🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

17. Школьное образование в Киеве (учебник)

Образование в Киеве.                                                                                                                           

 

Ключевые вопросы

-       Для чего человеку нужна образование?

-       Почему государство беспокоится образованием граждан?

-       Какие этапы развития образования в Киеве можно выделить?

-       Что в школе, образовании в целом меняется, а что остается в уи времена неизменным? Почему?

 

Вы привычно 5 дней в неделю ходите в школу. Все. И так - целых 12 лет. Это кажется совершенно нормальным, привычным. Кажется, иначе и быть не может. Однако в действительности так было далеко не всегда.

Сейчас в Киеве более 500 школ. Подавляющее большинство из них - государственные, хотя есть и частные. Но независимо от формы собственности во всех обучение происходит по одним и тем же программами, используются одни и те же учебники. И это тоже кажется совершенно естественным. Но и так было далеко не всегда. Общее среднее образование - достояние XXст. В Украине обязательное 10-летнее обучение введено лишь в 70-х годов, а переход на 12-летнее обучение осуществляется именно сейчас. А школы современного типа появились в начале XIXст.

Вы знаете, что новый учебный год начинается 1 сентября и обязательно будут каникулы, да и не одни. Так тоже было далеко не всегда.

 

Источник 1

(А) С «Поучения Владимира Мономаха детям », начало XIIст.

«А когда хорошо то умеете того не забывайте, а чего не умеете то того Учитесь, так же, как отец мой. Дома сидя, он сумел знать пять языков, а за это почесть есть от других краев. Лень же всем [злое] мать: что [человек] умеет то забудет, а чего не умеет то того не учится ».

(Б) С «Повести временных лет»

Князь Владимир после крещения Руси "? Начал брать в выдающихся людей детей и давать их на книжную науку; матери же детей плакали ними, потому что еще не утвердились в вере, оплакивали их как умерших ... »

 

Подумаем

- К чему призывает своих сыновей В. Мономах? Кого и за что ставит за пример?

- Как вы понимаете выражение князя о лени? Согласны ли вы с ним. Обоснуйте.

- Можете ли вы сказать, что для вас это не актуально?

- Кого приказал принимать в науку Владимир? Почему плакали матери (источник 1б)?

 

Источник 2

(А) К. Паустовский, Выпускник Первой киевской гимназии, начало 20 в.

«Когда мы дошли до Николаевского сквера и я увидел сквозь его зелень желтую здание гимназии, я заплакал. Я, скорее всего, понял, что кончилось детство, что теперь я должен работать и что работа моя будет горькой и долгой и совсем не будет похожа на те спокойные дни, которые я проводил у себя дома?

Я остановился, прилетел к маме головой и плакал так сильно, что в ранце за моей спиной подпрыгивал и постукивал пенал, как спрашивая, что случилось с его маленьким хозяином. Мать сняла с меня фуражку и вытерла слезы душистым платком.

Прекрати, сказала она. - Ты думаешь, мне легко? Однако так надо. Так надо!

Untitled-1Никакие слова не входили до тех пор в мое сознание с такой силой, как те два слова, которые произнесла мама: «Так надо» ».

 

(Б) Современный детский анекдот.

Первого сентября новоиспеченный первоклассник возвращается домой и в. отчаянии бросает свой ранец в угол. «Что же вы не предупредили, что это издевательство целых 12 лет! », возмущенно кричит он родителям.

 

Поразмышляем:

- Что общего в этих источниках?

- Как вы считаете, почему плачет мальчик на фото - выскажите свои предположения?

- Или вызвало у вас смех источник 2в? Почему?

- Вспомните свое первое 1 сентября - опишите свои настроения, ощущения. Почему вы их помните?

 

Источник 3

obrazovanie

(А) Граффити на стене Софии Киевской

Читается: «Песчаное писал. К дьяку ходил выученик »или "Песчаное писал, ходившы к дьяков учеником".

 

0043-0213

(Б) Граффити на стене Софии Киевской

 

onfim

(В) берестяная грамота с Новгорода -

«Школьная тетрадь» мальчика Онфима

Вероятно, на бересте писали и в Киеве, но из-за климата этот материал здесь сохраниться не мог.

