КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI - первой половине XVII в. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ
- Киево-Могилянская академия - первое и славный университет на восточнославянских землях.
Хронология событий
1491 |
Издание в Кракове Швайпольтом Фиолем первых украинских печатных книг |
1556-1561 гг |
Создание Пересопницкого Евангелия |
1574 |
Издание Иваном Федоровичем во Львове Апостола и "Букваря" |
1576-1578 гг |
Основание князем Константином Острожским типографии и школы, возникновение Острожского литературно-научного кружка |
1581 |
В Остроге Иваном Федоровичем выдано Острожской Библии |
1586 |
Основание во Львове Успенского братства и Успенской школы |
1591 |
Издание типографией Львовского братства "Адельфотес" - учебника церковнославянского и греческого языков |
1596 |
типографией Виленского братства издано три учебные книги Лаврентия Зизания: "Букварь", "Лексис", "Грамматика" |
1615 |
Шляхтянка Галшка Гулевичивна подарила Киевскому братству свой двор с пляцу "на Подоле. Начало деятельности Братской школы в Киеве |
1616 |
Типографии Киево-Печерского монастыря издает первую книгу "Часослов", рассчитанную и для школьного обихода |
1617 |
Основание Луцкого Крестовоздвиженского братства и братской школы при нем. |
1646 |
типографией Киево-Печерской лавры выдано Требник Петра Могилы |
развитие украинского языка
течение XVI - первой половины XVII в. происходили важные сдвиги в развитии украинского языка. Они касались прежде языка литературного. Со времен Киевской Руси длительная традиция основания двух литературных языков: книжная староукраинский (во второй половине XVI веке ее называли пр
Пр
Язык славяно-русская - украинская разновидность церковнославянского языка. Церковные книги и впредь писались церковнославянском языке , которую тогда называли славяно-русской. И хотя она также подвергалась воздействиям разговорной речи украинский, однако оставалась непонятной народу
Пересопницкое Евангелие
со второй половины XVI в. стали появляться переводы пр
- Пересопницкое Евангелие (1556-1561)
- Креховский Апостол (60-х гг. XVI в .);
- Волынское Евангелие (1571) и тому подобное. li>
Первой известной книгой Священного Писания тогдашней книжным украинским языком является Пересопницкое Евангелие
- Перевод греческих и церковнославянских текстов четырех Евангелий совершил архимандрит Пересопницкого монастыря иеромонах Григорий. Списал перевод сын протопопа из Сянока Михаил
- Рукопись изготовлен на пергаменте с употреблением черных чернил и киновари. 482 его листе оправлены в дубовые доски, обтянутые зеленым бархатом
- Книгу украшен изысканными рисунками-миниатюрами, а также заставками, концовками, инициалами, многими орнаментами, в которых ощутимы мотивы эпохи Возрождения
- В памятке засвидетельствовано фонетические, грамматические, лексические и синтаксические особенности живого украинского языка XVI века
Образование. Состояние школьного
- По традиции школы действовали при церквях и монастырях. Специально подготовленные дьяки обучали детей письму церковнославянском языке, основам арифметики, молитвам, пению. Первоначально такие школы существовали в крупнейших городах, впоследствии их количество увеличивалось: во второй половине XVI в. они действовали во Львове, Стрые, Ровно, Кременце, Заблудове, Владимире-Волынском, Житомирской
- Развертывание реформационного движения обусловило появление протестантских школ . В частности, они были основаны в Гоще, Белз, Львове, Берестечко, Хмельнике.
- Создавали свои школы и коллегиумы и иезуиты Главную цель воспитательной деятельности иезуитские учебные заведения усматривали в наверненни можно большего количества Украинская к католической вере
Острожская академия
Новые черты развития образования ярче воплотились в деятельности острожского культурно-образовательного центра. Он был создан 1576 по инициативе князя Василия-Константина Острожского
- Главную цель своей деятельности он видел в возрождении украинской культуры на основе православия. С этой целью не позднее 1578 в Остроге была создана школа. Древние славянские традиции сочетались здесь с достоянием тогдашнего европейского школьного
- В Острожской школе основательно изучались языки - церковнославянский, греческий и латынь. Излагались в ней и "семь свободных наук" - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка
- Школьная программа, по которой осуществлялось обучение в Острожской школе, предусматривала начальное и среднее образование с элементами высшего Собственно, поэтому современники называли Острожскую школу и школой, и коллегиумом, и академией. Это была первая в Украине "славяно-греко-латинская" высшая школа в Украине и на восточнославянских землях.
