошечных пуговиц в церковных колоколов. 
 
-  Примером художественного литья является большое медное паникадило, найденное в Киеве на Подоле. 
 
-  Значительное распространение на русских просторах получили ковки и чеканки меди, серебра и золота. 
 
-  Примером мастерского чеканки является икона апостола Павла, обнаруженная в Софийском соборе. Икону выполнено на очень тонкой медной пластинке и покрыт позолотой. 
 
-  любили русские золотари украшать свои изделия инкрустацией золотом и серебром. 
 
-  ювелирные изделия украшали также чернью, сканью, позолотой. Впрочем, в самых ценных вещах сочеталось несколько техник отделки. 
 
-  Из украшений популярными были браслеты, колты, перстни 
 
-  Но самым удивительным творением русских золотарей были   перегородочные эмали   
 
-  Техника эмалей пришло на Русь из Византии и была очень сложной. 
 
-  О художественное совершенство киевских эмалей свидетельствуют, в частности,   золотые колты   
  
-  Уникальными изделиями золотарского искусства есть две   золотые диадемы   из княжеского парадного наряда, найденные в с. Сахновцы Черкасской области и Киеве