 

09_11    obrazovanie1

(Г) Дощечка для письма и писала

 

Поразмышляем:

- Что изобразил на стене собора автор источник 3б? Как вы считаете, для чего?

- Мог ли это быть песчаные или Онфима? Объясните свое мнение.

- Таких надписей - граффити - на стенах Софии обнаружено уже более 700. Их авторы - и князья, и монахи, и дети, и взрослые, и мужчины, и женщины. О чем это свидетельствует?

- Опираясь на источники попробуйте составить рассказ о школе в древнем Киеве - кто учил и учился, с какой целью, почему учились, как проходил процесс обучения?

- Сравните ваши выводы с выводами историка (эксперта)

 

Расспросим эксперта

Из истории культуры Украины.

После церковной реформы Владимира возникла потребность в обучении и воспитании грамотных людей, для чего были введены государственные школы. Летопись сообщает об открытии школ в Киеве, Новгороде. ? В школе учили прежде чтения, а потом уже писания и счета. В начальных школах элементарной наукой было чтение. Обучение начиналось с изучения алфавита, складов и чтения по книгам Апостола и Гуслей, которые выполняли роль учебников. Подобное обучение по складам подтверждается археологическими находками, в частности школьными упражнениями мальчика Онфима, найденными среди новгородских берестяных грамот. Большинство воспитанников приходских начальных школ учились только читать, но дальнейшие знания они (Попы, дьяки) приобретали в своей практической деятельности перед рукоположению.

? Есть свидетельства,? Что в 1086 Анна (Янка) Всеволодовна, став монахиней Андреевского монастыря в Киеве, основала при нем школу для девочек, где обучали грамоте, пению, шитье и т.д.

Кроме начальных школ, образованных по инициативе государства, существовало и частное, индивидуальное, обучения. Им занимались главным образом дьяки при церквях и, возможно, монахи монастырей, при которых могли быть школы для детей. ? Постепенное распространение грамотности на Руси удостоверяется и надписями на разных ремесленных изделиях, найденных в Украине. Привлекают внимание: надпись на мече "Кузнец Людота ",? На корчагах из Киева -" Мстислава корчага ", "Благодатниша полная корчага сия"? Однако, бесспорно, более массовым материалом, что свидетельствует о проникновении грамотности во все сферы жизни, в том числе и в быт, есть берестяные грамоты и надписи-граффити, находки которых уже насчитываются сотнями.

 

После монголо-татарского нашествия образование в Киеве упадок. Но это не значит, что она исчезла совсем. Школ как таковых не было, но образование получали индивидуально - в тех же дьяков. Конечно и распространенность образования уже была намного меньше. Умели читать и писать только служители церкви и представители городской верхушки. Тем, кто хотел получить настоящее образование, приходилось преодолевать большие трудности. В XIV-XVIст. в списках многих университетов Европы встречаются имена киевлян. Например, в Сорбонне (Париж) конце XIVст. среди студентов значатся Теофил Гвинерба из Киева, бакалавр Герман Вилевич, а также два доктора - Бенедикт Сервин и Иван Тышкевич. Можно только представить, какой путь пришлось преодолеть этим людям!

Но понимание жизненной необходимости образования заставляет киевских мещан, объединившись в братство, в 1615 завести школу. Помещение для нее подарила Галшка Гулевичивна - известная защитница православия. А удерживали жители Киева ее на собственные средства.

 

Источник 4

(А) Из книги «Порядок школьный» - Своеобразный устав братских школ. Требования к учителю. Он должен быть

«Набожный, скромный, не гневлив, не срамослов, не чародей, НЕ смихун, не баснописец, не благоволит ереси, а подспорье благочестия, что представляет собой образ добра во всем ».

В начале XVII ст. в Украине насчитывалось около 30 братских школ.

 

) Н. Костомаров, известный историк XIXст.

osvitadoc

 

Подумаем

- почему учили в братской школе? Почему именно этому?

- Почему такие требования были к учителю?

- Что вам нравится в таком обучении, а что нет. Почему?

- Какие традиции этой школы мы можем увидеть в школе современной?