- Первым ректором Острожской академии был Герасим Смотрицкий - знаток литературы, поэт, писатель. По приглашению Константина Острожского он прибыл в Острог и возглавил кружок ученых, которые готовили к печати Острожской Библии . Герасим Смотрицкий был главным переводчиком и редактором этого издания
Братские школы
Образовательные и воспитательные идеи Острожской академии были подхвачены братствами. Необходимость противодействовать наступлению католической культуры привела к появлению братских школ
- Первая такая школа появилась в Львове 1586 , а вскоре их стали создавать везде по Украине. В начале XVI в. братских школ насчитывалось около 30. Учиться у них имели право дети всех сословий. Содержались школы средства братств. Дети малоимущих семей и сироты учились бесплатно
- Главное назначение братских школ - давать хорошее образование и воспитывать преданность древним традициям и отцовской вере. Именно поэтому большое внимание в таких школах уделялось изучению церковнославянского и книжного украинского языков. Традиционно изучали и греческий язык. В те времена трудно было обойтись и без латыни - языка западноевропейской науки и дипломатии
- Братские школы, равно как и Острожская школа, были славяно-греко-латинскими. Кроме названных языков, в них ученики осваивали уже упомянутые "семь свободных наук"
- В 1615 появилась братская школа в Киеве . До ее основания постарались ученые, писатели и поэты, ведущие деятели православной церкви, которые группировались вокруг Киево-Печерской лавры Елисея Плетенецкого
- Первым ректором Киевской братской школы был Иов Борецкий
- Осенью 1631 в Киеве возникла еще одна школа - Лаврская Основал ее архимандрит Киево-Печерской лавры Петр Могила. Вскоре Лаврскую школу было объединено с Киевской братской. Объединенная школа начала действовать в сентябре 1632 Называлась она коллегией
Киево-Могилянская академия
- Киевская коллегия (вскоре Киево-Могилянская академия) была высшим учебным заведением
- Полный курс обучения длился 12 лет. Всего в академии было восемь классов, а количество предметов превышала 30. Основу предметов составляли те же "семь свободных наук"
- В первых четырех классах академии изучались языки: книжный украинский, церковнославянский, греческий, латинский и польский.
- Все высшие науки в Киево-Могилянской академии преподавались, как и везде в Западной Европе, латыни
- Однако заботились в академии и о надлежащее знание украинского языка: именно научная деятельность преподавателей академии, а также студентов способствовала развитию украинского языка
- Киево-Могилянская академия в течение продолжительного времени была единственным высшим учебным заведением для всех сословий Украине, Восточной Европы и православного мира.
развитие книгоиздания
Основание постоянного книгоиздания в Украине связывают с именем московского первопечатника Иваном Федоровича (Федорова)
- Потерпев преследований в Московии, он в начале 70-х гг XVI в. прибыл во Львов
- В 1574 г. во Львове Иван Федорович издал Апостол и первый украинский печатный учебник для обучения грамоте - "Букварь"
- В 1581 г. в Остроге Федорович выдал настоящий шедевр среди старопечатных - Острожскую Библию.
- К середине XVII в. в Украине действовало 25 типографий в 17 различных городах и селах
- Сначала было немало малых частных типографий, но постепенно издание книг сосредоточилось в крупнейших типографиях - Киево-Печерской лавры, Львовского братства, Михаила Слезки, Львовского иезуитского коллегиума
- Крупнейшим центром книгопечатания в Украине в первой половине XVII в. стала типография Киево-Печерской лавры
- Ее основал 1615 архимандрит лавры Елисей Плетенецкий
- Лаврская типография издала первую книгу 1616; протяжении второй половины XVII в. в ней были изданы 120 наименований книг - прежде богослужебной литературы, а также буквари, словари, календари, труды по истории и тому подобное. li>
- прославленных издания того времени - Требник Петра Могилы
- В 1638 в типографии вышла Тератургима монаха Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского - неоценимый источник по истории славной обители
- Типография Киево-Печерской лавры просуществовала более 300 лет. Изданные в ней богослужебные книги имели свои особенности. Они в основном содержали предисловия, послесловия, посвящения, стихотворные вставки, выразительной чертой которых был украинский характер, что отразилось на языке изданий и их оформлении