§ 37. Культура Украины во второй половине XVIII века
1. Какими былиособенности развития культуры Украины второй половины XVII века - Первойполовины XVIII века? 2. Какие достижения и достиженияУкраинский культуры второй половины XVII века - Первой половиныXVIII века?
1. Особенности развития культуры.
В историикультуры Украинского казацкого государства XVIII ст. было сложной и многограннойсутками. Это был период, когда продлевался, начатый в предыдущие времена,расцвет украинского искусства и литературы. Однако в то же время создавалисьусловия, при которых украинская культура постепенно теряла свою самобытность.
Животворнымоснованием, на котором цвело дерево украинской культуры, была казацкая государственность.Курс российского царизма на ликвидации Гетманщины и Запорожской Сечи ипреобразование Левобережной Украине на обычную российскую провинцию лишалиУкраинский культуру основы ее развития, обрекали на упадок.
Особенностьюкультурных процессов на украинских землях было также то, что до конца XVIII ст. в Гетманщине, с однойстороны, и Правобережье и западноукраинских землях, с другой, они развивались вразличных условиях. Но это не повлияло на единство национальной культуры украинский.
Отличительнойчертой украинской культуры Гетманщины XVIII ст. был выше соседейуровень развития. Имперские границы значительно ограничили привычные ранние культурные контактыс Западной Европой. Одновременно с этим Российская империя получила возможностьиспользовать интеллектуальный потенциал Гетманщины. Процесс «вымывания»высокообразованных украинский с национальной среды стал характерным явлением тогдашнейукраинской культуры. Украинский занимали высокие должности в Российской империи: отвысших государственных администраторов и церковных иерархов к ректорам высшихучебных заведений и воспитателей царской семьи. Весомый вклад в развитиерусского искусства XVIII ст. сделали украинские художники.
2. Образование и книгопечатание. На серединуXVIII в. общий уровень грамотности населения Украины был достаточновысоким. Его обеспечивал, прежде всего, самый распространенный тип начальных школ -украинские народные школы. Содержалась школа средства приходского братства. Ввторой половине XVIII века в подавляющем большинстве населенных пунктов семиполков Гетманщины работало 866 украинских народных школ. Существовали подобныешколы и на Слободской Украине. Обучение осуществлялось на украинском языке,учащимися могли стать и самым малоимущим слои населения.
Наступление российского царизма на украинскую государственностьразрушил одновременно народную школу. Закрепощено украинское крестьянство было не всостоянии содержать свой счет школы. К началу XIX в. от этих школ неосталось и следа.
В последней четверти XVIII века на Левобережье и Слобожанщинебыло распространено действие общероссийской образовательной реформы. Для детей дворянсоздавались главные четырехлетние народные училища, для детей купцов, мещан ичиновников - малые двухгодичные училища. Образование приобретала сословного характера ипревращалась в привилегию высших слоев населения.
На протяжении второй половины XVIII века начальных народныхшколы существовали и на Правобережье и западноукраинских землях. Притеснения ипреследования со стороны властей привели к уменьшению их количества.Большинство начальных школ Правобережья контролировали иезуиты, а польскаяначальное образование для украинских крестьян была фактически недоступна.
Среднее образование давали основаны в первой половинеXVIII в. Черниговский, Харьковский, Переяславская коллегиума. Это быливсестанови учебные заведения, созданные по образцу Киево-Могилянской академии.В конце XVIII века Черниговский и Переяславский коллегиумы былипреобразованы в духовные учебные заведения - семинарии, а Харьковский - в казенноеучилище.
На Правобережье и западноукраинских землях иностранноегосподства также замедляло развитие среднего образования. На Правобережьесуществовали гимназии для детей польской шляхты, обучение в которых велось на польскомили немецком языках. Чрезвычайно ограниченным был доступ украинским в католические ипротестантские учебные заведения на Закарпатье.
Огромное значение для развития образования и науки Украины имелаКиево-Могилянская академия. В ХVII-ХVIII вв. с ней связано большинстводостижений украинского народа в образовании, философии, богословии, языкознании,литературе, публицистике, истории. В стенах академии формировалась украинскаялитературный язык, развивались литературные жанры, закладывались основы национальноготеатра.