 

В 1619 г. в Киеве возник еще одна школа - Лаврская, основанная архимандритом Киево-Печерской лавры Петром Могилой. В 1632 г. произошло объединение школ в Киевский коллегиум, позже Киево-Могилянскую академию. Здесь изучалась славянский, греческий, латинский, польский, украинский языки, риторика, философия, математика (арифметика и геометрия), астрономия, музыка, богословие. Кстати, очень похожий перечень предметов был тогда в знаменитом Кембридже. Позже, с конца XVIII - начала XIX в. в академии стали преподавать историю и географию. Впервые статус Академии был закреплен Гадяцкой соглашением 1658 г., в 1701 г., благодаря настояниям Мазепы, Петр I подтвердил уровень Киево-Могилянской академии как высшего учебного заведения. Здесь было 8 классов, продолжительность обучения - 12 лет. В академии существовала демократическая система выборов преподавателей и ректора. В академии учились дети всех слоев общества. Интересно, что знания студентов оценивались за 7 уровням: «доброго, мирного, старательного, неслабого, слабого, худого, безнадежного ».

Были времена, когда в Академии учились до 2 тыс студентов. Обучение было бесплатным, но содержать себя студенты должны были сами.

 

Источник 5

Из описания посещение Академии наследником российского престола Павлом (Позже-императором) с женой, 1797

«Их встретили преподаватели и студенты. Семь юношей поочередно произносили поздравления русском, польском, немецком, французском, греческом, еврейском. Ректор академии подарил высоким посетителям каллиграфически выписанные оды ».

 

Поразмышляем:

- Какие выводы вы можете сделать из этого описания об уровне образования, которое оказывала Академия.

- Почему ученики Академии вели себя именно так?

 

Но все же образование продолжала оставаться личным делом каждого, хотя понимание необходимости ее становилось общим среди мещан. Школ не хватало, поэтому обучение происходило на дому в тех, кто мог себе это позволить. Менее состоятельные по традиции отдавали детей в науку к дьяку

 

Источников 6

obrazovanie2

(А) Учитель. Гравюра 1843

 

(Б) А. Макаров, Киевовед

«Заставляли изучать церковнославянский алфавит: аз, буки, веди, глаголь? Затем шло зазубривания «складов». И я с отвращением и слезами заучивал всю эту тарабарщину. Прошло немало месяцев, пока я покончил с этой ерундой и мог уже читать, сначала по-церковнославянски алфавиту, а затем и «гражданские» книги.

Учитель получал за свой труд обед за общим столом, а в конце изучения азбуки устраивался своеобразный детский банкет. Посреди двора на траве стелили одеяло, созвали сверстников ученика и угощали всех вкусной рисовой кашей с изюмом.

Учитель получал свою кашу в отдельном горшке, на дне которого он будто бы случайно находил медные и серебряные монетки, которые составляли его гонорар (обычай не позволял брать деньги за богоугодное дело) ».

 

Подумаем

- Что вы можете сказать об учителе и о ученика? К каким слоям они принадлежат, чему учат, как происходит процесс обучения?

- Что в таком обучении есть положительного, а что отрицательное?

- Почему так странно было организовано оплату труда учителя.

 

С конца XVIIIст. дело образования принимает в свои руки государство (Российская империя). Время и потребности государства требовали большого количества образованных людей. В каждом уезде и в крупных городах организуются уездные училища, а позже - гимназии. В Киеве первую гимназия была открыта в 1811 г. Гимназии давали классическое образование и вступление в университет был возможен только для их выпускников. В основе классической образования лежало изучение классических (древнегреческого и латыни) и иностранных языков. Учили также географии, истории, основам естествознания. Обязательным предметом был «Закон божий». Интересно, что такие уроки были отдельно для православных и отдельно для католиков (поляков). В 1917 г. в Киеве было 38 гимназий - 10 государственных, 2 принадлежали общественным организациям, остальные - частные.

 

Справка

Киево-Фундуклеевской женской гимназии - Первая женская гимназия в Российской империи.

Открылась в 1860 г. Учились девушки всех состояний. В день открытия было 40 учениц, среди них - дочь генерал-губернатора Васильчикова. Он отдал сюда дочь ради примера. Уже в 1866 г. в гимназии училось 525 учениц.

