§ 10. Христианская церковь в XII - XV ст.
Христианская церковь в Европе VI-XIIIст.
Вы узнаете
1. Почему со временем крестоносцы направили свои походы не в Палестину?
2. Какое значение крестовых походов в историческом развитии Европы?
3. Что такое ереси? Почему они распространялись в христианской Европе и как с ними 4. боролась церковь?
5. Почему некогда могущественная власть Пап Римских с XIV ст. упадок?
1. Второй, третий и четвертый крестовые походы
Несмотря на постийно пребывания в боевой готовности, положение крестоносцев на Востоке не было прочным. В середине XII ст. сельджуки перешли в наступление. Они провозгласили джихад- Священную войну ислама против христиан, разгромили войска графа Триполитанського и захватили Эдессу. Иерусалимский король, потеряв большую часть своих владений, обратился за помощью к Папы, который в ответ объявил вторая крестовый поход (1147 - 1149 гг.) Несмотря на значительные военные силы (50 тыс. воинов), которые вели с собой германский император Конрад III и французский король Людовик II, поход закончился полным поражением. Город Дамаск - цель похода выдержал осаду крестоносцев.
Во второй половине XII ст. положение крестоносцев на Востоке еще более ухудшилось из походы египетского султана Салах ад-Дина, или Саладина, как его называли европейцы. Саладин завоевал значительные территории, создал великое государство, центром которой стал Египет, и пытался уничтожить государства крестоносцев. Он взял Иерусалим и взял за жизнь жителей огромный выкуп.
Египетский султан Алладин
Мероприятие организовал третий крестовый поход (1189 - 1192 гг.) Для подготовки армии все население должно было платить особый налог - "Саладинову десятину". Возглавили поход три европейские короли: французский, английский и немецкий. И изначально участников похода преследовали неуспехи. Во время переправы через горную реку в Сирии утонул немецкий император Фридрих I Барбаросса, после чего большинство немецких рыцарей вернулась домой. Французский король Филипп II Август и английский король Ричард И Львиное сердце были давними врагами и вместо того, чтобы действовать вместе, только оказывали помех друг другу.
Император Фридрих Барбаросса
Высадившись 1191 в Сирии, английские и французские войска окружили крепость Акра и после длительной осады захватили ее. Однако после этого Филипп II Август и Ричард И Львиное сердце поссорились окончательно, и французы, покинув англичан судьбы, вернулись домой.
Ричард И Львиное Сердце трижды пытался взять Иерусалим, но не смог. Он лишь заключил 1192 г. соглашение Саладином, по которой христианским паломникам султан гарантировал беспрепятственное посещение святых городов - Иерусалима, Назарета и Вифлеем течение трех лет.
Второй и третий крестовые походы показали, что западный христианский мир уже не имел того религиозного подъема, как раньше. Споры между государствами Европы заняли видное место, и католическая церковь была не преодолеть их величественной идеей служения христианству.
2. Четвертый крестовый поход
В начале XIIIст. стало ясно, что решающее значение для судьбы Святой Земли имеет Египет, султан которого постоянно угрожал владениям крестоносцев. Папа Иннокентий III начал готовиться к новому крестовому походу. Однако в Египет крестоносцы так и не дошли.
Чтобы попасть в Египет, руководители похода обратились к Венеции, которая имела лучший флот, с просьбой переправить их войска. Дож Энрико Дандоло - председатель Венецианской республики - согласился перевезти крестоносцев за крупную сумму денег - 85 тыс. марок серебром. В июне 1202 г., когда корабли были уже готовы, на острове Лидо собралась только треть крестоносцев. Руководители похода смогли собрать лишь часть необходимой суммы. Тогда дож предложил отложить платеж при условии, что крестоносцы помогут ему уничтожить торгового соперника - город Задар на восточном побережье Адриатического моря. Несмотря на запрет папы воевать против христиан, руководители похода пристали на такое предложение. В ноябре 1202 они захватили и разграбили Задар. Иннокентий III отлучил Венецию и крестоносцев от церкви, но, желая уничтожить египтян, пообещал снять отлучение, если поход состоится.
