§ 9. Христианская церковь в V-XI вв. Первый хрестовий похід
Вы узнаете
1. Которым было представление человека о Боге в Средние века?
2. Что собой представляла христианская церковь в раннее средневековье?
3. Как происходила христианизация Европы?
4. Почему единая христианская церковь раскололась на западную (католическую) и восточную (православную)?
5. Что заставило Европу двинуться в крестовые походы?
1. Средневековый человек и Бог
Религия и церковь в средние века играла большую, даже можно сказать, ведущую роль. Людям даже в голову не приходила мысль, что Бога нет. Всю жизнь человека, его сознание было пронизана верой. Воображение человека средневековой Европы о Боге, мире и человеке в протяжении многих веков формировалась на основе христианства. Согласно христианским представлений человек создан Богом. Бог наделил человека особыми качествами: душой. Умом, языком, чувствами, красотой, силой. Сама природа, живые существа были созданные Богом ради человека. Но первые люди - Адам и Ева - ослушались Бога, осуществив грех - первый, или первородный. За это они были изгнаны из Рая. Человек стал смертным, слабой, несчастной. Душа всякого человека страдает, ибо ув`заключенные ц греховном теле.
Хорошие качества, чувства, уступки людей назиалы - добродетели, глупые - пороками или грехами. Три «д» считались наиболее важными: вера, надежда, милосердие. Д человек отмечали вера в Бога, надежда на него. Любовь к Богу и людям. Он должен со всем смириться, каяться, братья пример во всем с Христа.
Врагами человека были семь его "смертных грехов ": гордыня, зависть, гнев, линости, жадность, росточительство, чревоугодия. Эти грехи толкали человека на ложь и всевозможные преступления.
Все верующие должны были приходить к священника на исповедь. Идеалом средневекового человека был аскет (тот воспитывающая в себя д. ..). Так называли людей, которые ради любви к Богу отказывались от всех удовольствий, богатств, родных.
Люди верили, что после смерти душа может попасть или в ад или в рай. Все очень боялись Ада. На Западе также постепенно сложилось представление о чистилище - где душа может очиститься от мелких грехов и попасть в Рай.
Средневековый человек считала, что время сотворен Богом и потому всю жизнь проходило по звоном церкви. Сам отсчет времени велся от рождения Христа.
2. Христианская церковь в ІV – VІ ст.
С тех пор как 313 г. император Константин И Большой позволил христианам открыто исповедовать свою веру, и к тому моменту когда прекратила свое существование Римской империи, христианская церковь превратилась в могущественную организацию, которую не смогла уничтожить варварская нашествие. Даже наоборот, именно христианская церковь "приручил" варваров. Авторитет римского епископа постепенно возрастал. Это объяснялось тем, что для тогдашних людей Рим был центром свиту. Римского епископа стали называть, как и верховного жреца Древнего Рима, великим понтификом (Pontifex maximus) или "отцом церкви" (папой).
Первым римским епископом считали одной из ближайших учеников Иисуса Христа - апостола Петра, поэтому все римские папы считали себя преемниками этого апостола. Перекрещенные золотой и серебряный ключи апостола Петра стали первым символом папской власти. Вторым символом является тиара - главный убир, что его папа надевает во время торжеств. Основой папской тиары является митра - особая высокая шапка. Ее прикрашають три короны, значение которых объясняют по-разному. Одним из объяснений является то, что они символизируют тройную власть папы: епископа Рима, пастыря христианской церкви и главы Папского государства. Официальный титул римского папы теперь: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник головы апостолов, первосвященник вселенской (католической) церкви, патриарх Мероприятия, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан. Символами власти епископев есть митра, Кольцо и особый посох.
На первый церковном соборе325 г. в г. Никее римского епископа было признаноединственным патриархом (председателем) церкви на Западе. На Востоке христианскую церковь возглавляли четыре патриарха: константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Именно на Никейском соборе по настоянию римского епископа арианство было признано ересью - "Ложными взглядами", отступлением вид христианского учения, а тех, кто поддерживал еретические взгляды, называли еретиками.