К обучению принимались девочки в возрасте от 9 до 13 лет. Полный курс составлял шесть лет, но был еще подготовительный класс для поступающих совсем неграмотные. Преподавались Закон Божий, русская словесность, история, география, естествознание, арифметика, французский, немецкий и польский языки, рисование, рукоделие, музыка, пение и танцы.

Обучение в гимназии было платным - 25 руб. В год, но малоимущие освобождались от денежных взносов.

В 1910 году, когда отмечалось 50-летие учебного заведения, было подсчитано, что общее количество гимназисток-фундуклеевок за этот период достигла 33 тысяч.

В гимназии училась великая русская поэтесса А. Ахматова, хотя стоит отметить, что свою гимназию она не любила.

 

Источник 7

Женгимн

(А) В женской гимназии

 

Изображение 001

(Б) Серебряная медаль

Серебряная медаль, которой награждались ученицы гимназии, которыми занималась императрица Мария Федоровна - Их называли марииинськимы. Согласно официальным правилам такой медалью награждались «за благонравья и успехи в науках»

 

Поразмышляем:

- Чем отличались программы женских гимназий от мужских? Почему?

- Почему при награждении девушек-выпускниц успехи в науках ставили на второе место?

 

Справка

Коллегия Павла Галагана. Наиболее известная среди частных гимназий Киева. Открылась в 1871 г. Ее основал и содержал на собственные средства известный Украинская деятель Г. П. Галаган - в честь своего единственного сына Павла, который внезапно умер в возрасте 15 лет.

«Обремененный горем, в ночь смерти своего сына сидячие у постели покойного, отыскивая выход из ужасного положения родительского сиротства, Григорий Павлович решил, что сын его должен продолжать жить в близких и для своих близких », - писал И. Нечипоренко в «Отчете о состоянии коллегии Павла Галагана» (К., 1889)

Согласно Уставу,

1) цель коллегии - «готовить молодых людей в университет »;

2) «должны приниматься юноши из небольшим достатком, различных слоев и уроженцы разных мест России, но исключительно православного вероисповедания »;

Как было отмечено в отчете за 25 лет, «коллегия дала возможность получить образование почти полтораста детям неимущих родителей, вооружила их действительными средствами для борьбы с нуждой и приумножила нашу бедную силами интеллигенцию ». Григорий Павлович Галаган это прекрасно понимал. Он всегда помнил о своем детище. Ежегодно, 27 апреля, в день смерти Павла, он присутствовал на торжественном акте и молебны в домовой церкви. Тяжело болен, Григорий Павлович оставил завещание, в котором подтверждал материальные права коллегии. Попечительницей он назначил свою жену Екатерину Васильевну Кочубей-Галаган (1826-1896).

Изображение 001

Павел и Григорий Галаганы

 

Изображение 001

Коллегия Павла Галагана

Источник 8

(А) Из воспоминаний В. Шульгина, Известного киевского издателя и общественного деятеля о прощании с дворянством генерала-губернатора Д. Бибикова, который получил новую должность в Петербурге.

В большом актовом зале собрались все воспитанники киевских гимназий. Вошел генерал-губернатор? Началась команда ученикам: «ложись, вставай, спи, храпит, садись ». Когда все эти приказы послушно как одним человеком было выполнено, генерал-губернатор обратился к предводителей дворянства: «Смотрите, вот что значит покорность, и вот так я учу детей ваших. Довольны ли вы? "И вся масса шитых дворянских мундиров молча низко поклонилась? "

(Б) Из воспоминаний В. М. Хижнякова

Резка, вообще, тогда не считалась в глазах гимназистов позором. В нашем классе были «деды», которые никогда не учили уроков, ежедневно получали единицы? и каких секли почти каждую субботу. При этом из их уст не срывалось ни вопля и возвращались в класс с победным видом. Мы, малы, опасались их и смотрели на них с почтением, как на героев ».

субботнтк

Гравюра - Субботник в гимназии (1858 г)

 

Словарик

Субботник - Языком гимназистов и учеников уездного училища (До середины 19 века - коллективная порка учеников за проступки, совершенные в течение недели.