Однако дож Венеции уговорил крестоносцев на поход против еще одного своего соперника - христианского Константинополя. Поводом к войне стало желание сына императора Исаака II Ангела отобрать у дяди Алексея престол, которого он захватил, ослепив брата. Императорский сын пообещал за это щедрое вознаграждение, крайне необходимую крестоносцам, - 200 тыс. марок серебром.
Что же толкнуло старого дожа Венеции на путь борьбы против Византии? Это яркий пример, насколько сильным может быть желание мести.
Венеция находилась под властью Византийской империи, а затем отделилась и превратилась в ее торгового соперника. Конкуренция быстро переросла в вражду. В 1171 г. по приказу византийского императора тысячу венецианских купцов были брошены в тюрьмы, а посла Венеции Энрико Дандоло ослепили. На протяжении 30 лет дож питал ненависть к империи. Мечта о мести согревала его и давала силы к жизни. И вот, наконец, 94-летний дож совершил свое желание и уничтожил Византийскую империю руками крестоносцев. Человеческая ненависть - ужасная сила?
Летом 1203 г. крестоносцы начали осаду Константинополя. Вскоре они захватили город и повернули престол Исааку II. Далее предстояло рассчитаться с "Освободителями", но в императорской казне не нашлось такого количества денег. Когда их начали силой взимать с населения, вспыхнуло восстание, результате которого новым императором провозгласили врага крестоносцев Алексея Дуку. Он попытался защитить город от "освободителей". Крестоносцы начали новый штурм Константинополя и 13 апреля 1204 р.взяли город, варварски его ограбили, убили тысячи жителей.
Введение крестоносцев в Константинополь
После победы крестоносцы разделили между собой земли империи. Латиняне (так называли крестоносцев византийцы) образовали на развалинах империи свои владения, которые на Западе называли Латинской Романии, а историки впоследствии назвали Латинском империей. О продлении похода, конечно, нечего было и говорить.
Четвертый крестовый поход и, в частности, уничтожение центра восточного христианства - Византийской империи - показали глубокий кризис движения крестоносцев. Все последующие четыре крестовые походы уже не направлялись в Палестину.
Корабли крестоносцев
У XIII ст. на Западе пытались вернуться к идее крестовых походов. Распространилось мнение, что только безгрешные дети могут совершить чудо и освободить Иерусалим. В 1212 г. тысячи подростков из Западной Европы отправились в поход освобождать Святую Землю. Часть детей, прибывших в порт Марсель, владельцы кораблей захватили и продали мусульманам, а остальные просто исчезли. Детский крестовый поход закончился полным провалом.
После прекращения крестовых походов государства крестоносцев были обречены. Одно за другим падали города-крепости крестоносцев - Триполи, Тир, Сидон. В 1291 г. египтяне завоевали Акру - последнюю столицу Иерусалимского королевства. Эпоха крестовых походов завершилась.
Крестовые походы 1202-1291 гг
3. Значение и последствия крестовых походов
Крестовые походы как военные экспедиции с целью освобождения Святой Земли не оправдались. Они повлекших значительные человеческие потери как среди населения стран Востока, так и среди их участников. Во время походов было уничтожено много памятников культуры, библиотек, дворцов. Вследствие четвертого крестового похода было разрушено Константинополь - центр восточной христианской культуры. Крестовые походы повлекли ухудшение отношений между Европой и странами Востока, христианским и исламским мирами.
Однако эпоха крестовых походов не прошла бесследно для Европы. Значительно оживилась торговля на Средиземном море. Особенно большие преимущества получили итальянские города-государства - Венеция, Генуя, Пиза, к которым перешла первенство в торговле с странами Востока. Византия как торговый соперник итальянских городов-государств после четвертого крестового похода исчезла. Торговые связи Востока и Запада за время крестовых походов приобрели регулярный характер. Количество товаров, которые привозили европейские купцы с Востока, увеличилось в десятки раз.
