В 1768-1771 гг, через полтора века после Абеля Тасмана, английский мореплаватель Джеймс Кук открыл Восточную Австралию и начал ее колонизацию. Свое современное название «Австралия» («Южный») материк получил только в 1814 г.
Во время своего плавания Кук доказал, что Новая Зеландия - это два острова, разделенные проливом, а не часть неизвестного Южного материка. Вместе с тем Джеймс Кук активно исследовал приантарктичних широты. В 1772-1775 годах он совершил кругосветное путешествие приблизительно на широте мыса Горн, вдоль границы дрейфующих льдов. Экспедиция Кука первой в истории мореплавания пересек Южный полярный круг. И хотя лишь какая сотня миль отделяло тогда Кука от Антарктиды, он был убежден, что уже не осталось пространства, где мог бы быть материк, разве что вблизи полюса в местах недоступных для мореплавания.
Во время третьей экспедиции Кука были исследованы территории вдоль американского побережья Берингова пролива и открыто Гавайские острова, где он и погиб в стычке с туземцами.
В 1802 году капитан-лейтенант русского морского флота Иван Крузенштерн предложил проект кругосветного плавания для прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и Аляске. Он был назначен руководителем первой русской кругосветной экспедиции, которая в августе 1803 году на двух парусниках «Надежда» и «Нева» отправилась из Кронштадта. Первым судном командовал сам Крузенштерн, вторым - его соратник, украинский по происхождению, Юрий Лисянский. Среди офицеров экспедиции был еще молод Фаддей Беллинсгаузен. В марта 1804 года корабли обогнули мыс Горн и через три недели совместного плавания у Гавайских островов разошлись. «Нева» направилась к берегам Аляски, а «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский, откуда отправилась с дипломатической миссией в Нагасаки. В 1805 году были исследованы берега острова Сахалин, и северо-западное побережье Северной Америки, а в 1806 году корабли, встретившись, вернулись в Кронштадт. В целом на протяжении этой экспедиции был открыт Мижпасатну противотоком в Атлантическом и Тихом океанах, проведены важные исследования и собраны многочисленные данные о состоянии воды, атмосферное давление, приливы и отливы в различных районах Мирового океана.
Не прекращались поиски южной полярной земли. Самый удаленный от нас и строжайший по природе материк - Антарктиду было открыто русской экспедицией (1819-1821 гг) во главе с Михаилом Лазаревым и Фадеем Беллинсгаузеном. На судах "Восток" и "Мирный" в январе 1820 г. был достигнут берегов ледового материка, причем в одном из самых недоступных мест Антарктиды.
Первую попытку покорить Северный полюс совершил норвежский путешественник Фритьоф Нансен на корабле «Фрам». Планируя экспедицию, Нансен не надеялся, что корабль пройдет точно через полюс, он намеревался покинуть судно и дойти до полюса пешком. 22 сентября 1893 путешественник завел «Фрам» в ледяное окружения, давая ему вмерзнуть, и когда лед сомкнулся под кораблем, тот словно лег на ледяную постель, начав дрейф, который продолжался полтора года. 14 марта 1895 Нансен покинул корабль, чтобы на собачьих упряжках продолжить свой путь на север. 8 апреля он достиг 86 ° 14 'с широты - самой северной точки, куда доходила человек. Однако за нехватки еды и других жизненно необходимых вещей, путешественник был вынужден повернуть назад, не достигнув полюса.
Первым, кому удалось достичь Северного полюса, был Роберт Пири - американский путешественник-исследователь. Произошло это 6 апреля 1909. Его экспедиция была на полном обеспечении военно-морских сил США. Покорение Северного полюса всегда было главной целью Роберта Пири, осуществить которую он стремился во время своих четырех предыдущих арктических экспедиций. По результатам одной из них прославленный американец первым высказал убеждение, что Гренландия является островом.