Арианство возникло как религийний направление в христианской церкви в IV - V вв. Оно получило большое распространение преимущественно в восточных провинциях Римской империи, а также среди варваров - остготов, вестготов, вандалов, бургундов и др. Основал арианство александрийский священник Арий. Вин утверждал, что Христос, Сын Божий, не существовало от возраста, а является лишь первой из созданных Богом существ. Это отрицало одну из главнейших догм христианства. Также Арий защищал права священников, выступал за ривнисть всех церковнослужителей, против власти епископов над ними. В IV ст. арианство было запрещено императором Феодосием.
На Никейском соборе начали, а на Константинопольском (381 г.) закончили составлять основные положения (догматы) христианства - Символ веры. Среди ризних описаний жизни Иисуса Христа были признаны правильными (каноническими) только четыре - Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эти Евангелия вместе с Деяниями апостолов, Послания апостолов и Обьявленням апостола Иоанна Богослова составили Новый Завет. Он стал продолжением Ветхого Собрания - собрание древних священных текстов, общих для христиан и иудеев. Вместе Старый і Новый Завет составили христианскую Библию, Или Священное Писание.
Схема. Организация христианской церкви на Западе и Востоке
Христианская церковь |
||||||
|
||||||
Запад |
|
Восток |
||||
|
||||||
Папа |
|
«Вселенский патриарх»Константинопольский |
||||
|
|
|||||
|
|
Патриархи |
||||
|
александрийский |
Иерусалимский |
антиохийський |
|||
|
||||||
Кардиналы, |
|
Митрополиты |
||||
|
||||||
Епископы |
|
Епископы |
||||
|
||||||
Священники |
|
Священники |
||||
|
||||||
Диаконы |
|
Диаконы |
||||
|
||||||
Верующие |
|
Верующие |
||||
Христианское духовенство делилось на две большие группы: белое и черное. К белого духовенства, которое должно было нести службу среди людей, в миру, принадлежали диаконы, священники, епископы и патриархи. Диаконы помогали осуществлять церковные службы священникам. Священники несли христианскую веру членам прихода, до которой входило несколько сел или кварталов города. Прихожане платили особый налог на содержание церкви - десятину (Десятую часть от всех своих доходов). Несколько церковных приходов объединялись в епископство, возглавляемое епископом. Епископства объединялись в архиепископства. На Востоке архиепископства называли митрополиями, а их голов - митрополитами. На Западе епископы пидпорядковувалися римском папе - Епископу Рима. На Востоке митрополии объединялись в четыре патриархаты с центрами в Антиохии, Иерусалиме, Константинополе и Александрии. Из четырех патриархатев Востока наиболее влиятельным был константинопольский, который требовал, чтобы его называли "Вселенским патриархатом". Это вызвало споры между ним и папой римским, который тоже отстаивал право превосходства над всеми христианами.
Значение и влияние христианской церкви на государственные дела и общественную жизнь Запада и Востока были ризнимы. На Западе христианская церковь пыталась заслонить разрушены варварами государственные структуры, а на Востоке она была частью единого механизма государственногоуправления. Ризнилося и само духовенство: западное значительно уступало образованностью восточном.
Отдельной значительной группой христианского духовенства было монашество, или черное духовенство.
Монашество зародилось на Востоке, в Египте. Его основатель, Св. Антоний, провел 21 рик отшельником в египетской пустыне. Во время одной из своих странствий по пустыне он увидел ангела божия, который работал, потом молился и снова работал. "Делай так, как я, - Сказал вин Антонию, - и ты спасешься ". Антоний стал делать так, як приказал ангел. К нему приходили люди, которые слышали о его святости, и селились рядом. Так возникла одна из первых монашеских общин. Основателем западного монашества считают св. Бенедикта, который жил у преждей половине VI ст. Он, по примеру восточных монахов, составил для западных монахов встал - правила жизни, основой которого также были труд и молитва.
Монахи отказывались вид мирского жизни, которое мешало сосредоточиться на молитвах, и селились отдельно от других человек - в горах, пустынях или лесах. Если монахи селились рядом с человеческими жилищами, например, в городах, то они отделялись виддругих людей высокими стенами и образовывали свою общину - монастырь. На Западе крупные монастыри стали называть аббатствами (А их руководителей - аббатами; на Востоке - лаврами. По раннего средневековья монастыри стали центрами христианской культуры и образования. В IV - VI вв., когда разрушался и исчезал старый свит христианская церковь постепенно превращалась во влиятельную силу, стала одной из устоев формирования новой европейской цивилизации.