 

(В) Из воспоминаний К. Паустовского

«Надзиратели должны были следить за поведением гимназистов и докладывать инспектору об их всевозможные проступки. По этому происходили казни - оставлении на час или два «без обеду» (иначе говоря, томительное сидение в пустом классе после окончания уроков), четверка за поведение и, наконец, вызов родителей к директору. Мы больше всего боялись этой последней казни.

В старших классах существовали и другие наказания: временное исключение из гимназии, исключение с правом дальнейшего обучения и самое страшное - исключение из «волчьим билетом», без права поступления затем в некую среднюю школу.

 

Подумаем

- Какой была главная цель обучения по Бибиковым?

- Как вы считаете это было правилом для всех или только инициатива отдельного чиновника?

- Почему применялись телесные наказания даже для дворян? Как это связано с целью обучения?

- Как изменились наказания? Как вы считаете, почему? Какие из них были более действенными? Обоснуйте.

 

Целом правила гимназий были довольно суровы, а обучение достаточно сложным. За соблюдением правил следили специальные надзиратели - и не только в стенах гимназии. Хотя каждый учебный заведение имело свои особенности, но были и общие для всех правила. В частности, требовалось всегда носить гимназический мундир для мальчиков и гимназическое платье для девушек - даже на каникулах. Обязательным атрибутом был гимназическая фуражка с кокардой, на которые указывалось номер гимназии или иной особый знак - например первая буква названия. По этим фуражках всегда можно было узнать, откуда гимназист, если он нарушал какие обычаи. Ученики разных гимназий часто давали другим разные прозвища, обыгрывая именно эти знаки. Например, учащихся Первой гимназии называли «карандашами» - именно на карандаш походила «единица» на их кокарде.

 

Источник 9

Realnye_uchilishcha

(А) Гимназист в форме, начало XXст.

 

(Б) М. Носов. Тайна на дне колодца.

«Фамилия владельца нашей гимназии Стельмашенко, поэтому учащихся этого учебного заведения называли стельмашенковцямы, стельмашаковцямы или же просто стельмашакамы. Форма у нас была такая же как и в других гимназистов, то есть: сине-серые гимнастерка и брюки и синий картуз, украшена кокардой. По этой кокарде легко было отличить стельмашенковця от ученика любой другой гимназии. ? С этой буквой на лбу мы ходили как бы клейменые, и довольно часто можно было услышать на улице в свой адрес: «оно стельмашака идет! " Не знаю, как другим, а мне казалось оскорбительным ».

 

(В) Из официальных распоряжений:

DSCF0109

125c35ea901b

(Г) Карикатура из киевской газеты, начало 20 в.

 

(Д) Из воспоминаний М. Полетикы, Выпускника Первой киевской гимназии 1914

«Выпускные экзамены всегда проходили в торжественной обстановке, в актовом зале. В экзаменационной комиссии, кроме учителей, участвовал представитель учебного округа, часто присутствовал директор. Учителя и гимназисты были в парадных мундирах. Все это наводило страх и заставляло дрожать даже знающих и смелых.

По математике письменной и устной я получил тройку, за русскую сказку - четверку, по латыни - четверку.

Наиболее запомнился экзамен по латыни. Для подготовки к нему нам было предоставлено два дня. Что я делал и как готовился в эти дни, не помню, скорее, ничего не делал и никак не готовился. Экзамен начался, как всегда, в 9 часов утра. Учеников вызывали по алфавиту. Я прошел к гимназического сада, снял мундир и с компанией своих товарищей, чьи фамилии приходились на последние буквы алфавита, занялся игрой в футбол. В два часа дня я пошел домой обедать и вернулся в гимназию около четырех часов. Экзамен продолжался без перерыва, однако моя очередь была еще далеко. Я снова с азартом взялся за футбол, на этот раз с приятелями, чьи фамилии приходились на начало алфавита и которые успели сдать экзамен в первой половине дня. Они ждали результаты, поскольку Комиссия оглашала оценки после окончания экзамена. В 7 часов вечера стало темнеть и игру в футбол пришлось прекратить.