Однако в 60-х гг XVIII в. период расцветаакадемии меняется упадком. Постепенно ухудшается материальное положениеакадемии.
Падению престижа академии способствовало и то, что украинскимшляхта, стремясь уривнятися с российским дворянством, отдавала своих детей наобучение в российскую столицу. В академии осуществляются русификаторские мероприятия- От студентов и преподавателей под угрозой исключения и увольнения с должностейтребовали соблюдения «русского правописания и московской произношения».
В 1829 г. Киево-Могилянскую академию былопреобразовано в типичный для Российской империи духовное учебное заведение.
Важным центром высшего образования на западноукраинскихземлях продолжал оставаться Львовский университет. С присоединением Галициик Австрийской империи в нем произошли некоторые изменения. Австрийское правительствопозволил существование определенных кафедр, вошедших в так называемый украинскийинститута (Студиям Рутениум). Деятельность этой структуры строго регламентировалась.В учебный процесс были внедрены преподавания украинского языка. Однакопреподавания других предметов осуществлялось только на польском и немецком языках.Институт просуществовал до 1805 г.
Ситуация в образовательной жизни галичан существенно изменилась собразованием императрицей Марией Терезией в 1776 г. в ВенеГреко-католической генеральной семинарии (Барбарерум). Ежегодно в нем моглиучиться 29 юношей из Галичины. Впоследствии часть выпускников этого заведения становилисьучеными, писателями, общественными деятелями.
Открытия во Львове в 1783 г. Греко-католическойсеминарии знаменовало начало создания первого высшего теологической школы длягалицких украинский. Несколько ранее подобное заведение было основано на Закарпатье,в Мукачево в 1744 г. Позднее он был перенесен в Ужгород, где на егооснове образовали учебное заведение для подготовки учителей.
Во второй половине XVIII в. хорошо развивалсякнигопечатания. Роль важнейших издательских центров играли типографииКиево-Печерского монастыря и черниговского Троице-Ильинского монастыря. Здесьпечатались произведения как богословской, так и светской литературы. Усилениепритеснений русского царизма на украинскую культуру способствовало появлению многочисленныхуказов и циркуляров имперского правительства с требованиями недопущения «особогонаречие »и соответствия украинским книгопечатания московским образцам.
Несмотря на постоянные ограничения и запреты, украинскийпечатники во второй половине XVIII века существенно обогатили национальное духовноежизнь. Среди тогдашних книгопечатания самыми заметными были Библия (1759 г.),«Киево-Печерский патерик» (1760, 1762 гг), «Синопсис» (1755 г.),«Часослов учебный» (1753, 1758, 1766 гг), «Букварь» (шесть изданий) имногие другие.
Несколько типографий существовало и на западноукраинских землях.Крупнейшей из них была типография А. Пилера. Она издавала книги на разных языках.До 1800 г. здесь было выдано 250 книг. Также французском языке печаталась«Львовская газета».
Страница «Синопсиса»
3. Литература. Украинская литература второйполовины XVIII века развивались на традициях предшествующего периода. Течениемногих десятилетий доминирующим здесь оставался стиль барокко.
Интересным явлением тогдашней литературы стало развитиеУкраинский историкомемуарнои прозы. Чильне место в ней занимают дневники Николая Ханенко (1691-1760) и Якова Марковича(1696-1770). Оба автора принадлежали к казацкой старшины и занимали высокиедолжности в Гетманщине. В своих дневниках они изображали события тогдашнегогосударственного, политической и экономической жизни, детально описывали бытукраинской шляхты.
Важное место в литературе второй половины XVIII веказанимают поэтические произведения. Тогдашняя поэзия отражала проблемы, которые были вцентре внимания украинского общества.
К жанру исторических стихов принадлежит написанный Семеном Довговича стихотворный диалог «Разговор Великороссии сМалороссией ». Автор произведения отстаивал идею автономии Украине и протестовал противцентристской политики русского царизма в Гетманщине. В этом произведениитакже обосновывались давние права и привилегии, которыми пользовалась украинскимшляхта, подчеркивалось право казацкой старшины на все права и привилегии,полученные российским дворянством.
