ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ
- Брестскую унию не поддержало большинство украинский, и она не привела к настоящей унии двух церквей, а попытки Рима и Польши использовать ее в своих политических целях способствовали обострению борьбы между православными и греко-католиками.
- В условиях национально-религиозного гнета в Украину гарантом сохранения православной веры выступало казачество.
- Благодаря казачеству восстановлено и официально признан правительством Речи Посполитой православную церковную иерархию; успешно оказывалось сопротивление распространению униатства и католицизма
- Митрополит Петр Могила - выдающийся просветитель и организатор церковной жизни
Хронология событий
1599-1613 гг |
Деятельность униатского митрополита Ипатия Потия |
1613-1637 гг |
Деятельность униатского митрополита Иосифа-Вельямина Рутского. |
1615 |
Основание Киевского братства и школы при нем. Начало деятельности типографии Киево-Печерского монастыря, созданной Елисеем Плетенецким |
1620 |
Восстановление православной иерархии. Избрания Киевским православным митрополитом Иова Борецкого |
1632 |
Принятие польским сеймом "Статей для успокоения русского народа" |
1632-1647 гг |
Деятельность православного Киевского митрополита Петра Могилы. |
ФИГУРЫ
Ипатий Потей - Киевский и Галицкий митрополит, выдающийся писатель-полемист, горячо отстаивал унию. Один из инициаторов Брестской унии 1596 г. После смерти митрополита М. Рогозы (1599) стал Киевским греко-католическим митрополитом
Владислав IV - польский король (1632-1648), сын Сигизмунда III. нуждаясь казацкой помощи в войне с Московией, добился признания православной украинской митрополии 1632 Когда война закончилась, не выполнил своих обязательств о льготах казакам. При нем происходили восстания Павлюка и восстание под предводительством Д. Гуни и Я. Острянина, подавлены с большой жестокостью.
ЛИЧНОСТЬ
Иов Борецкий родился в 70-х гг XVI в. в Бирча на Перемишльщины в семье мелкого шляхтича. Учился во Львовской братской школе, затем в одном из европейских университетов. Получив образование, стал учителем греческого и латинского языков в Львовской братской школе, ректором которой он был избран 1604 с 1614 г. И. Борецкий - киевский священник. Участвовал в создании Киевского братства и его школы; Ивану Борецкому выпало быть ее первым ректором. То во время своего ректорства, или погодя Иван Борецкий постригся в монахи под именем Иова. В начале 1618 Борецкого избрали игуменом Свято-Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, а 1620 Иерусалимский патриарх Феофан рукоположил его в митрополита
Петр Могила родился в семье молдавского господаря Симеона и венгерской княжны Маргарет в декабря 1596 г. Когда 1607 Симеон погиб, семья вынуждена была покинуть Молдавию . С тех пор родиной для Петра Могилы стала Украина. Петр Могила получил основательное образование: учился в Львовской братской школе, Замойский академии и, возможно, еще и в европейских университетах. Был военным, имея за опекунов командующего польского войска С. Потоцкого, коронного канцлера и гетмана С. Жолкевского. Участвовал в битве под Хотином (1621). Впоследствии постригся в монахи. С 1627 г. он - архимандрит Киево-Печерской лавры, в 1632-1647 гг - митрополит Киевский и Галицкий. В 1631 г. основал в Печерской Лавре школу, которую 1632 объединил с братской школой на Подоле, в результате чего возникла Киевская академия. Канонизирован православной церковью.