Збигавшы домой поужинать, я снова вернулся. И здесь поздним вечером, скорее, ночью, я познакомился с В. Ф. Асмусом, с которым встретился осенью в университете. Асмус окончил реальное училище и хотел поступать на историко-филологический факультет университета. Но в реальном училище латынь не изучали и ему надо было сдавать этот предмет экстерном за весь гимназический курс. Конечно, он очень волновался. О строгости Суббоча ходили легенды. Я старался, как мог, успокоить своего нового приятеля. Наконец в полночь меня вызвали на экзамен. Асмус как экстерн екзаменувався последним, около трех часов утра. Затем состоялось объявление оценок: сонные, но радостные мы возвращались домой, когда уже ярко светило солнце? »

 

Подумаем

            - Какой была гимназическая форма? Или нравится она вам? Почему ее надо было носить постоянно? Что и почему обижало парня? Как вы считаете, уместна эта обида?

            - Почему для гимназистов были такие строгие правила и вне стен гимназии?

            - Как вы считаете, давало результат?

            - Что хотел показать автор карикатуры (источник 9г), над чем он смеется, что критикует?

            - Сравните источник 9г и 9д. Что в них общего?

            - Почему, на ваш взгляд, экзамены проходили в такой торжественной обстановке и были такими суровыми?

            - Как вы считаете, это давало положительный результат?

 

Источник 10

) Из воспоминаний М. Полетикы

«Я много читал о гимназистов царского времени,? Но имею отметить, вслед за Паустовским и Булгаковым, что Киевская первая гимназия выгодно отличалась от звериных питомников с полицейско-казарменным бытом? Киевская первая гимназия была консервативной, но не реакционной.

Руководили нашей гимназией, как и другими казенными гимназиями, как правило, монархисты (директор, инспектор), часть учителей тоже была монархически настроена. Но образование и, главное, воспитание в нашей гимназии, при соблюдении монархической внешности и форм было? прогрессивным и свободомыслящим. Нас пытались воспитать людьми. Уважение человеческого достоинства проявлялось даже в том, что к гимназистам подготовительного класса обращались на «вы», «ты» говорилось лишь в случае близкого знакомства и дружеского расположения. Официальное обращение к нам было «господа гимназисты».

Надо отметить, что выпуски Гимназии периода 1910-1917 годов почти полностью сгорели в пламени Первой мировой и гражданской войн. С моей класса выпуска 1914 года, в котором было 32-33 ученики (второе отделение), до начала Второй мировой войны осталось в живых только четыре человека.

Состав учащихся составлял пеструю картину: дети местных дворян, помещиков и чиновников, занимавших довольно велики, но не самые высокие должности в киевской администрации и суде; дети разночинцев - большей частью адвокатов, врачей, учителей и др.

По своему национальному составу учащиеся нашей гимназии были, в большинства, русскими. Преподавание велось на русском языке. Попытки некоторых учеников говорить в гимназии на украинском языке быстро пресекались гимназическим руководством. Украинский язык был провозглашена языке простонародья, а не интеллигенции ».

(Б) Из воспоминаний К. Паустовского

«Кто мог знать, что выйдет из нас,« господ гимназистов »? ... Что получится из этих юношей в выгоревших фуражках, которые всегда готовы к всевозможным выходкам, насмешек и споров? Что, например, выйдет из Булгакова? Никто этого не мог знать.

? Почти в одно время со мной в гимназии училось несколько юношей, ставшие затем известными литераторами, актерами и драматургами.

Было ли случайным, что эта гимназия за короткое время воспитала стольких людей, причастных к литературе и искусству? Я думаю, нет.

Это не было, конечно, случайностью.

Мы забываем об учителях, которые внушали нам любовь к культуре, о замечательных киевские театры, об общем наше увлечение философией и поэзией?

? Мы забываем о знаменитой библиотеке Идзиковский на Крещатике, о симфонические концерты, о киевских сады, о сияющую и хрустящую от листья киевскую осень, о том, что торжественная и благородная латынь сопутствовала нас на протяжении гимназических лет. Забываем о Днепре, мягкие туманные зимы, богатую и ласковую Украины, окружающую город кольцом своих гречишных полей, соломенных крыш и пасек.

Трудно уловить влияние этих вещей, разнообразных и порой далеких друг от друга, на нашу юношескую сознание. Но он был. Он придавал особое поэтический порядок нашим мыслям и чувствам.