Во многих исторических стихах нашла отражениенациональновизвольна борьба украинского населения Правобережья, событияКолиивщины. Это стихи «Захотела Смелянщина веру утвердить», «Во шестьдесятвосьмому году собиралось народа ».
Откликом на царский указ от 10 апреля 1786 оизъятия в украинском монастырях земельных имений стал анонимное сатирическоестихотворение «Плач киевских монахов».
Представителем сатиричногумористичнои поэзии был Иван Некрашевич. Колоритные бытовыесцены из народной жизни изображены им в произведениях «Ярмарка» и «Исповедь». Онтакже является автором нескольких стихотворных писем, духовного стиха «Спор между душойи телом ».
4. Развитие философских идей. Г. Сковорода. Втораяполовина XVIII века обогатила новыми идеями Украинский философскую мысль. ВКиево-Могилянской академии курс философии преподавал известный общественный деятель, писатель Михаил Козачинский (1699-1755). Он знакомилслушателей с идеями о неотъемлемые естественные права человека, которые появились втогдашней Западной Европе. Свои философские взгляды Козачинский изложил вкниге «Гражданская политика». Он впервые в украинской философии попыталсяизложить правовое учение и заложил основы гражданского естественного права.
Величайший среди учащихся Козачинского был Григорий Сковорода (1722-1794) - будущий выдающийся философ,гуманист, просветитель, поэт, педагог, музыкант.
Григорий Сковорода
В философских раздумал большое внимание Сковорода уделялтому, как человек может стать счастливым. По его мнению для этого нужно познатьсамого себя и заниматься в жизни тем, что человеку естественно отвечает. Одним изглавных источников творчества Сковороды была украинская действительность второй половиныXVIII в. Вероятно именно поэтому философ утверждал, что высшим достижениемчеловека есть воля и надо любой ценой обеспечивать личную независимость. Этоубеждение встретило резкое осуждение тех, кто угнетал украинских крестьян. Выходиз существующего положения философ видел не в активной борьбе, а в избежанииненавистного мира зла, понимая под ним стремление к ненужному обогащения иугнетение других.
Документы рассказывают
Григорий Сковорода о главной цели философии
«Главная цель жизни человеческой, председатель делчеловеческих есть дух человека, мысли, сердца. Каждый имеет свою цель в жизни; но не каждыйглавную цель? Один заботится о чреве жизни, т.е. все дела свои направляет,чтобы дать жизнь чреву;? другой - одеждам и подобным бездушным вещам; философия,или любовь к мудрости, направляет весь круг дел своих к той цели, чтобы дать жизньдуха нашему, благородство сердцу. Светлость мыслям, яко голове всего. Когда духчеловека веселый, мысли спокойны, сердце мирное - то все светлое, счастливое, блаженное.Это и есть философия ».
1.Как Сковорода определяет главную цель человеческой жизни и философии? 2. Как философия можетпомочь человеку стать счастливым? Большую роль в устранении существующего зла, по мнениюСковороды, могла сыграть образование. Просветитель верил в безграничные возможностичеловеческого разума. «Не разум от книг, - утверждал он, - а книги от ума».
5. Развитие естественных наук. Втораяполовина XVIII века стала периодом определенных успехов в развитии естественныхнаук. Растительный мир Украины начали исследовать М. Тереховский и М.Амбодик-Максимович. Последний в 1795 г. опубликовал первый отечественныйучебник по ботанике, уделив в нем большое внимание изучению растений Украины.
Продолжали развиваться медицинские знания. Во второйполовине XVIII века немало ликаривукраинцив получили ученую степеньдокторов медицины. М. Амбодик-Максимович стал автором книги «Врачебное веществословиеили описание целительных растений ». М. Тереховский доказал, что микроорганизмы несамозароджуються в организме, а заносятся извне.