Крестовые походы способствовали ознакомлению европейцев с новыми рильницькимы растениями и начали их выращивания в Европе. Именно тогда попали в Европу рис, гречка, лимоны, абрикосы, арбузы. Крестоносцы познакомились с производством сахара, шелковых тканей и стеклянных зеркал, позаимствовали с Востока голубиную почту и ветряки. Знакомство с Востоком оказало большое влияние и на быт европейцев. Рыцари усвоили восточные манеры, придворную вежливость, начали следить за своим телом и лицом. Именно с тех пор на Западе привыкли мыть руки перед едой, принимать ванны и мыться в горячих банях. В рыцарских замках появилась новая увлекательная игра - шахматы.
В Западной Европе усилилось тяготение к изысканных блюд, сладких вин, пряностей. В моду вошли красивая одежда, предметы восточного быта, одеяла, редкие вещи, ценное оружие. Чтобы покупать все это, нужны были средства, и феодалы стали чаще требовать от зависимых крестьян платить им налоги деньгами, а не давать продуктами, как раньше. Поэтому в Европе оживилась торговля, разрушалось старое натуральное хозяйство.
Причины неудач и последствия крестовых походов
Причины неудач |
Последствия |
Значительные человеческие потери, непредвиденные трудности и сопротивление мусульман завоевателям. Падение популярности идеи походов в Святую Землю среди населения европейских стран. Утрата движением крестоносцев своего смысла за того, что его участники вернули свое оружие против христиан и стали обычными грабителями |
Разрушены Константинополь - центр восточной христианской культуры. Значительные человеческие потери и уничтожение памятников культуры народов Востока. Ухудшение отношений между христианским и мусульманским мирами. Укрепление торговых связей между Западом и Востоком через Средиземное море. Знакомство европейцев с новыми рильницькимы растениями, ремеслами, изменения в быту. Увеличение знаний европейцев и мусульман друг о друге и об окружающем мире |
Выдающийся французский историк Жак Ле Гофф утверждает, что крестовые походы "для Запада были скорее всего губительными, чем благоприятными, но тем не менее они по своим психологическим напряжением стали вершиной экспансии средневекового христианского мира ". |
4. Еритикы и борьба с ними. Инквизицией
Церковь в Средние века занималась не только внешними проблемами, но и внутренними. Уже в первые века существования христианской церкви были взгляды на природу Христа и Божественной Троицы, отличавшиеся от взглядов, официально принятых на церковных соборах. Такие взгляды назывались еретическими, А деятелей, которые высказывали, осуждали и проклинали как еретиков. Но даже после упрочение христианского учения ереси неоднократно вспыхивали в средневековой Европе.
Сожжение еретиков в Италии
Почему же возникали ереси? В повседневной жизни людей средневековья одной из главных была забота о спасении души. Но люди видели, что церковь, проповедуя покорность и отказ от земных благ, накопила большие богатства и убрала огромную политическую власть. В среде ремесленников, купцов, рыцарей, простых священников и монахов, иногда даже знати, время от времени появлялись люди, которые задумывались над противоречиями между евангельским учением и тем, что они наблюдали в жизни. Они приходили к мнения, что церковь учит неправильно. Только полный отказ от богатств и власти может спасти душу человека. Итак, еретиками становились люди, которые были охвачены сомнения, что официальное учение церкви способно спасти их душу. А также те, стремившихся более справедливого социального устройства. Таким образом ереси были как религиозные, так и социально-религиозные.
Основными центрами еретических движений становились города. Это объясняется тем, что в городах концентрировалось населения, происходили контакты между людьми из разных городов и стран, обмен знаниями, идеями, сосредоточивались грамотные люди, которые могли читать и толковать Священное Писание.
