§ 29. Польша.
Визитная карточка
Площадь: 312,7 тыс. км2
Населения:38 483 000 (2010)
Столица: Варшава
Официальное название: Республика Польша
Государственное устройство: Парламентско-президентская республика
Законодательной орган: Двухпалатные Национальное собрание (Сейм и Сенат)
Глава государства: Президент (избирается на 5 лет)
Административное устройство: Унитарная республика (16 воеводств)
Распространенные религии: Христианство (католики)
Член ООН, НАТО, ЕС
Государственный праздник: Годовщина Конституции 1791 (3 мая), День независимости (11 ноября)
ЭГП и природно-ресурсный потенциал. Государство расположена почти в центре Европы между Карпатами и Балтийским морем, граничит с Россией, Беларусью, Украиной, Германией, Чехией, Словакией и Литвой.
Большую часть поверхности страны занимает невысокая равнина с приморскими низменностями и полосой озер. В южной части - Малопольская и Люблинская возвышенности и горы: Судеты, Северные Карпаты, Западные и Восточные Бескиды, Высокие Татры. Климат умеренный, переходный от жаркого и влажного летом (17 - 200С) до умеренно холодного зимой (-1 - 50С). Территория страны отмечается плотной речной сетью. Главные реки: Висла с Бугом и Одер с притоками. На севере - обилие озер. Около 27% территории занято преимущественно хвойными лесами.
Польша отличается значительными запасами полезных ископаемых: Силезский каменноугольный бассейн (считается одним из богатейших в Европе), нефть, природный газ, железная руда, медь, свинец, цинк, никель, серебро, сера, каменная и калийная соли подобное.
Населения. Польша - типичная однонациональная страна, 98% ее населения составляют поляки, проживают также украинские, белорусы, немцы, евреи. Более 95% - верующие католики. Государственный язык - польский, что относится к славянской группе индоевропейской языковой семьи.
Во времена Второй мировой войны Польша потеряла примерно пятую часть своего населения. Послевоенное значительный рост численности населения обеспечило быстрое восстановление его численности. Процессы падения уровня жизни и безработица вызвали миграцию населения из страны в развитых стран Западной Европы и Англо-Америки. За последние годы уровень жизни населения улучшился, что положительно отметилось на демографической ситуации в стране. Процесс депопуляции изменился незначительно, но положительным естественным приростом населения. В сельском хозяйстве занято 17,4% трудоспособного населения, в промышленности - 29,2%, в сфере услуг - 53,4%.
Плотность населения - 123,5 чел. на км2. Внутренняя миграция способствует процессам урбанизации в стране, усиливаются развитие городов, в которых проживает около 65% населения. Крупнейшими из них являются Варшава, Лодзь, Краков, Вроцлав, Познань, Гданьск, Щецин.
Варшава, столица Польши, порт на реке Висла, крупный транспортный узел, является международный аэропорт (Окенце). Город возник в XIII в. около переправы через Вислу и быстро росло, используя свое выгодное торговое положение.
Промышленность представлено предприятиями машиностроения, металлообработки, металлургии, химической, парфюмерной, швейной, полиграфической, пищевой промышленности.
Варшава - культурный и научный центр страны, здесь работают Польская академия наук, университет, медицинская академия, вузы, Народный музей, музей Войска Польского, театры.
Лодзь, второй по населению город в центральной части Польши, на водоразделе Вислы и Одры. Значительный центр текстильной, химической, пищевой, швейной, мебельной, бумажной, полиграфической промышленности и машиностроения. Транспортный узел. Лодзь - один из крупнейших в стране академических центров, здесь работают университет, политехнический институт, высшая школа кинематографии, телевидения и театра.
Первое письменное упоминание о городе относится до 1332 г. Основан на реке Лодка (отсюда название города), на торговой дороге Торунь-Краков в 1423 Лодзь получил права города. Главная улица Петрковская - одна из длинных торговых улиц Европы. Сохранились множество храмов различных конфессий и крупнейшее в Европе еврейское кладбище с 1892 г.
Краков, Город в Польше, на реке Висла, основано на месте поселения вислян в VIII-X вв. Значительный центр черной металлургии (Здесь с помощью СССР построен крупнейший в стране металлургический комбинат) и машиностроение. Развито химическое, цементное, мебельную, пищевкусовая, табачную, полиграфическую промышленность. Международный аэропорт Иоанна-Павла II. Крупнейший образовательный центр: работают 18 вузов, в т.ч. один из старейших в Европе Ягеллонский (от имени польского короля Владислава Ягайло) университет, обсерватория, Национальный и художественный музеи и тому подобное.
На одной из площадей Кракова - старинной столице Польши
Экономика. Польша - индустриально-аграрная страна. ВВП на душу населения составляет около 13 275 $. Реформы 90-х годов привели к развитию частного бизнеса и перестройки структуры ведущих отраслей промышленности страны - машиностроение и текстильной промышленности.