Немало внимания украинские врачи уделяли борьбе сэпидемическими заболеваниями. Так, Е. Мухин вводил оспопрививания, искалсредства борьбы с холерой. Знаменитый эпидемиолог Д. Самойлович, служившийвоенным врачом на юге, предложил новые методы предотвращения эпидемиичумы, вспыхнувшая здесь в 1784 г. Они получили одобрение многих зарубежныхакадемий наук.
Развивалась медицинское образование. В 1773 г. для подготовкиврачей и аптекарей во Львове был создан медицинскую коллегию. В ПриднепровскойУкраине первая специальная медицинская школа возникла в 1787 г. в Елисаветграде.
6. Музыка. Вторая половина XVIII века обозначена весомымидостижениями отечественной музыкальной культуры. Любимцами украинского народа, как ипрежнему оставались казаки-бандуристы.
Существенные изменения произошли в украинской инструментальноймузыке. На Запорожской Сечи музыканты играли во время походов и празднованияпобед, созвали на казацкие рады. После ликвидации Сечи запорожских музыкантов перевелидо специальных подразделений при городских магистратах. Их задачей было игратьдля различных торжеств. На Правобережье музыканты вынуждены былиразвлекать польских магнатов. Новым явлением стали также оркестры и инструментальныеансамбли, создаваемые царскими вельможами из одаренных украинских селянкрипакив.
Отличительной чертой развития тогдашней украинской музыкибыло усиление ее связей с западноевропейской музыкальной культурой. Последнийгетман К. Разумовский удерживал в Глухове собственный оркестр и театр, гдеотносились итальянские оперы. Собранная им нотная библиотека является одной из древнейшихв Восточной Европе.
Музыкальное искусство второй половины XVIII века нельзяпредставить без творчества трех выдающихся мастеров украинской хоровой музыки Максима Березовского (1745—1777), Дмитрия Бортнянского(1751-1825) и АртемаВеделя (1767—1808).
М. Березовский
М. Березовский является автором 20 хоровых церковных концертов.Его музыка отличается лиричностью, проникновением во внутренний мир человека. Д.Бортнянский, вернувшись из Италии, написал оперы «Сокол», «Сын-соперник, комедию«Праздник сеньора». Он также создал более ста произведений хоровой церковной музыки.Светлая лирика, радостные и мужественные энергичные темы, глубокий сосредоточен драматизм- Такие черты присущи многогранном мира образов хоровых концертовБортнянского. Артем Ведель написал 29 хоровых церковных концертов, которыепомечены высокой профессиональным мастерством и глубоким драматизмом образов.
Д. Бортнянский
Общей чертой, которая объединяет творческое наследие этих трехвыдающихся украинских композиторов, есть ощутимые влияния украинской народнойпесенности.
7. Архитектура и скульптура. ВУкраинский архитектуре второй половины XVIII века сосуществовали разныестиле.
В оригинальных формах украинского барокко сводил здания Степан Ковнир (1695-1786). При его участии построеноКовнировский (жилой) корпус, здание типографии и колокольни на Дальних и Ближнихпещерах Киево-Печерской лавры, Кловский дворец в Киеве, церковь Антония иФеодосия в Василькове.
Лучшие черты украинского барокко развил ИванГригорович-Барский (1713-1785). Первой работой зодчего сталосооружение городского водопровода в Киеве. Его центральным сооружением был павильйонфонтан«Фелициан» на площади перед зданием магистрата (ныне «Самсон» на Контрактовойплощади). По проектам Григоровича-Барского в Киеве построен Надвратная церковьс колокольней в Кирилловском монастыре, Покровскую церковь, церковь НиколаяНабережного на Подоле, бурсу Киево-Могилянской академии, колокольню Успенскогособора. В творчестве мастера прослеживаются первые ростки классицизма.
«Самсон»
В середине XVIII века в украинском архитектурупришел новый западноевропейский стиль рококо. Он являетсядальнейшим развитием барокко и отличается от него изящными деталямидекоративного убранства. Здания в этом стиле на украинских земляхсооружались преимущественно по проектам иностранных строителей. В стиле рококопостроены Андреевская церковь в Киеве (по проекту В. Растрелли), собор Св. Юраво Львове (архитекторы М. Урбаник и Я. де Витт), городская ратуша в Бучаче(Архитектор Б. Меретина) и другие.