Одной из наиболее известных и распространенных ересей было учение катаров ("Чистых"), которых еще называли альбигойцами по названию города Альби - центра распространения ереси. Это учение распространилось на юге Франции в XII - XIII вв. Катары учили, что земля и порядки на ней есть не божьим творением, а порожденные дьяволом. Они учили, что человек должен порвать с земным миром и только тогда сможет спасти свою душу. Катары создали большую церковь, которая была враждебной Римской. Они вели строгий образ жизни и готовы были принять мученическую смерть ради своей веры.
Альбигойские ересь (Из анонимного источника начале XIII в.)
Группа еретиков, живущих в наших краях, верят и имеют смелость утверждать, что существуют два божества: первое - добрый Бог и второе - странное божество? Они заявляют, что мир и все, что в нем ощутимое на ощупь, создан злым богом. Они отвергают крещение детей, так как у них нет веры, и, цитируя Евангелие, говорят, что тот, у кого нет веры, будет осужден. Они не верят в воскресение плоти и цитируют св. Павла, который сказал: "Нет плоть, ни кровь не попадут в царство Божье ". Они называют обряды католической церкви пустыми и глупыми, потому что, говорят они, эти учения от людей и не имеют опоры ...
1. Которые основные положения учения альбигойцев?
2. Каково отношение автора документа в альбигойцев?
Примерно тогда же возникла другая ересь - вальденсов. Легендарный основатель учения Пьер Вальдо - богатый монський купец, тронутый страницами Библии, где речь шла о "Святую бедность", - раздал свое имущество бедным и со своими учениками стал проповедовать Евангелие. Вальденсы делились на "совершенных", которые порывали все связи с внешним миром и учили своих сторонников подражать Христу, и "Братьев", которым разрешалось работать. Катары и вальденсы отрицали необходимость существования церковной иерархии и призвали к созданию религиозных общин, существовавших во времена Христа и его учеников-апостолов. Призыв к создание "бедной церкви" был близок для тех, кто стремился "дешевой" церкви и независимости от пап.
Преследование вальденсов и катаров не могло остановить распространение ереси Европой. Тогда папа Иннокентий III призвал всех христиан к крестовому походу против земель, "зараженных ересью".
Борьба против еретиков была выгодна французскому королю, стремившегося, после объединения под своей властью севере Франции, присоединить к своих владений богатый юг. Крестовые походы против еретиков на юге Франции получили название Альбигойских войн(1209 - 1229 гг.)
Христианское воинство огнем и мечом прошелся богатыми провинциями юга. Однажды на вопрос воина о том, как отличить еретика от правоверного католика, папский легат (представитель) ответил: "Бей их всех, Бог узнает своих! "Альбигойцы оказывали отчаянное сопротивление, но в конечном итоге были истреблены.
Эта победа над ересью способствовала объединению Франции, но одновременно привела к разорению и уничтожение богатых городов и целых районов, убийства тысяч их жителей.
Папы понимали, что побежденные ереси могут легко восстановиться. Для борьбы с ними были предприняты серьезные меры.
Всем мирянам было запрещено иметь, читать и даже больше - толковать Библию. Только люди, получившие церковное образование, могли это делать. Итак, главенствующая книга христианства стала еще более недоступной для большинства христиан.
В епископства создавались специальные постоянные комиссии, должны были расследовать любые проявления ереси, допрашивать и осуждать еретиков. По этим комиссиями впоследствии закрепилось название инквизиционных трибуналов (Лат. inquisitio - расследование). Инквизиторам разрешалось применять пытки, чтобы добиться от еретиков признания в самых страшных грехах, после чего их публично сжигали на костре.
Но от многих еретиков невозможно было добиться покаяния даже под пытками. Религиозные убеждения как католиков, так и еретиков отличались фанатизмом: люди были абсолютно убеждены в том, что только их вера является правильной, поэтому еретики были готовы идти в огонь, а инквизиторы были убеждены в правоте приговора.
Несмотря на все усилия церкви, искоренить ереси она не смогла. Еретики стали осторожнее и еще более убежденными в своей правоте.