ВЛИЯНИЕ Брестской церковной унии НА развитие церковной жизни в УКРАИНЫ
- Брестская уния ухудшила положение православной церкви, однако верной ей оставалась большинство тогдашнего украинского населения
- Развертывание борьбы за восстановление прав притесняем церкви, к которой примкнули представители всех слоев украинского общества, а возглавили их братства
- Широких полномочий братствам давало право ставропигии, который некоторые из них получали от восточных патриархов
Примечание Ставропигия - автономная православная единица (церковь, монастырь, братство), подлежащей юрисдикции не местных иерархов, а непосредственно патриарху, и пользуется специальными правами
- ставропигиальный, кроме львовского Успенского, с 1620 г. были Крестовоздвиженская и киевское Богоявленское братства
- Право ставропигии мало чрезвычайное значение для сохранения православной церкви. Ведь после Брестской унии почти все православные епископы стали униатами. Верными православию остались только два епископа: львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстянский. После их смерти единственным православным епископом был Иеремия Тисаровского, который смог занять Львовскую кафедру, заверив короля, что он - униат. После смерти Иеремии польское правительство мог, воспользовавшись отсутствием епископов, объявить православную церковь несуществующей
- Преобразование братств в мощную силу, способную бороться за православную веру, происходило постепенно. В начале XVII ст. братства - достаточно влиятельные церковные организации Так, например, они имели право через своих священников отлучать своих прихожан от церкви, следить соблюдения священниками предписаний и тому подобное. li>
- Деятельностью православных братств заботились запорожцы, которых было немало среди братчиков. Казаки поддерживали братства и православную церковь не только средствами, но и военной силой. При поддержке казачества 1615 г. В Киеве было основано Богоявленское братство, а вступление в него Петра Конашевича-Сагайдачного со всем Войском Запорожским показал, что казачество принимало православную веру под защиту и опеку
- Именно при содействии казачества 1620 был восстановлен высшее православную церковную иерархию
Греко-католическая церковь
С тановище
- Униатские епископы, вопреки заверениям польских властей, не получили тех же прав, что их мало католическое духовенство, так достичь равенства церквей, как надеялись сторонники унии, они не смогли
- К униатской церкви большинство украинского населения относилась как к чужой, образованной за измены родительской веры. К тому же власть Речи Посполитой поддерживала ее в борьбе против Украинской православной церкви
- Ситуация вокруг греко-католической церкви обострялась и имущественными спорами: как униаты, так и православные, все церкви и монастыри греческого обряда считали своими
- Иерархи греко-католической церкви предавались энергичные меры, чтобы преодолеть кризис своей церкви
- Ипатий Потей , которого называли "отцом унии", после смерти Михаила Рогозы, стал митрополитом.
- Был талантливым проповедником, писателем-полемистом, администратором, однако в борьбе за унию действовал преимущественно силой
- Митрополит Иосиф-Вельямина Рутский приложил много усилий для развития униатской церкви
- В отличие от своего предшественника - Потия, Рутский особенно заботился о повышении уровня образования духовенства, настойчиво искал способы объясниться с православными, видя в согласии главное условие подъема обеих церквей
- время он развернул деятельность, направленную на упорядочение и обновление церковной жизни, закладывал новые монастыри, внедрял среди монахов строгую дисциплину, заботился об учреждении униатской семинарии, хотя для ее открытия не хватило средств.
- Осуществил реформу униатского монашества, которое было объединено в один орден - Василианский. Подобно иезуитов, василиане занимались просветительской и миссионерской деятельностью.
восстановления православной иерархии. Митрополит Иов Борецкий
- До восстановления высшей православной иерархии 1620 немало усилий приложил Иов Борецкий
- Большие надежды в деле возрождения православной церкви митрополит Борецкий возлагал на образование и книгопечатание
- Как основатель и покровитель Киевской братской школы, он поддерживал ее за свой счет
- Иов Борецкий сплотил вокруг себя созвездие талантливых ученых, просветителей, в частности Мелетия Смотрицкого, Петра Могилу, Лаврентия Зизания, Елисея Плетенецкого.
- Близкими сподвижниками митрополита были вожди казаков Петр Конашевич-Сагайдачный, Михаил Дорошенко, Олифер Голуб. В борьбе против унии Борецкий полагался прежде всего на казачество
митрополит Петр Могила, ЕГО МЕРЫ ПО Благоустройство Церковная жизнь
- Петр Могила занял митрополичью кафедру 1632
- Прежде всего он добился от королевской власти признания высшей православной церковной иерархии. 1632 только что избранный польский король Владислав IV подписал "Пункты успокоения русского народа", по которым украинская и белорусам возвращались утраченные после Брестской унии права:
- по православным признавалось право иметь своего митрополита и епископов;
- определялись условия разрешения споров между православными и греко-католиками в отношении церквей и земель.
Мероприятия Петра Могилы относительно обновления церковной жизни
- Введен постоянный надзор за дисциплиной духовенства, порядком богослужений и т.д.
- Обязательным стало провозглашение священниками воспитательных проповедей для прихожан по воскресеньям и в праздники
- Ограничены права магнатов вмешиваться в церковные дела на территории своих имений
- Увеличение количества и обновления содержания церковных книг
- возвращалось имущество и земли Украинской православной церкви
- Восстановление духовных святынь православия
- Повышение культурно-образовательного уровня православных священников
Значение деятельности Петра Могилы, направленной на развитие церковного и культурной жизни Украины, невозможно преувеличить. Недаром время, за которое он был митрополитом, называют Могилянской сутками. Киевская митрополия за Петра Могилы была наиболее самостоятельной и авторитетной
Украинская православная церковь в середине XVII ст. стала значительной силой национально-религиозного освобождения. случайно основным лозунгом Национально-освободительной войны украинского народа против Речи Посполитой, которая началась в 1648 г., была борьба за веру