3. Христианизация Европы
На момент падения Западной Римской империи большинство ее населения были христианами. Проповедь христианства имела успех и среди варварских племен. Так христианство приняли вестготы, остготы, вандалы и другие. Но в форме арианства.
Лишь франки крестились по западно римскому образцу. Благодаря поддержке франських королей именно римская церковь окрепла и окончательно утвердилась на Мероприятии. Карл Великий узаконил сбор в пользу церкви десятину.
Большую роль в христианизации Европы также сыграли бродячие ирландские монахи. Монахи создавали удивительные по красоте рукописные книги религийного и светского содержания. Свое назначение они видели в том, чтобы не только хранить, а й распространять знания. На небольших лодках с драгоценными книгами плыли монахи к далеким берегам Европы, несли Слово Божие к варварам, основывали монастыри и мастерские для создания книг.
Обитель монаха-отшельника. Ирландия, V в.
После завоевание Британии ирландские монахи стали обращать в христианство англосаксов. Именно они окрестили северную часть страны и стремились распространить свою деятельность на другие территории, но им не хватало сил, чтобы охватить всю Британию. Наконец римский папа взял на себя всю миссионерскую деятельность среди варварских племен.
Страница ирландского Евангелия, VIII в.
С новой силой христианизация Европы началась в VIII в. и продолжалось следующие два века. До христианизации присоединился и Константинополь. Так, благодаря деятельности проповедников Кирилла и Мефодия в IX в. христианство распространилось среди болгар, сербов и Великоморавская государство, а впоследствии и на Русь. В сфою очередь Рим распространил свое влияние на поляков, чехов, венгров, скандинавские народы.
Крещение болгарского царя Бориса. IX в.
Возникновение и распространение христианства
Христианская церковь в Европе VI-XIIIст.
4. Клюнийський движение. Схизмы 1054 г.
Со времен, когда Пипин Короткий подарил Папе Римскому земли в Италии, богатства церкви значительно возросли. Однако ее влияние на европейськи дела был достаточно незначительным. Церковь зависела от светских властителей. Поскольку церковные должности обеспечивали немалые прибыли, герцоги и графыпредоставляли их своим родственникам и друзьям. Духовенство, как свидчилы современники, гораздо больше внимания уделяло приумножению своего богатства, чем спасению душ верующих. В среде церкви было немало недовольных таким положением вещей. Сознательным среди них были монахи аббатства Клюни, что располагалось на востоке Франции. Они снискали уважение своим аскетизмом и стремлением изменить церковную жизнь. Клюнийци, в частности, требовали: освободить церковь вид подчинение светской власти, установить строгую дисциплину для всего духовенства - от монахов к папе римскому.
Клюнийський движение, как его назвали, постепенно распространился. Некоторые с клюнийських монахов становились епископами, аббатами и начали наводить порядок в церковной жизни. Наконец один из них стал папой Григорием VII. Он развернул борьбу за воплощение в жизнь идей клюнийцив. На протяжении 1073-1085 гг им были проведены следующие реформы:
· Установил новый порядок избрания римских пап конклавом - собранием кардиналов (высших духовных лиц католической церкви), что исключало возможность вмешательства в выборы свитських лиц:
· Ввел целибат - запрет бракосочетания для духовных лиц. Этим он обеспечивал неприкосновенность земельных владений церкви, которые ранее некоторые духовенства пытался оставить в наследство своим детям;
· Отмена инвеституры - права императора или короля утверждать духовных лиц на церковные должности;
· Запрет симонии - продаже и кучевли церковных должностей.
В стремлении укрепить власть папства Григорий VII встретил противодействие светской власти. В историю вошло противостояние Григория VII и германского императора Генриха IV. Эта длительная и изнурительная борьба, имевшая переменный успех, хотя и завершилась смертью папы. Но реформы осуществлены Григорием VII заложили пидвалены могущества папства в последующие века.
Еще одно важное событие в жизни христианской церкви совпал с XI ст. Споры между христианством Запада и Востока 1054 призоветели в схизмы (В переводе с греч. - Трещина, раскол). Римский папа и константинопольский патриарх прокляли друг друга. С тех пор единая христианская церковь разделилась на римско-католическую и православную. Слово "католическая" означает всемирная, а "православная" - истинная, настоящая.