5. Жебрущого ордена монахов
Не все люди, задумывались над спасением души, были еретиками. Духовные искания образованных людей средневековья вели их путем собственного осознания учения Иисуса. Часть недовольных порядками, существовавшими в церкви, стала на путь ереси, другая пыталась действовать на границе между ересью и официальной церковью.
Известным в XIII ст. Обновление христианства был Франциск Ассизский(1182 - 1226 гг.) Благодаря его деятельности проповедь приобрела особое значение. А он стал одним из основателей новых, жебрущого орденов.
Франциск родился в семье купца из итальянского города Ассизи. Молодость он провел в пирах и всевозможных развлечениях, но знакомство с Евангелием поступило в его душе переворот, изменивший жизнь Франциска. Решив во всем подражать Христу, он отказался от имущества, оставил дом и, живя, как нищий, все силы отдавал молитвам, постовые и проповедям Слова Божьего. Не имея церковного образования, он обращался к слушателям понятном им простым языком. У страстных молитвах Франциск доводил себя до такого состояния, что в видениях встречался с Иисусом, Богоматерью и святыми, ба больше - другие люди видели, как в Франциска открывались и начинали кровоточить раны на запястьях и ступнях - в тех местах, где прибивали тело Иисуса к кресту.
Со временем у Франциска нашлись последователи, из которых впоследствии и образовался монашеский орден францисканцев.
Орден францисканцев существенно отличался от всех монашеских орденов, существовавших на то время. Да, они действительно жили в евангельской бедности, не уединялись в тишине за стенами монастырей, а шли к народу, несли к нему слово Божие. Францисканцы не были отшельниками и с любовью относились к окружающему миру, как к прекрасному творение Бога. В ордене все были равными.
Францисканцы создали новый вид монашества. Монахи-попрошайки быстро завоевали авторитет среди простого народа. Появление нового ордена поставила проблему перед папой: признать его или объявить монахов еретиками. Папа Иннокентий III понял, что новый орден может стать опорой папства и поднимет авторитет католицизма. Со временем, как и другие ордена, францисканцы обзавелись имуществом, построили монастыри. В последние годы своей жизни Франциск отказался от руководства орденом.
Одновременно с францисканцами возник орден святого Доминика. Доминик(1170 - 1221) родился в Испании, но долгое время жил в Южной Франции, где своими проповедями пытался бороться против идей еретиков-альбигойцев. Здесь, во Франции, в Доминика родилась мысль создать братство монахов специально для борьбы против еретических учений. В отличие от францисканцев, доминиканцы большое внимание уделяли изучению Священного Писания. Монахи-доминиканцы славились своей ученостью, часто занимали кафедры в лучших университетах. Выдающиеся богословы средневековья Альберт Великий и Фома Аквинский были доминиканцами.
Наиболее подготовленные для диспутов с еретиками, доминиканцы играли главную роль в трибуналах, проводя допрос и осуществляя суд над еретиками. Доминиканцы называли себя "псами Господни" (лат. Domini canes). Они были просвещать мир, проповедовать истину и, словно псы, охранять церковь от еретических учений. На эмблеме ордена было изображение пса, который несет в челюстях горящий факел.
Доминиканцы стремились как можно дальше разнести католическую веру. Их проповедники уже в конце XIII ст. читали свои проповеди в Китае и строили там храмы.
6. Церковная кризис. Упадок папства
С началом XIV ст. Европа вступила в период, который отмечался всевозможными бедами и катастрофами. Они показали глубокий кризис средневекового европейского общества. Не обошла эта кризис и церковь.