(В) Из речи на выпускном ужина преподавателя латыни В. Субоч(За Паустовским)

«В четвертом классе я вас только терпел. В пятом я начал вас воспитывать, хотя было мало шансов сделать из вас настоящих людей. В шестом классе я с вами подружился. В седьмом я вас полюбил, а в восьмом я даже начал вами гордиться. Я несчастный отец. У меня слишком много детей, не менее сорока человек. К тому же каждые несколько лет мои дети меняются. Одни уходят, другие приходят. Отсюда вывод - на мою долю перепадает в сорок раз больше огорчений, чем на долю обыкновенных родителей. Но в сорок раз больше возни. Поэтому я, возможно, не всегда был одинаково внимательным ко всем. Мне грустно расставаться с вами. Я пытался сделать из вас хороших людей. Вы в свою очередь составляли смысл моей жизни. Я молодел с вами. Я прощаю отныне и навеки все ваши глупые выходки и даже драки с первым отделением. Прощаю все. В этом нет, конечно, никакой великодушия. Но я призываю вас к великодушию. Гейне сказал, что на земле нет больше дураков, чем люди. Он, конечно, преувеличивал. Но что это все-таки означает? Это означает, что ежедневно мы встречаем людей, чье существование не несет ни им, ни окружающим никаких радостей и пользы. Бойтесь быть бесполезными. Кем бы вы ни были, помните мудрый совет: «Ни дня без написанной сроки». Работайте! Что такое талант? Втрое и в четыре раза труд. Любите труд, и пусть вам всегда будет жаль с ней расставаться. Счастливого пути! На поминайте лихом своих наставников, поседели в боях с вами!

Мы бросились к нему и он расцеловался с каждым из нас ».

 

Подумаем

            - Что общего и что отличного в воспоминаниях М. Полетикы и К. Паустовского?

            - Как они относятся к своей школы?

            - Чем объясняет К. Паустовский, что из Первой гимназии вышло много художников? Или Согласны ли вы с ним?

            - Какую роль в жизни человека играет школа?

            - Какой совет дал учитель? Как вы Считаете, это был хороший учитель?

            - Сделайте вывод, что отличало именно эту гимназию от других?

 

Киевская легенда

М.Полетика вспоминает, что с его класса большинство учеников погибли во время первой мировой и гражданской войн. Первая мировая началась в 1914 г. и многие бывшие гимназистов оказались на этой войне - в большинстве, младшими офицерами. А младшие офицеры на всех войнах погибают всего. А потом, в 1918-1921 гг, еще одна война. Самая страшная - гражданская. То есть война внутри одной страны между сторонниками различных идей и способов строительства государства. Такие войны во все времена и во всех странах были самыми жестокими. И нередко бывшие одноклассники оказывались в разных лагерях и стреляли друг в друга. Молодые, горячие, неопытные - они и гибли первыми.

Давно уже стала легендарной название небольшой железнодорожной станции Круты - северо-восточнее Киева. Здесь в январе 1918 г. принял неравный бой небольшой подразделение добровольцев из киевской молодежи - в большинства бывших или и действующих на то время гимназистов. Они добровольно пошли защищать свой город, молодой украинское правительство и государство, рождающейся от большевистских отрядов, наступавших на Киев и угрожали ему убийствами и погромами. Эти ребята осознавали, очевидно, что силы врага превосходящие и шансов на победу у них нет. Но они готовы были отдать жизнь за свой город, свою родину? Таких которая они были к сожалению тогда очень мало. Многие из них погиб. А подвиг юношей стал легендой. Сейчас на месте сражения построены мемориал, устроены музей. Ежегодно в день сражения здесь проходят траурные митинги, часто с участием высших должностных лиц государства. Украина, Киев помнят.

 

x_8f7ab4c5   x_75ebbc4e

 

Источников 11

(А) Старый киевлянин (подолянин) Петр Новиков.

«? Посмотрим на 3поверховий дом на углу Контрактовой площади и Покровской улицы. Это помещение 3 киевской гимназии. ? В 1916-17 гг здесь был госпиталь для раненых. Ученики обучались во вторую смену в дома Реального училища на Михайловской площади. В 1919-20 г гимназия вернулась «домой», успев переименоваться в единую трудовую школу № 20.