Основные различия между католической и православной церквями
В догматах веры • учения о председательстве папы и его непогрешимости не признается православием;
• использование индульгенций (освобождение вид грехов за плату) православие отвергает;
• православие признает существование только ада и рая, а католицизм провозглашает существование также чистилища (переходное состояние миж адом и раем).
В обрядах • католики крещения осуществляют обливанием, а православные - погружением у воду; миропомазания у католиков осуществляет только епископ и только над взрослыми;
• у католиков в субботу пист;
• в православных есть иконы, у католиков Следующиеє, у них - живопись;
В управлении • запрет в католиков мирянам читать Библию;
церковью • существование должности кардинала у католиков;
• целибат (Запрет жениться) у католиков с IX ст. У православных монашество делится на белое (Женаты) и черное (холостое);
В обычаях • сидячие места в католической церкви;
• осуществление богослужение только на латинском языке у католиков и использование звонков для обращения внимания на важнейшие места проповеди.
5. Причины крестовых походов. Первый крестовый поход
Крестовые походы незаурядное явление в истории средневековой Европы. Крестовые походы - Это военные экспедиции, которые организовывал западный христианский мир против мусульман. Их целью было завоевание Иерусалима и Палестины. Всего с 1095 до 1291 было совершено восемь крестовых походов на Святую Землю. Впоследствии название "крестовые походы" стали применять для религийних войн, которые вела католическая церковь с целью защиты и распространения христианства.
Для Чтобы понять, почему начались крестовые походы, необходимо посмотреть, каким был христианский мир в конце XI в. Католическая церковь благодаря реформам Папы Григория VII значительно окрепла и имела большое влияние на европейские дела. Призыв, который раздавался из Рима от папы, считался обязательным для всех католиков.
Европейское рыцарство находилось в довольно сложной ситуации. Право майората(Первенства в наследовании) вызывало то, что поместье феодала наследовал только его старший сын, а младшие вынуждены были сами искать средства к существованию. Безземельные рыцари, которые грабили и устраивали кровавые войны со слабыми соседями, превратились в настоящее бедствие. Свободных земель в настоящее время в Европе уже не было, а работать или торговать считалось для рыцаря позором.
В течение семи лет европейские страны страдали от голода, эпидемий чумы и других болезней. К этому добавились непривычно суровые зимы и наводнения 1089-1094 гг Стали распространяться слухи о приближении конца света. Все ждали Божьей кары за свои грехи и готовы искупить их паломничеством в Святую Землю или спастись другим подвигом за веру. Паломники, возвращались из Иерусалима, где находился Гроб Господень, рассказывали о преследования христиан турками-сельджуками. Из этих сообщений родилась идея особого паломничества - войны за Христа и освобождение Гроба Господня из-под превосходства неверных.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме
Ситуация, сложившейся на Востоке в конце XI века, была благоприятной для вмешательства властьимущих Западной Европы. Византийская империя переживала трудные времена. Вследствие нападений турок-сельджуков она теряла свои владения в Малой Азии. Постоянные нападения сельджуков сделали опасными пути, которыми передвигались христианские паломники в Святую Землю. Византийский император Алексей I Комнин обратился с просьбой о помощи к Папе Римскому.
Призыв императора были услышаны. 27 ноября 1095 в южнофранцузском городе Клермон состоялся большой церковный собор. По его завершении Папа Урбан II обратился с речью к большого толпы крестьян, мещан и рыцарей, собравшихся на площади.
Он призвал всех к походу на Восток ради освобождения Палестины из-под власти неверных и возвращение христианам Господня Гроба. Всем освободителям Святой Земли Папа пообещал искупление грехов. "Положи отныне воинами Христа, - сказал Урбан II, - те, которые ранее были грабителями. Пусть справедливо бьются с варварами те, кто раньше воевал против братьев и родственников ". К тому же папа упомянул и о богатую добычу, что ожидает Востоке.