Собор святого Юра (Львов) Андреевская церковь
В это время начинает также распространяться стиль классицизма. Высшим образцом для своего творчества его последователипризнавали античное искусство. В спокойных и даже суровым классических формахсведено дворцы гетмана К. Разумовского в Почепе, Яготине, Глухове илучший в Батурине (архитектор Ч. Камерон), дворец П. Заводовского в Ляличах(Архитектор Д. Кваренги).
Украинские народные мастера не забыли секретов деревяннойархитектуры. Наибольшей деревянным сооружением XVIII века - Высотой около65 метров - был Троицкий собор в Самаре (ныне Новомосковск). Построил его в1773-1779 гг народный мастер КакимПогребняк. Это единственный в украинском деревянном строительстве примердевятикамерный церкви с девятью куполами.
Троицкий собор в Самаре(Новомосковске) современный вид
В течение этого времени на украинских землях успешноразвивалась скульптурная творчество. На Левобережье ее достижения связывают сдеятельностью российского резчика по дереву Сисоя Шалматовым. Он выполнял скульптурное оформление иконостасовЭтого монастыря, церкви Св. Покровы в Ромнах, Крестовоздвиженского соборав Полтаве. Мастер иногда отступал от религиозных канонов. Чувствовалось, что онхорошо знал анатомию человека и стремился к психологической характеристики образа.
Среди скульпторов, работавших в это время назападноукраинских землях, выделяют Пинзеля. Любыебиографические сведения и даже имя мастера неизвестны. Он исполнил статую Св.Юра, Св. Афанасия и Льва на фасаде собора Св. Юра во Львове. Резцу Пинзеля приписываюттакже серию каменных фигур, которые дополняют архитектуру ратуши в городе Бучаче,скульптурное убранство костела в Городце, «Распятие» во львовском костелеСв. Мартина.
Скульптурная композиция Пинзеля(Бучач)
В конце 60-х гг XVIII в. ведущая роль вгалицкой скульптуре перешла к местным мастеров. Это были С. Сташевский, М.Филевич, П. Полейовский и И. Оброцький. Все мастера работали в стиле рококо.Они выполняли работы для собора Св. Юра и Латинского кафедрального собора вЛьвове. Для их произведений характерно сочетание реалистических элементов с высокойэмоциональностью.
7. Живопись и графика. ДляУкраинский живописи эта эпоха стала временем распространения влияния рококо.
Интересно, что в Украине более легкий и элегантный стильрококо распространился довольно быстро. В Лаврской школе рисования было найденорисунки, которые приписывают основателям французского рококо Ватто и Буше. На ихосновании украинские мастера разрабатывали собственный стиль. В новый способ,например, они рисовали казака с оселедцем на голове и бандурой в руках - вхарактере галантного кавалера суток рококо.
В Гетманщине сутки рококо - это последние времена казацкойУкраина, когда она теряла свою государственность. Вероятно именно поэтому жизнерадостноеевропейское рококо имело в Украину ощутимые грустные настроения, свойственные эпохе, чтопроходила. Будто торопясь увековечить эпоху, последние люди казацкой Украинезаказывали свои «парсуны». Поэтому украинская портреты эпохи рококо значительной мересохраняют пышность и торжественность форм, произведенную в прежние времена барокко. Кискусных принадлежат портреты полковника А. Ковпака, киевского мещанинаБалабухи, А. Полетики, знатного войскового товарища Г. Гамалеи,переяславского полковника С. Сулимы, Якова Шияна и другие.
Успешно развивалось в это время искусство гравюры. В творчествеГригория Левицкого-Носа (1697-1769)- Отца известного портретиста ДмитрияЛевицкого (1783-1822) - старое Украинский граверство достигло своей вершины,вобрав в себя лучшие достижения украинской гравюры за предыдущиеполувека. После обучения в Киево-Могилянской академии он работал втипографии Киево-Печерской лавры.
