🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

§ 6. Киевская Русь в правление князя Владимира (учебник)

Тема II. Киевская Русь в конце X - первой половинеXI в.

§ 6. Киевская Русь в правление князя Владимира

     

Обработав этот параграф, вы узнаете:

      о внутренней и внешней политике князяВладимира;

      о предпосылках и историческое значениевведение христианства как государственной религии Киевской Руси;

      как происходило территориальное ростКиевской Руси в княжение Владимира;

      о князе Владимире как личность игосударственного деятеля;

      что такое «Червенские города», «Уставземляной »,« Змиевы валы »,« золотника »,« сребреники »,« брачная дипломатия ».

     

Задача на повторение

1.   Как происходило распространение христианства покняжения Аскольда и Ольги?

2.   Какие восточнославянские союзы племен входили всостав Киевской Руси при правлении князя Святослава?

3.   Какие изменения в управлении государством осуществилСвятослав накануне второго Балканского похода?

4.   Когда, по сообщению летописца, печенеги впервыепоявились у границ Киевской Руси?

 

1.   Началоправления князя Владимира. Территориальный рост Киевской Руси. После смертиСвятослава между членами династии Рюриковичей началась борьба за власть. Олег иВладимир не хотели признавать великим князем киевским своего старшего братаЯрополка. В свою очередь, тот, подстрекаемый старым воеводой Свенельдом, служившийеще Игорю и Ольге, решил обуздать братьев и стать единовластным обладателемДвижении. В 977 г. Ярополк отправился с войском в Деревскую землю, чтобы отобратьее у Олега. Олег проиграл битву со своим старшим братом и погиб.

Владимир, который вэто время правил в Новгороде, чтобы не повторить трагической судьбы брата, бежал вШвеции. Оттуда он вернулся с сильной варяжской дружиной и двинулся на Киев. Вследствиенепродолжительной войны между братьями Ярополк погиб, и великим князем киевским сталВладимир.

     

Фигура в истории

Князь Владимир (? - 1015) был внебрачным сыном Святослава ирабыни-ключницы его матери Малуши. Еще мальчиком был посажен отцом внаместники Новгорода. Победил в борьбе между братьями за отцовский наследство и в 980г. стал единовластным правителем Руси. В годы его княжения в общих чертахзавершилось формирование государственности Киевской Руси. Князь Владимир был выдающимсягосударственным деятелем, вошел в историю как выдающийся политик, администратор иреформатор. Самой главной заслугой князя Владимира считается внедрение наРуси христианства. В конце жизни против Владимира поставь его сын Ярослав,был наместником в Новгороде. При подготовке похода против него Владимирскоропостижно скончался.

Владимирначал свое княжение с того, что отправил варягов, которые помогли емуполучить власть, в Константинополь служить византийскому императору. Своихдружинников князь посадил наместниками во многих городах Руси.

Новый князьпродолжал политику предшественников относительно подчинения Киеву восточнославянскихземель, не вошедших в состав Руси или отпали в предыдущие годы. В 981 г.Владимир отвоевал у поляков территорию Червенских городов (Волынь, Июнь, Белзи Перемышль). К Руси были присоединены земли в бассейне Западного Буга. Вскорездесь была построена крепость Брест, а на Волыни основано новый город Владимир.За 981-982 гг князь дважды укрощал вятичей, а позднее - радимичей ибелых хорватов.

Во временаВладимира под властью киевского князя оказались все восточнославянские земли.Завершился процесс формирования государственной территории Руси.

 

2.   Внутриполитическиепреобразования князя Владимира. В своей деятельности Владимир прилагал много усилий дляразвития государственности Киевской Руси. Около 988 г. он совершиладминистративную реформу. Князь низложил местную племенную знать и посадилв княжении наместниками своих десятерых сыновей. С тех пор в жизненно важныхячейках Руси находились проводники воле великого князя киевского со своимиженами. Князь провел также судебную реформу, введя «Устав земляной» -новый свод норм устного обычного права, которое базировалось на древних обычаях итрадициях восточных славян.