Церковную кризис был начато пощечиной железной рукавицы по щеке папы римского Бонифация VIII от канцлера и хранителя королевской печати Французского королевства Гийома Ногаре. Не выдержав обиды, папа через несколько недель умер. Его преемник, КлиментV, Как уже упоминалось, перенес папскую резиденцию в город Авиньон, которое, хотя и принадлежало Неаполитанском королевству, со всех сторон было окружено владениями французского короля. Так папская власть попала под французское влияние. 70 лет длилось авиньонское пленение пап. Эти события показали, что идея объединения христианского мира под духовной и светской властью пап не соответствовала реалиям времени, ибо в жизни Европы стали играть роль другие факторы, в частности государственные, национальные интересы. Идею универсальной государства объединяла всех, заслонила идея национального государства, объединявшей людей только по определенному признаку: в то время это было подданство каком королеве.
На этом проблемы с папством не кончились. Возвращение пап в Рим сказалось событием, получившей название великой схизмы.
По возвращении в Рифма папского престола Григорием XI его преемником стал Урбан VI. Однако последний настолько злоупотреблял властью, что его сбросили кардиналы, которые избрали новым папой Климента VII. Но Урбан VI отказался подчиниться, отчего на папском престоле оказалось аж два папы: один был в Риме, другой - в Авиньоне.
Оба папы отлучили от церкви друг друга, а также сторонников противоположной стороны. Начались недоразумения и на других уровнях: на одну церковную должность претендовало по два священника. Никто не знал, какой же папа настоящий и, соответственно, кто имел претендовать на должности епископа и др. Христианская Европа раскололась.
Чтобы унять страсти, разрабатывались и предлагались всевозможные идеи и предложения. Наконец, большинство начало склоняться к мнению, что проблема церкви нужно решать всем - священнослужителям и мирянам, т.е. созвать собор. Первая попытка решить проблему на соборе в Пизе закончилась новым расколом: обоих пап объявили еретиками и избрали нового. Папы, объявленные еретиками, не признали решение собора, и католики получили уже трех пап. И все же идея собора осталась единственным выходом из сложившейся ситуации. В 1414 г. в Констанце было созвано новый собор, который решил эту сложную проблему. Общепризнанным папой стал Мартин V.
Раздор в церкви заставил задуматься, правильным путем шло общество к Богу. Опять вспыхнули движения еретиков. Сильнейший движение за обновление церкви разразился в Чехии. Идеологом его стал Ян Гус, впоследствии сожжен как еретик по решению собора в Констанце. От его имени движение, будоражил Центральную Европу несколько десятилетий, получил наз-ву гуситского.
Проверьте, как запомнили
1. Каким был результат Второго крестового похода?
2. Монархи каких государств принимали участие в Третьем крестовом походе?
3. Кто такой Саладин?
4. Город стал конечным пунктом Четвертого крестового похода?
5. В каком году крестоносцы окончательно потеряли Иерусалим?
6. Когда государства крестоносцев прекратили свое существование в Ближнем Востоке?
7. Каковы причины возникновения еретиков?
8. Назовите основные еретические движения средневековья.
9. Что такое инквизиция? С какой целью она была создана?
Подумайте и ответьте
1. Почему Папа Римский был вынужден призвать к новым крестовых походов после "освобождения Гроба Господня?
2. Чем отличался четвертый крестовый поход от предыдущих? Какими были его последствия?
3. Достигли Крестовые походы своей цели? Свое мнение обоснуйте.
4. Дайте характеристику взглядов катаров и вальденсов. Чем их взгляды отличались от учения католической церкви?
5. Каковы причины и последствия Альбигойских войн?
6. Каковы причины возникновения жебрущого орденов монахов?
7. Какие изменения в религиозной жизни Европы произошли в XIV-ХVстолетия? Чем они были обусловлены?
Выполните задание
1. Подготовьте рассказ об участии во Втором и Третьем крестовых походах монархов-крестоносцев.
2. Составьте хронологию ключевых событий Крестовых походов.
3. Заповнить таблицу: "жебрущого ордена".
|
Францисканцы |
Доминиканцы |
Цель создание |
|
|
Особенности деятельности |
|
|
4. Определите причины поражений Крестовых походов. Зясуйте их результаты и последствия.
Для любознательных
Почему со временем европейцы потеряли интерес к крестовым походам?