Папа Урбан II призывает к крестовому походу. Миниатюра
Основные причины и повод крестовых походов
Причины |
Стремление католической церкви распространить свое влияние на восток, освободить Святую Землю от турок-сельджуков, увеличить доходы церкви |
|
Короли и высшая знать надеялись найти новые владения и подданных |
|
Мелкие рыцари надеялись получить богатства и землевладения |
|
Крестьяне стремились получить свободу и землю |
Купечество надеялось на обогащение путем установления новых торговых связей со Восходом |
|
|||||||
|
Религиозный подъем и надежды получить искупление за все свои проступки за участие в освобождении Святой Земли |
Привод Выступление Папы Римского Урбана II в Клермоне с призывом к освобождению Святой Земли из-под власти неверных |
"Так хочет Бог!" - Повторял толпа папские слова. Їх разнесли по всей Европе проповедники. Началось пидготування к походу. В Франции, Германии, Италии люди нашивали на свй одежда кресты, называя себя паломниками, а свой поход - паломничеством, или священным путем. Паломничество - Путешествие верующих к мисць, обладающих особой святостью. Название возникло от обычая паломников привозить из Палестины пальмовые ветви.
Лишь намного пизнише эти походы к Святой Земли получили название крестовых, а их участников стали называть крестоносцами.
Крестовые походы 1096-1291 гг
Дата |
Событие |
1096-1099 гг |
Первый крестовый поход. Взятие крестоносцами Ахтиохии, Эдессы и Иерусалима. Возникновение государств крестоносцев на Востоке |
1147-1149 гг |
Второй крестовый поход. Возглавляли французский король Людовик VII и германский император Конрад III. Завершился неудачно после осады Дамаска |
1189-1191 гг |
Третий крестовый поход. Поход «трех монархов»: германского императора Фридриха I, французского короля Филиппа II Августа и английского короля Ричарда I Львиное Сердце. Закончился поражением после смерти Фридриха I |
1202-1204 гг |
Четвертый крестовый поход. Взятие крестоносцами Константинополя и основания Латинской империи |
1217-1221 гг |
Пятый крестовый поход в Египет. Завершился поражением крестоносцев в Дамьети |
1228-1229 гг |
Шестой крестовый поход. Возглавлял германский император Фридрих II. Завершился договоренности императора с султаном о свободном посещении христианами святых мест в течение 10 лет |
1248-1254 гг |
Седьмой крестовый поход в Египет. Возглавлял французский король Людовик IX Святой. Завершился поражением крестоносцев и захватом в плен короля |
1270 |
Восьмой крестовый поход в Тунис. Возглавлял французский король Людовик IX Святой. После высадки в Тунисе среди крестоносцев вспыхнула эпидемия чумы, от которой скончался и сам король |
Первыми выступили в поход тысячи простых людей. Это был большой толпу, вооруженный косами, вилами и просто палками, большинство которого составляли крестьяне из женщинами и детьми; были также мещане и мелкие рыцари. Путь паломников, возглавляемых монахом Петром Пустынником и безземельным рыцарем Вальтером Голышом, пролегал через Венгрию и Болгарию, где, не имея припасов и снаряжение, "крестоносцы" грабили местных жителей и устраивали еврейские погромы. Когда в августе 1096 г. это "Воинство" прибыло в Константинополь, император Алексей І Комндр. поспешил переправить его через Боспор в Малую Азию. Там большинство из них погиб пид стрелами турок-сельджуков.
Основные силы крестоносцев, состоявшие из четырех рыцарских армий, двинулись в поход погодя. Армия герцога Нижней Лотарингии Готфрида Бульонского тоже продвигалась Венгрией и Болгарией. С Пивденнои Италии двигались отряды норманнов во главе с князем Боэмунд Тарентский. Наибольшую группу крестоносцев вов из Южной Франции Тулузский граф Раймунд И, наконец, последняя часть крестоносцев, возглавляемая герцогом Робертом нормандским, двинулась из Северной Франции. Всего отряды крестоносцев насчитывали около 4 тыс. рыцарей и 25 тыс. пехотинцев.
Хотя вкрестоносцев не было единого руководства, но рыцари были хорошо вооружены и умели воевать. Для того, чтобы пидготуватися к походу, многие из них продали или позакладали свое имущество. Заботу о семье на время их отсутствия перебрала церковь.
Весной 1097 г. войска крестоносцев собрались у стдр. Константинополь.
По приказу Алексея И Комнина крестоносцев поочередно переправили до Малой Азии. В июне они захватили Никею и двинулисьдальше. Решающая битва произошла вблизи долины Дорилеи 4 июля 1097 г, где сельджуки потерпели полное поражение. Путь на восток был открыт.
