🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

  • Брестскую унию не поддержало большинство украинский, и она не привела к настоящей унии двух церквей, а попытки Рима и Польши использовать ее в своих политических целях способствовали обострению борьбы между православными и греко-католиками.
  • В условиях национально-религиозного гнета в Украину гарантом сохранения православной веры выступало казачество.
  • Благодаря казачеству восстановлено и официально признан правительством Речи Посполитой православную церковную иерархию; успешно оказывалось сопротивление распространению униатства и католицизма
  • Митрополит Петр Могила - выдающийся просветитель и организатор церковной жизни

Хронология событий

1599-1613 гг

Деятельность униатского митрополита Ипатия Потия

1613-1637 гг

Деятельность униатского митрополита Иосифа-Вельямина Рутского.

1615

Основание Киевского братства и школы при нем. Начало деятельности типографии Киево-Печерского монастыря, созданной Елисеем Плетенецким

1620

Восстановление православной иерархии. Избрания Киевским православным митрополитом Иова Борецкого

1632

Принятие польским сеймом "Статей для успокоения русского народа"

1632-1647 гг

Деятельность православного Киевского митрополита Петра Могилы.

ФИГУРЫ

Ипатий Потей - Киевский и Галицкий митрополит, выдающийся писатель-полемист, горячо отстаивал унию. Один из инициаторов Брестской унии 1596 г. После смерти митрополита М. Рогозы (1599) стал Киевским греко-католическим митрополитом

Владислав IV - польский король (1632-1648), сын Сигизмунда III. нуждаясь казацкой помощи в войне с Московией, добился признания православной украинской митрополии 1632 Когда война закончилась, не выполнил своих обязательств о льготах казакам. При нем происходили восстания Павлюка и восстание под предводительством Д. Гуни и Я. Острянина, подавлены с большой жестокостью.

ЛИЧНОСТЬ

Иов Борецкий родился в 70-х гг XVI в. в Бирча на Перемишльщины в семье мелкого шляхтича. Учился во Львовской братской школе, затем в одном из европейских университетов. Получив образование, стал учителем греческого и латинского языков в Львовской братской школе, ректором которой он был избран 1604 с 1614 г. И. Борецкий - киевский священник. Участвовал в создании Киевского братства и его школы; Ивану Борецкому выпало быть ее первым ректором. То во время своего ректорства, или погодя Иван Борецкий постригся в монахи под именем Иова. В начале 1618 Борецкого избрали игуменом Свято-Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а 1620 Иерусалимский патриарх Феофан рукоположил его в митрополита

Петр Могила родился в семье молдавского господаря Симеона и венгерской княжны Маргарет в декабря 1596 г. Когда 1607 Симеон погиб, семья вынуждена была покинуть Молдавию . С тех пор родиной для Петра Могилы стала Украина. Петр Могила получил основательное образование: учился в Львовской братской школе, Замойский академии и, возможно, еще и в европейских университетах. Был военным, имея за опекунов командующего польского войска С. Потоцкого, коронного канцлера и гетмана С. Жолкевского. Участвовал в битве под Хотином (1621). Впоследствии постригся в монахи. С 1627 г. он - архимандрит Киево-Печерской лавры, в 1632-1647 гг - митрополит Киевский и Галицкий. В 1631 г. основал в Печерской Лавре школу, которую 1632 объединил с братской школой на Подоле, в результате чего возникла Киевская академия. Канонизирован православной церковью.

ВЛИЯНИЕ Брестской церковной унии НА развитие церковной жизни в УКРАИНЫ

  1. Брестская уния ухудшила положение православной церкви, однако верной ей оставалась большинство тогдашнего украинского населения
  2. Развертывание борьбы за восстановление прав притесняем церкви, к которой примкнули представители всех слоев украинского общества, а возглавили их братства
    • Широких полномочий братствам давало право ставропигии, который некоторые из них получали от восточных патриархов

Примечание Ставропигия - автономная православная единица (церковь, монастырь, братство), подлежащей юрисдикции не местных иерархов, а непосредственно патриарху, и пользуется специальными правами