Кроме Пири Северный полюс стремился открыть и норвежский путешественник Руаль Амундсен, одним из важнейших достижений которого является определение Северного геомагнитного полюса. Впрочем, узнав, что Северный полюс уже покорен, Амундсен направил все свои усилия на достижение самой южной точки Земли. 9 августа 1910 на прославленном корабле Фритьофа Нансена «Фрам» норвежец отправился в Антарктику. А собственно к Южному полюсу экспедиция отправилась 20 октября 1911. Однако и здесь у него оказался соперник - английский мореплаватель Роберт Скотт, который еще два года перед тем проводил исследования в Антарктиде. Скотт рассчитал, что для достижения Южного полюса и возвращение назад ему понадобится 145 суток. Из средств передвижения Скотт больше всего полагался на коней и тракторы, не уделяя достаточного внимания собакам. Он отправился в путешествие 2 ноября 1911. Впрочем именно Амундсен удалось достичь полюса первых благодаря удачно выбранному маршруту и, главное, использованию собачьих упряжек. Произошло это 14 декабря 1911. Тогда как английская экспедиция через различные непредвиденные обстоятельства и трудности сделала это только 17 января 1912. Возвращаясь назад, все пятеро английских исследователей погибли. В дороге Роберт Скотт вел дневник, последняя запись в котором была сделана 29 марта. Тела путешественников было найдено только через восемь месяцев специальной поисковой экспедицией. В своей предсмертной записке капитан Скотт написал: «Причины поражения не вызваны недостатками в организации, но неудачей в тех рискованных предприятиях, которых нам пришлось принимать». Амундсен успешно вернулся из своей антарктической экспедиции, после которой еще совершал воздушные исследования Арктики.
В начале ХХ века остро стояла необходимость освоения восточного Северного морского пути, хотя возможность его использования допускала еще с XVI века Впервые маршрут был пройден с одной зимовкой в 1878-79 годах экспедицией шведского мореплавателя Нильса Норденшельда на шхуне «Вега». Но сделать это за одну навигацию впервые удалось российской полярной экспедиции во главе с Отто Шмидтом в 1932 году: чуть больше чем за два месяца было преодолено путь от устья Северной Двины до Берингова пролива. Кроме уже упомянутого результатам двух экспедиций Шмидта стали открытия архипелага Северная Земля и многих других островов, а также микробиологические, картографические, океанографические исследования, начали комплексное изучение и освоение этого сурового края.
Значительным явлением в истории мореплавания было пиратство, зародившееся в Средиземном море еще в античные времена. Основным ремеслом пиратов всех эпох был грабеж купеческих судов. Впрочем, были и такие пираты, которых можно поставить в один ряд с самыми известными путешественниками и исследователями. Среди них: второй кругосветной путешественник Фрэнсис Дрейк и Томас Кавендиш, который обогнул Землю океаном третьим в истории. Уильям Дампир в своих странствиях трижды обогнул земной шар и освободил из плена на необитаемом острове моряке, который стал прототипом Робинзона Крузо из романа Даниэля Дефо. Не гнушались пиратским ремеслом отважные пионеры северных акваторий норманны. Всего пиратами было открыто много небольших островов в Карибском бассейне, Индийском океане и у Австралии.
Случалось в истории, что пираты становились инструментом в военно-политическом противостоянии ведущих держав. Еще в начале ХVI века испанцы закрыли всем иностранным кораблям доступ в моря, омывали их заокеанские владения. К тому времени испанский военный флот был сильнейшим в мире. Такая политика не могла не вызвать протестов других морских держав Европы, и их главным оружием в этом противостоянии стали пираты. Сначала активную борьбу с Испанией, грабя ее торговые галеоны в Карибском море, вели французские пираты, поощрены своим королем. Затем к ним присоединились англичане. Самыми известными пиратами тех времен были Фрэнсис Дрейк, действия которого по благословению королевы Елизаветы нанесли значительные потери испанцам, и Томас Кавендиш. Нападения английских пиратов сделали свой значительный «вклад» в поражение Непобедимой Армады - флота, посланного испанским королем Филиппом II для завоевания Англии. Через сто лет в Карибском море господствовал уже другой англичанин - легендарный Джон Морган.
Пиратство в Индийском океане можно разделить на два этапа. Первый продолжался до прихода сюда европейцев, второй - собственно европейский. Действующими лицами в первом были арабские и малайские пираты, которые не выходили за пределы прибрежных вод. Первыми пиратами-европейцами здесь стали португальцы, к которым впоследствии присоединились англичане и голландцы.