После тяжкого перехода через горное плато под палящим солнцем крестоносцы подошли к Антиохии, которую называли "столицей Востока. Семь мисяцив длительная осада неприступной крепости. Крестоносцы страдали от голода и болезней и почти потеряли надежду захватить город. Лишь благодаря измене ониприняли Антиохию. Взбесившиеся вид голода крестоносцы грабили город, и вдруг сами оказались в осаде.
Папа Урбан II призывает к крестовому походу. Миниатюра
Антиохию оцепила большая армия сельджуков. Надежды на спасение не было, и все пали духом. Только чудо могло спасти крестоносцев, и оно произошло. Один из воинов заявил о своем видении пид время сна, будто апостол Андрей сказал ему, что крестоносцы спасутся, когда найдут наконечник копья, которым римский воин пронзил тело распятого Иисуса, и указал место, где спрятано эту реликвию. Наконечник было найдено, и воодушевленные этим чудом крестоносцы разбили огромную армию сельджуков. Правда, кое заподозрил обман, ибо наконечник выглядел слишком новым?
Пройдя по побережью моря и захватив приморские города, июньским утром 1099 г. крестоносцы увидели Иерусалим. После длительного подготовки и нескольких неудачных штурмов 15 июля 1099 г. город было взято. Через три дня грабили крестоносцы город, убивали десятки тысяч людей - христиан, иудеев, магометан. На Западе, в Европе, захват Иерусалима вызвало невиданную радость, а мусульмане и иудеи надолго запомнили иерусалимскую ризанину, устроенную христианами.
Крестовые походы 1096-1192 гг
Архиепископ Тира Вильгельм о взятии крестоносцами Иерусалима в 1199 г.
Когда поступил день 14 июня, все войско, вооружившись, отправилось из лагеря, чтобы начать штурм. Во всем войске не было старого, больного или подростка, который не горел бы священной жаждой битвы; даже женщины забывали про свой пол и хватались за оружие ...
Когда враги увидели, что наши овладели стИной, то оставили башни и стены и отступили в узкую ворота города ... Этот побег не была, однако, для них спасением, ибо правитель Танкред немедленно двинулся туда со значительными силами. Он силой ворвался до Храмаи убил там огромное количество людей. Говорят, что он забрал из Храма огромную количество золота, срИбла и драгоценностей. Впоследствии и другие князья, истребив всех, кого встретили в нижних частях города, отправились до Храма, За оградой которого, как они слышали, спряталось много народу. Они прибыли туда с большим количеством конников и пиших и, не щадя никого, перерезали всех, кого нашли мечами, так что все было залито кровью. Страшно было смотреть, как валяются везде тела убитых и разбросаны остатки человеческих тел. И как вся земля была пропитана кровью. И не только обезображенные трупы и отрубленные головы производили ужасное зрелище, но еще больше ужас то, что сами победители были в крови забитых с головы до ног. В рамках Храма погибло, как говорят, около 10 тыс. людей, кроме тех, трупы которых валялись на улицах и площадях ...
Другие крестоносцы, распределившись на отряды, ходили по домах, вытаскивали оттуда отцов семейств с женщинами и дитьмы, пронзали их мечами или сбрасывали их с крыш, ломая им таким образом шеи. При этом каждый, кто ворвался в дом, обращал в свою собственность все, что там случалось, как было условлено перед штурмом города.
1. Как вы оцениваете поведение крестоносцыв в захваченном Иерусалиме?
2. Какое отношение автора, очевидца штурма города, к описанным событиям?
Штурм Иерусалим. Средневековый рисунок
5. Государства крестоносцев. Духовно-рыцарские ордена
Завоеванные земли на Востоке крестоносцы считали своей собственностью и основали на них свои государства: Иерусалимское королевство, княжество Антиохийское, графство Эдесского и графство Триполи. Главным считалось Иерусалимское королевство, а его монарх - защитником Гроба Господня.
В своих государствах крестоносцы установили западноевропейские феодальные порядки. Каждый правитель поделил владения на баронию (владение баронов), что, своей очередь, делились на рыцарские феоды. Все владельцы феодов обязаны были нести военную службу в своих сеньоров. Местные крестьяне попали в зависимость от новых хозяев и должны были отдавать часть урожая своим феодалам, а также платить налоги государству. Для защиты государственных границ вид нападений мусульман крестоносцы построили крепкие крепости. Эти крепости и постоянная готовность рыцарив к борьбе позволили крестоносцам долго удерживать свое господство на Востоке.