Д. Левицкий (автопортрет)
Левицкий совершенстве владел техникой гравировки. Нередкоон пытался переосмыслить традиционные сюжеты и создавал собственные оригинальныекомпозиции. Своими произведениями Левицкий выражал интеллектуальную силу человека. Этосближает его с выдающимся философомпросвитителем Г. Сковороде.
Больших успехов достигли граверы типографии в Почаеве Адам и Иосиф Гочемские. Адам иллюстрировал не только церковныеиздания, но и первый в Украине лекарственное учебник А. Крилинського, выданный1774 во Львове. О его стиле говорили, что в анатомических иллюстрациях онобъективно точен, а в барочных религиозных изображениях становится многоязычным.
Самым оригинальным жанром живописи второй половины XVIII векастали картины, которые создавались неизвестными народными мастерами. Они являютсясвоеобразным отражением главных тем тогдашней украинской жизни. Средикартин этих времен немало изображений повстанцев, гайдамаков, предводителей Колиивщины М.Зализняка и И. Гонты. Оригинальностью определяется картина «Богдан с полками»,посвященная Национальновизвольний войне украинского народа против Речи Посполитойсередины XVIII века
Не обходили народные картины и женских образов. Посвидетельством Н. Костомарова в середине XIX в. во многих состоятельных домах наВолыни можно было видеть изображение украинской девушки, который считался портретомБондаривны - героини народной песни, ее господин Потоцкий потребовал иметь своейлюбовницей. Бондаривна отвергла это притязание, за что и была им застрелена.
Символом уходящей эпохи стала народная картина «КазакМамай ». Казак-бандурист сидит один среди широкой степи, в глубоком раздумьевспоминая славное прошлое казачества, сокрушается его печальной судьбой. Во времена уничтоженияроссийским правительством Гетманщины и Запорожской Сечи, непрерывного социального идуховного порабощения эта картина была самой популярной среди украинском.
Выводы
- Во второй половине XVIII века украинская культура ещепо инерции продолжала развиваться.
- ВУкраинский культуре появилась фигура мирового значения - Г. Сковорода.
- В конце века украинская культура быстро сталатерять свой самобытный характер, ее выдающихся представителей было интегрированок русской культуре, а она сама стала приобретать черты провинциальной.
Вопросы изадачи
1. Охарактеризуйте развитие образования на украинских землях.2. Какие изменения произошли в это время в развитии Киево-Могилянской академии? 3. Какразвивалось книгопечатание? 4. Назовите имена выдающихся представителейУкраинский культуры второй половины XVIII века 5. Какими были достижениятогдашних естественных наук? 6. Какими были достижения украинской музыкальной культурывторой половины XVIII века? 7. Какие архитектурные стили были доминирующими наукраинских землях во второй половине XVIII века?
10. Охарактеризуйте развитие литературы. Какие фактысвидетельствуют, что литература отражала явления тогдашней жизни? 11. Что, на вашвзгляд, хотел сказать Сковорода своей эпитафией: «Мир ловил меня и не поймал».12. Как искусство рококо отражало изменения, происходившие в Гетманщины второйполовины XVIII века? 13. Почему народные картины считаются своеобразнымотображением тогдашней украинской жизни? 14. Чем можно объяснить высокийуровень развития музыкального искусства в Украине?
15. Составьте рассказ о Григории Сковороде и еговклад в развитие украинской философской мысли. 16. Составьте таблицу:«Украинская культура второй половины XVIII века»
Области культуры
|
Выдающиеся деятели
|
Основные достижения
|
|
|
|
Обобщениепо теме «Украинские земли во второй половине XVIII века»
1. Составьтеперечень событий из истории Украины второй половины XVIII века, которые вы считаетеважными. Обоснуйте свой выбор.
2. Объяснитезначение понятий и терминов «гайдамаки», «партизаны», «Вольности ВойскаЗапорожского »,« Пидпильненська Сич »« Задунайская Сечь ».
3. Назовитеимена выдающихся исторических деятелей этой эпохи. В чем вы видите их вклад висторию Украины второй половины XVIII века?