Развито горнодобывающую промышленность (добыча каменного и бурого угля, медных, цинковых и свинцовых руд, каменной соли и серы). Важное место занимают судостроение, транспортное машиностроение, черная и цветная металлургия, химическая (производство серной кислоты, лекарственных препаратов, парфюмерных и косметических товаров), текстильная (Льняная, шерстяная и хлопчатобумажная) промышленность, а также изготовление фаянса и фарфора. Польша - один из крупнейших производителей серы: около 2 млн т ежегодно.
Быстрое наращивание экономического потенциала и рыночные преобразования в экономике значительно укрепили национальную валюту Польши. Структурная перестройка способствует развитию социальной сферы и увеличение доли новых отраслей производства.
Промышленность. В состав ВВП страны сельское хозяйство дает 4%, промышленность - 31,3%, сфера услуг - 64,7%.
Промышленность Польши за последние 20 лет претерпела значительные изменения, однако, прежнему продолжают развиваться отрасли специализации, сложившихся во времена социалистического прошлого страны. Основным источником электроэнергии являются тепловые электростанции, которые ориентируются на собственное бурый (Конин, Радомско) и каменный уголь (Верхняя Силезия).
Машиностроение специализируется на выпуске металлоемких горнодобывающего, энергетического оборудования, грузовых вагонов, морских судов. Выпускается продукция сельхозмашиностроения, радиоэлектронное и электротехническое промышленное оборудование. Его производство сосредоточено в крупных города: Варшава, Забже, битом, Вроцлав, Лодзь, Гданьск. Польша также специализируется на производстве локомотивов и самолетов.
Черная и цветная металлургия получили значительное развитие на базе Верхней Силезии, что имеет собственные запасы угля и железняка. Предприятия химической промышленности ориентируются на линии трубопроводов (Бдигощ, Пулавы, Плоцк, Гданьск), морские порты (Щецин) и собственную химическое сырье (Тарнобжег, Торунь). Внутренний рынок полностью обеспечивает мощная легкая промышленность с центром в Лодзи (Згеж, Озоркув). Несмотря на значительную внешнюю задолженность и высокий уровень безработицы Польша занимает ведущее место в Европе по динамике роста иностранных инвестиций.
Сельское хозяйство. В аграрном секторе преобладают индивидуальные хозяйства - это было индивидуальной особенностью и социалистической Польши, где в отличие от других социалистических стран не было колхозов.
Главными зерновыми культурами являются рожь, ячмень, овес, пшеница. Важное значение имеет плодоводство, выращивание сахарной свеклы, картофеля, овощей, ягод и фруктов. Эти отрасли имеют экспортное значение. Ведущая отрасль животноводства - свиноводство, а также молочно-мясное скотоводство и птицеводство. Животноводство Польши обеспечивает внутренние потребности в продуктах питания и экспортирует мясо и мясопродукты, живую скот и животноводческие корма. Немалый доход приносит государству морское рыболовство, разведение рыбы во внутренних водоемах и лесное хозяйство.
Сельское хозяйство обеспечивает работу разветвленной пищевой промышленности страны: хлебопекарной, молочной, кондитерской, мясо-и овощеконсервной т.д., но требует значительных капиталовложений чтобы выйти на конкурентоспособный уровень по соответствующей продукции и производительности отрасли стран Западной Европы.
Транспорт. В стране получили значительное развитие все виды транспорта. В целом положение страны способствовало созданию на ее территории транзитных путей европейского значения. В пассажиро перевозке лидером является автомобильный транспорт благодаря значительной реконструкции имеющихся и строительству новых дорог. Основными автомобильными узлами является Варшава, Лодзь, Вроцлав, район Верхней Силезии. Общая протяженность автомобильных дорог составляет более 430 тыс. км.
Железнодорожный транспорт является ведущим в перевозке грузов внутреннего и экспортно-импортного сообщения. Польша более 25 тыс. км железных дорог. В крупнейших городах работают аэропорты: Варшава, Лодзь, Краков подобное.
Трубопроводный транспорт имеет как внутреннюю, так и транзитное значение. Морской транспорт выполняет основную экспортно-импортная нагрузка. Крупные морские порты: Гданьск, Щецин, Гдыня, Свиноуйсьце. 16 млн жителей страны пользуются сетью Internet.
Внешнеэкономические связи. В структуре экспорта преобладают машины и транспортное оборудование, промежуточные и готовые промышленные товары, продовольствие и живые животные. Наибольшие объемы экспортной продукции направлена
Импортирует Польша машины и транспортное оборудование, сырье и полуфабрикаты, продукцию химической промышленности, минералы, топливо, масла и т.д.. Основные поставщики этой продукции: Германия, Россия, Италия, Нидерланды, Франция, Китай. Значительной статьей доходов является туристический бизнес. Важнейшие курорты страны Сопот, Закопане (центр зимнего туризма и спорта), Величка (бальнеологический курорт), песчаные пляжи Балтики и др..