Для защиты христианских владений от мусульман крестоносцы образовали духовно-рыцарские ордена, Члены которых имели главной дело не молитву, а войну. Вступая в орден, рыцари давали три обета (повиновения, бедности, безбрачия) и обязывались, в отличие видпривычных монахов, с оружием в руках защищать христианскую веру.
Схема. Духовно-рыцарские ордена
Крестоносцы организовали на Востоке три ордена. Древнейший - орден госпитальеров, или иоаннитов. В Иерусалиме еще до крестовых походов существовал дом отдыха паломников - госпиталь (приют), который носил имя св. Иоанна, патриарха Александрийского (VII в.) Монахи сначала ухаживали раненых, а потем сами начали воевать против неверных. В 1113 г. Папа официально признал существование госпитальеров и утвердил устав ордена, согласно которому они были обязаны бороться против врагов христианства. После завоевания мусульманами 1309 г. Палестины госпитальеры завладели островом Родос, а когда турки-османы 1522 г. захватили и его, орден перебрался на Мальту.
С тех пор орден называется Мальтийским, Существует до сих пор, а внешним проявлением его деятельности является благотворительность.
В начале XII ст. возник орден тамплиеров, или храмовников (От франц. Temple - храм). Его основали в 1118 - 1119 рр. девять французских рыцарей. Резиденция ордена находилась в Иерусалиме, на месте храма Соломона. История возникновения ордена тамплиеров окутана тайнами. В течение десяти лет основатели скрывали его создания. Лишь 1128 папа утвердил его устав. Целью ордена было провозглашено защита путей в Святую Землю и самих паломников. Тамплиеры, в отличие вид других орденов, имели большую популярность и влияние в Европе. Несмотря на обет бедности, они накопили несметные богатства, на которые посягало много завистников.
В XIV ст. французский король Филипп IV расправился с тамплиерами, но их сокровищ так и не получил.
У 1190 г. немецкие крестоносцы основали в Палестине Тевтонский, или Немецкий, орден Св. Девы Марии. В отличие вид других орденов, в него вступили преимущественно немецкие рыцари. В Палестине орден оставался недолго. Сначала тевтоны защищали венгерские земли вид половцев, а затем на приглашению польских панов переместились в Восточную Прибалтику. Изначально целью тевтонов была защита польских земель вид нападений племен пруссов, но примерно за полвека орден завоевал все прусские земли и образовал на них свое государство.
Ордена крестоносцев пидпорядковувалися непосредственно папе. Поверх доспехи "братья-рыцари" носили очень длинные плащи - мантии. Иоанниты имели черный плащ с белым восьмиконечным крестом, тамплиеры - белый плащ с красным восьмиконечным крестом, тевтоны - белый плащ с простым черным крестом.
Проверьте, как запомнили
1. Какую роль играла церковь в жизни средневекового общества?
2. Каким было положение христианской церкви в раннем средние?
3. Когда и где были утверждены догматы (Символ веры) христианской церкви?
4. Кто возглавлял христичнську церковь на Западе?
5. За что выступали представители клюнийського движения?
6. Чем 1054 отличился в церковной жизни Европы?
7. Охарактеризуйте положение христианского свиту накануне крестовых походов.
8. Расскажите о выступлении папы Урбана II в Клермоне.
9. Когда состоялся первый крестовый поход?
10. Какие государства были образованы крестоносцами на Востоке?
11. Назовите духовно-рыцарские ордена образованы крестоносцами в Палестине.
Подумайте и ответьте
1. Какими были взаимоотношения человека и Бога в Средние века?
2. Почему между христианскими церквями на Западе и Востоке от самого начала существовали различия?
3. Каковы причины и цель организованных католическаяою церквейою крестовых походов?
4. Какими были результате Первого крестового походу?
5. Для чего создавались духовно-рыцарские ордена? Чем "Братья-рыцари" отличались от монахов?
Выполните задание
1. Определите причины участия в крестовых походах ризних обще-них слоев.
Социальные группы |
Правители европейских государств |
Крупные феодалы |
Рыцари |
Крестьяне и мещане |
Причины |
|
|
|
|
2. Составьте план пункта "Первый крестовый похид"И подготовьте рассказ по ним.
Для любознательных
Как Вы считаете, почему крестовые походы историки считают одной из ярких страниц Средневековья?