Почти непрерывнаяборьба Владимира с печенегами, которые нападали на Русь, обусловиланеобходимость осуществления военной реформы. Вместо наемников-варягов князю сталислужить «мужи лучшие» из восточнославянских союзов племен, а южные границыбыли укреплены огромной по размерам системой укреплений, известной как «Змиевы Валы».

 

      Интересныефакты

«Змиевых валами»называли оборонительные линии, защищавших Киев с юга, востока и запада,протягаючись почти на тысячу километров вдоль протоков Днепра. Название происходилоот легенды о богатырях, боровшихся с гигантским змеем, нападавший наславянские земли. Они, якобы, запрягали змея в плуг и пахали гигантскиеборозды, пока он не умер.

Археологи, исследовавостатки «Змиевых валов», установили, что подавляющее большинство из них построено покняжения Владимира. Высота валов достигала 10 м, Их дополняли деревянныекрепости с башнями и стенами, но они не сохранились.

«Змиевы валы» под Переяславом (современный вид)

 

Внутреннее строение «Змиевых валов»

 

В. Васнецов. Богатыри.

 

В крепостяхпостоянно находились отряды дружинников. Разъезды дозорных или богатырей, как ихназывали в былинах, несли в степи «залог богатырскую» и предупреждали гарнизоныкрепостей о появлении врага. Для того чтобы дойти до Киева, печенегам необходимо былопреодолеть четыре барьера, расположенные на реках Сула, Трубеж, Остер и Десна иСтугна. Между Киевом и последней оборонительной линией на Стугне был построен город-лагерьБелгород, где сосредоточивались резервные силы. Крепости на оборонных линиях стоялина расстоянии 15-20 км друг от друга. О приближении врага соседей сообщалис помощью дыма или огня из сигнальных башен.

Киев в конце X ст.Макет.

 

Много внимания Владимируделял развитию своего стольного города Киева. В начале его княженияначалось строительство новой городской крепости «города Владимира» площадью в 10 га. Центральную часть города,или Гору, окружили высокие земляные валы с деревянными башнями. К нему примыкалиукрепленные пригороды, крупнейшим из которых был Подол.

В начале своегоправления Владимир совершил первую религиозную реформу. Он попытался реформироватьязычество, провозгласив Перуна верховным богом страны. Однако старая вера несоответствовала новым отношениям в обществе. К тому же, в тогдашнемхристианском мире восточных славян часто называли унизительным прозвищем «варвары».Вероятно, все это побудило князя Владимира крестить Киевскую Русь.

 

3.   Введениекнязем Владимиром христианства на Руси. Решив окрестить населения своейгосударства, Владимир остановил свой выбор на христианстве византийского образца.Осуществлению замыслов князя поспособствовал стечение обстоятельств. Византийский император ВасилийII обратился к Владимиру с просьбой о военной помощи для подавлениябунта. Киевский князь согласился при условии, если сестра императора Анна станетего женой. Сложность ситуации заставила Василия II согласиться на это, хотяпо традиции византийские принцессы выходили замуж только за равных себе лиц.

 

В. Васнецов. Крещение князя Владимира.

 

Однако, после тогокак войско киевского князя помогло императору подавить мятеж, Василий IIотказался отдать сестру при Владимире. Для того чтобы заставить Василия IIвыполнить обещание, князь Владимир в 988 г. захватил город Херсонес (Корсунь) -оплот византийского господства на полуострове. Император был вынужденвыполнить условия соглашения, но обязал Владимира перед браком с Аннойкреститься, поскольку христианка не может стать женой язычника. Князьсогласился.

После крещенияВладимира византийскими священниками в Херсонесе он женился на Анне. Этасобытие начала процесс крещения Киевской Руси. Вернувшись в Киев,Владимир организовал крещение населения своей столицы.

     

Документы рассказывают

РассказНестора-летописца в «Повести временных лет» о крещении киевлян

И когда Владимирприбыл, повелел он сбросить кумиров - тех порубить, а других огня отдать.Перуна же повелел он привязать коня к хвосту и волочить с Горы по Боричевомспуска на ручей, и двенадцать человек поставил бить его палками.

К. Лебедев. Крещение киевлян.

 

И когда вотволокли его по ручью в Днепр, оплакивали его неверные люди, потому еще неприняли они были крещения. И приволикшы его, бросили его в Днепр ...