4. Выполнитезадачи по исторической картой:
а) новые территории, которые были заселены украинским во второйполовине XVIII века;
б) украинские земли, которые во второй половине XVIII в.изменили свою государственную принадлежность;
в) место расположена Запорожская Сечь;
г) центры гайдамацкого и опришкивского движений,территорию охваченную Колиивщиной;
д) места, где произошли важнейшие исторические события этогопериода (национально-освободительное движение, русско-турецкие войны);
е) определите административно-территориальные изменения,потерпели украинские земли в этот период.
5. Составьтеразвернутый план «Особенности социально-экономического и политического положенияУкраинский земель во второй половине XVIII века ».
6. Дайтеоценку деятельности гетмана К. Разумовского, кошевого атамана П.Калнышевского, философа Г. Сковороды, народных вожаков М. Зализняка, И. Гонтыи О. Довбуша.
7. Определитеместо и историческое значение украинского казачества, Запорожской Сечи иГетманщины в истории Украины.
8. Какими,по вашему мнению, были важнейшие достижения культуры Украины второй половиныXVIII века? Объясните свое мнение.
Тестовыезадачи к теме «Украинские земли во второй половине XVIII века»
1. Отрасль культуры, в которой плодотворно работали М.Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель: а) театр б) литература; в)музыка; г) живопись.
2. Казацкая старшина былауравнены в правах с российским дворянством: а) 1764 б) 1775 г.; в) 1783; г) 1785
3. Последней Запорожской Сичю была: а) Камя `нська Сечь б)Олешковская Сечь; в) Новая Сечь; г) Чертомлыкская.
4. Восстание на Правобережной Украины, вошедшее висторию под названием «Колиивщина» состоялось: а) 1750 г.; б) 1764; в)1768; г) 1775
5. Наиболее известным главарем опришкивского движения XVIIIст. был: а) У. Кармелюк; б) О. Довбуш; в) Л. Кобылица г) М. Штолюком.
6. По указу российской императрицы Екатерины IIгетманство было отменено: а) 1709 г.; б) 1727; в)1764; г) 1775
7. Военно-административная единица Новой Сечиназывалась: А) полк; б) паланка; в) земляГ) округ.
8. В XVIII ст. было осуществлено разделов Речи Посполитой: а) один б)два; в) три; г) четыре.
9. Гайдамаки боролись против: в)польских панов; б) российских дворян; в) татарских ханов; г) турецких сипахив.
10. Украинское крестьянство бывшей Гетманщины окончательнозакрепощено: а) 1764 б) 1775 г.; в) 1783 г.; г) 1785
11. В XVIII в. была (о) охвачена (е) гайдамацким движением: а)Правобережная Украина; б) Левобережная Украина, в) Галичина г) Запорожья.
12. По указу императрицы Екатерины II Крымское ханствобыло ликвидировано: а) 1768 б) 1771; в) 1775 г.; г)1783
Энциклопедическаястраница
1722-1794 гг - жизнь и деятельность Г. Сковороды
1734 г. - гайдамацкое восстание на Правобережье подруководством Верлана
1738-1745 гг - подъем опришкивского движения воруководством О. Довбуша
1750 г. - гайдамацкое восстание на Правобережье
1750-1764 гг - гетманство К. Разумовского. Восстановлениеи окончательная ликвидация гетманства в Украине
1764-1786 гг - Вторая Малороссийская коллегия
1765 г. - ликвидация казацкого уклада на Слобожанщине
1768 г. - гайдамацкое национально-освободительное восстаниеКолиивщина
1768-1774 г. - русско-турецкая война
1770-1780-е гг - реформы Марии Терезии и Иосифа II
1772, 1793, 1795 гг - три раздела Речи Посполитой
1775 г. - ликвидация Запорожской Сечи
1782-1786 гг - отмена царским правительством всехадминистративных и судебных учреждений Гетьманщины. Ликвидация украинскийавтономии
1783 г. - указ Екатерины II о закрепощении крестьян
1783 г. - присоединение Россией Крыма, ликвидация Крымскогоханства
1785 г. - казацкая старшина уривнювалася в правах срусским дворянством
1787-1791 г. - русско-турецкая война