    • ставропигиальный, кроме львовского Успенского, с 1620 г. были Крестовоздвиженская и киевское Богоявленское братства
    • Право ставропигии мало чрезвычайное значение для сохранения православной церкви. Ведь после Брестской унии почти все православные епископы стали униатами. Верными православию остались только два епископа: львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстянский. После их смерти единственным православным епископом был Иеремия Тисаровского, который смог занять Львовскую кафедру, заверив короля, что он - униат. После смерти Иеремии польское правительство мог, воспользовавшись отсутствием епископов, объявить православную церковь несуществующей
    • Преобразование братств в мощную силу, способную бороться за православную веру, происходило постепенно. В начале XVII ст. братства - достаточно влиятельные церковные организации Так, например, они имели право через своих священников отлучать своих прихожан от церкви, следить соблюдения священниками предписаний и тому подобное. li>
    • Деятельностью православных братств заботились запорожцы, которых было немало среди братчиков. Казаки поддерживали братства и православную церковь не только средствами, но и военной силой. При поддержке казачества 1615 г. В Киеве было основано Богоявленское братство, а вступление в него Петра Конашевича-Сагайдачного со всем Войском Запорожским показал, что казачество принимало православную веру под защиту и опеку
    • Именно при содействии казачества 1620 был восстановлен высшее православную церковную иерархию

Греко-католическая церковь

С тановище

  1. Униатские епископы, вопреки заверениям польских властей, не получили тех же прав, что их мало католическое духовенство, так достичь равенства церквей, как надеялись сторонники унии, они не смогли
  2. К униатской церкви большинство украинского населения относилась как к чужой, образованной за измены родительской веры. К тому же власть Речи Посполитой поддерживала ее в борьбе против Украинской православной церкви
  3. Ситуация вокруг греко-католической церкви обострялась и имущественными спорами: как униаты, так и православные, все церкви и монастыри греческого обряда считали своими
    • Иерархи греко-католической церкви предавались энергичные меры, чтобы преодолеть кризис своей церкви
    • Ипатий Потей , которого называли "отцом унии", после смерти Михаила Рогозы, стал митрополитом.
    • Был талантливым проповедником, писателем-полемистом, администратором, однако в борьбе за унию действовал преимущественно силой
    • Митрополит Иосиф-Вельямина Рутский приложил много усилий для развития униатской церкви
    • В отличие от своего предшественника - Потия, Рутский особенно заботился о повышении уровня образования духовенства, настойчиво искал способы объясниться с православными, видя в согласии главное условие подъема обеих церквей
    • время он развернул деятельность, направленную на упорядочение и обновление церковной жизни, закладывал новые монастыри, внедрял среди монахов строгую дисциплину, заботился об учреждении униатской семинарии, хотя для ее открытия не хватило средств.
    • Осуществил реформу униатского монашества, которое было объединено в один орден - Василианский. Подобно иезуитов, василиане занимались просветительской и миссионерской деятельностью.

восстановления православной иерархии. Митрополит Иов Борецкий

  • До восстановления высшей православной иерархии 1620 немало усилий приложил Иов Борецкий
  • Большие надежды в деле возрождения православной церкви митрополит Борецкий возлагал на образование и книгопечатание
  • Как основатель и покровитель Киевской братской школы, он поддерживал ее за свой счет
  • Иов Борецкий сплотил вокруг себя созвездие талантливых ученых, просветителей, в частности Мелетия Смотрицкого, Петра Могилу, Лаврентия Зизания, Елисея Плетенецкого.
  • Близкими сподвижниками митрополита были вожди казаков Петр Конашевич-Сагайдачный, Михаил Дорошенко, Олифер Голуб. В борьбе против унии Борецкий полагался прежде всего на казачество

митрополит Петр Могила, ЕГО МЕРЫ ПО Благоустройство Церковная жизнь

  • Петр Могила занял митрополичью кафедру 1632
  • Прежде всего он добился от королевской власти признания высшей православной церковной иерархии. 1632 только что избранный польский король Владислав IV подписал "Пункты успокоения русского народа", по которым украинская и белорусам возвращались утраченные после Брестской унии права:
    • по православным признавалось право иметь своего митрополита и епископов;
    • определялись условия разрешения споров между православными и греко-католиками в отношении церквей и земель.

Мероприятия Петра Могилы относительно обновления церковной жизни

  • Введен постоянный надзор за дисциплиной духовенства, порядком богослужений и т.д.
    • Обязательным стало провозглашение священниками воспитательных проповедей для прихожан по воскресеньям и в праздники
  • Ограничены права магнатов вмешиваться в церковные дела на территории своих имений
  • Увеличение количества и обновления содержания церковных книг
  • возвращалось имущество и земли Украинской православной церкви
  • Восстановление духовных святынь православия
  • Повышение культурно-образовательного уровня православных священников

Значение деятельности Петра Могилы, направленной на развитие церковного и культурной жизни Украины, невозможно преувеличить. Недаром время, за которое он был митрополитом, называют Могилянской сутками. Киевская митрополия за Петра Могилы была наиболее самостоятельной и авторитетной

Украинская православная церковь в середине XVII ст. стала значительной силой национально-религиозного освобождения. случайно основным лозунгом Национально-освободительной войны украинского народа против Речи Посполитой, которая началась в 1648 г., была борьба за веру