Потом жеВладимир послал гонцов своих по всему городу, говоря: «Если не появитсякто завтра на реку - богатый или бедный, или нищий, или раб, - то мне тотпротивником будет »... А назавтра вышел Владимир с попами цесарицинимы икорсунскими на Днепр. И сошлось людей без счета, и влезли они в воду, истояли - те до шеи, а вторые - к груди. Дети не отходили от берега, а другиемладенцев держали. Взрослые же бродили в воде, а попы стоя молитвы творили.

Вопросы к документу

1.   Как, по сообщению летописца, произошлокрещение киевлян?

2.   Как, по вашему мнению, хотел повлиять на киевлян исклонить их к крещению князья Владимир тем, что приказал бить палками статуюПеруна?

3.   Каково отношение Нестора до событий, о которыхон рассказал? Почему вы так считаете?

 

Позже началиосуществлять крещение населения других земель Киевской Руси. В летописи Несторрассказывает о всех событиях, связанных с введением христианства под 988 г.,однако исследователи считают, что они происходили в течение 988-990 гг

     

Интересные факты

По приказу князяВладимира, в Киеве в течение 989-996 гг была построена церковь Богородицы. Этобыл первый на Руси каменный храм, построенный русскими и византийскимимастерами. На содержание церкви князь отдавал десятую часть своих собственныхдоходов, поэтому ее называли Десятинной. Иконы, кресты и церковную утварь дляхрама Владимир привез из Херсонеса. В Десятинной церкви, по решению князяВладимира, в каменном шиферной саркофаге были перезахоронены останки княгиниОльги. Здесь также был похоронен самого Владимира и его жена - византийскаяпринцессу Анну. Десятинную церковь была разрушена во время монголо-татарскогонашествия.

 

В. Верещагин. Основание Десятинной церкви

 

С. Иванов. Христиане и язычники.

 

Однако русичинеохотно отказывались от веры отцов и дедов, потому христианизация КиевскойРуси растянулась на несколько столетий. Принятие христианства имело важноеисторическое значение для дальнейшего развития Киевской Руси.

      Христианство способствовало разрушению остатковродовых отношений у восточных славян, укреплению княжеской власти, признанию ееправа на господство. Вместе христианство утверждало равенство всех передБогом.

 

Памятник князю Владимиру в Киеве. Скульпторы В.Демут-Малиновский, П. Клодт (современный вид).

 

      Принятие христианства приобщила КиевскуюРусь в круг цивилизованных государств своего времени. Оно укрепило международныйавторитет Руси, открыло перед киевскими князьями возможности для установленияравноправных связей с европейскими странами.

      Христианство вызвало постепенныекоренные изменения в миропонимании восточных славян, стало основой формированиякачественно новых устоев в культуре, на которых развивались письменность, образование,литература, искусство и т.д.

Именно для того,чтобы мир узнал, что Киевская Русь стала новой христианским государством, впервые началосьчеканка собственных золотых и серебряных монет. На этих «златника» и «сребреников»был изображен князь Владимир с атрибутами власти (в короне, сидя на троне)и с крестом в руке. На оборотной стороне монет чеканили «трезубец» - герб князя.

 

 «Златник»князя Владимира (лицевая сторона).

. «Сребреник» князя Владимира (лицевая и оборотная сторона).

 

4.   Внешняяполитика князя Владимира. Князь Владимир был сильным и воинственным правителем,который вел активную внешнюю политику. В отношениях с соседними государствамион использовал как военную силу, так и дипломатические контакты.

В частности, как выуже знаете, князь отвоевал в Польше захваченные ею Червенские города. Он также завоевалземли ятвягов - дикого, но мужественного литовского племени, обитавшего в лесахмежду Польшей и Литвой. По свидетельству исландского летописца, Владимируплатили дань все племена, обитавшие от Немана до Финского залива.

Киев закняжения Владимира поддерживал связи с Западом, начатые еще Ольгой.Дважды посещали киевского князя (в 988 и 991 гг.) Послы Папы Римского. В994 и 1000 посольства Владимира ездили в Рим. Происходили неоднократныеобмены посольствами с Германией.

Стремясьзащитить южные границы Киевской Руси, кроме военных походов против печенегов,князь заключил мир с болгарами. Они торжественно обещали жить с Киевом дружно иподтвердили свои слова клятвой: «Разве тогда нарушим договор свой, как каменьплавать, а хмель тонуть в воде ». В своих отношениях с Византией князьВладимир стремился наладить добрососедские отношения, которые основывались наобщей вере. При этом он успешно предотвратил попытки византийцев сделатьКиевскую Русь зависимой от себя государством. Наладил связи с Папой Римским,он заставил Византию, которая не желала расширения сферы его влияния на Русь,относиться к русичей, как к равным.

Владимир хорошопонимал важность традиционной для того времени практики, так называемой «брачнойдипломатии », и активно ее применял для поддержания стабильных отношений сдругими странами. Каждый такой брак с представителями правящих династийевропейских стран был своеобразной печатью, которая закрепляла заключенкиевским князем политический союз. Старший сын Святополк был женат надочери польского короля Болеслава Храброго, Ярослав стал зятем шведскогокороля Олафа. Одна дочь Премислава была замужем за венгерским королемВладиславом Лысым, а вторая - с чешским королем Болеславом Рыжим.

 

 

      Выводы.В историю Киевской Руси князь Владимир вошел как энергичный реформатор,деятельность которого способствовала укреплению страны. Свидетельством признания его заслуг наРуси стало возвеличивание князя народом в былинах как «Владимира Красное Солнышко» иприобщение православной церковью к лику святых. На Западе Владимира с уважениемназывали «повелителем русов, мощным благодаря своему королевству и богатству».

      Территория Киевской Руси на конецкняжения Владимира достигла 800 км2 и в целом соответствовала пределамрасселения восточнославянского сообщества.

      Введение Владимиром христианства какгосударственной религии Киевской Руси имело значение эпохального переворота,определил ее дальнейшее развитие. Благодаря введению христианства Киевская Русьсмогла войти в число христианских государств мира и поддерживать равноправные отношенияс Византией, Германией и другими государствами.

      В конце X - начале XI в. КиевскаяРусь достигла невиданной мощи, укрепилось ее внутреннее положение и выросмеждународный авторитет.

     

Запомните даты

988 г. - началовведение князем Владимиром христианства как государственной религии КиевскойДвижении.

 

Вопросы и задания  

Проверьте себя

1.   Как звали братьев Владимира, с которыми он велборьбу за власть после смерти отца?

2.   Когда Владимир занял великокняжескийпрестол в Киеве?

3.   Назовите Червенские города.

4.   В чем заключалась административная реформаВладимира?

5.   Что такое «Устав земляной»?

6.   С какой целью были сооружены системуукреплений, известную как «Змиевы валы»?

7.   Когда началось крещение Руси Владимиром?

8.   Что такое «брачная дипломатия»?

      Подумайте иответьте

1.   Расскажите о начале правления князяВладимира.

2.   Какие внутриполитические преобразования осуществилкнязь Владимир? Помогали ли они укреплению Киевской Руси? Обоснуйте своюмнение.

3.   Как произошло крещение Киевской Руси?

4.   Раскройте предпосылки и историческое значениевведение христианства как государственной религии Киевской Руси.

5.   Охарактеризуйте внешнюю политику князяВладимира.

      Выполнитезадачи

1.   Покажите на карте территории Киевской Русиконце княжения Владимира и определите, какими были ее пределы на севере,востоке, юге и западе.

2.   Продолжите составления таблицы «Князья КиевскойРуси »(см. § 3).

      Длялюбознательных

1.   В «Повести временных лет» Нестор писал окнязя Владимира, «он является новым Константином великого Рима». Вспомните, чемпрославился римский император Константин. Почему летописец сравнивает князяВладимира именно с ним?

2.   Немецкий наемник, 1018 г., уже послесмерти князя Владимира, во время междоусобной борьбы его потомков, попал вКиев, был поражен его 8 рынками, 400 церквей, многонациональным толпойна его площадях. Немец встретил там скандинавов, франков, греков, датчан,армян.

Какие выводы отогдашнее положение Киевской Руси и ее столицы можно сделать с этими фактами?