О полноценное обучение в те тяжелые годы думать не приходилось. Учились трудом. Но преподавательский состав был сильным. Помню математика Гука, физика Агаркова, учительницу французского Филимонуву. Условия были тяжелыми. В классах соорудили «буржуйки», назначались дежурные, которые должны были приходить раньше и топить печи. ? С 1920 г, когда обучение стало смешанным, и начали принимать девушек, атмосфера стала смягчаться ».

Изображение 002

(Б) Новое учебное пособие - украинский алфавит

 

(В) Статистическая справка

Согласно статистическим сведениям 1923 г в Киеве была 98 трудовых школ, из них 25 - украинским, 68 российских, одна смешанная. По состоянию на 1928 г цифры поменялись местами. Были также 4 еврейские, 1 польская, 1 чешская, 1 татарская школы

 

Подумаем

- Какие изменения произошли со школой в течение 1916 - Начала 20-х гг XXстолетия?

- Сравните источник 11б воспоминаниям М. Полетики. Что принципиально нового в таком учебном пособии? Почему это стало возможным?

- Проанализируйте статистику (источников 11 в). Какие процессы в жизни страны и города она отражает?

 

В 1917-18 гг, когда возникла украинское государство, впервые появилась и государственная школа украинским языком обучения. Перевести образование на украинском было нелегко - не хватало учителей, не было учебников, пособий. И хотя украинские правительства были в очень тяжелом состоянии и боролись за выживание, находились силы и средства на образование.

В 20-х гг. большевистские правительства уже не могли не считаться с желаниями украинский, поэтому в школьное вводилась украинский язык - большинство школ в Киеве стали украинский. Школа стала единственной - обучение велось по одинаковым программам, одними и теми же учебниками. Еще одно важное изменение - обучение стало доступным и даже обязательным для всех, перестав быть привилегией богатых. В городе обязательным была изначально начальная, а затем и семилетнее образование.

В 30-х гг начался наступление на украинскую школу - их количество уменьшалось в пользу русских. Но количество украинских школ даже в самые тяжелые времена не была меньше четверти от общего количества учебных заведений в городе.

 

Источник 12

Валентин Терно. Из воспоминаний, 2003

«Осенью 1942 г. неподалеку от нашего дома, на улице Шулявской открылась 102 школа. Я пошел в 4-й класс, который был выпускным и последним. Немецкая власть считала, что угнетенному украинскому народу вполне достаточно четырехлетней образования. ? Кроме арифметики мы учили историю Украины, писали диктанты на украинском языке? Были также уроки музыки? Несколько раз нас водили всей школой в парк КПИ собирать? каштаны. Как выяснилось позже, их перемалывали в муку и добавляли в других примесей, из которых выпекали эрзац-хлеб ».

 

Поразмышляем:

            - С какой целью оккупанты (захватчики) открыли школы для киевлян?

            - Чего и для чего должна была научить эта школа?

 

Источник 13

Из воспоминаний Д. Малакова

«После освобождения Киева от немецкой оккупации здесь опять открылась средняя школа № 24. Но уже только для мальчиков. К осени 1954 года учеба была раздельной. Занятия проводились в две смены, а под классы были отведены все помещения, включая подержанные помещением инспектора. Рекреационный зал служил и спортивным и актовым. По периметру стояли стулья, в уголке - параллельные брусья, «конь» для прыжков, а на торцовой стене - «шведская стенка»

1 сентября 1945 учеником первого класса школы № 24 стал автор этих строк. Многие старшеклассники тогда ходили с одной-двумя фронтовыми медалями - догоняли науку, прерванную войной. Директором школы тогда и все последующие годы моего обучения был Дмитрий Евдокимович Стеценко - подержанный партизанский командир, умный и образованный педагог. Преподавали интересные личности, настоящие учителя, добрая память о них осталась на всю жизнь.

Наша школа считалась образцовой. Внешне это выглядело как разрешение ученикам младших и средних классов носить челки, когда в других мужских школах стригли «под ноль». Через дисциплинарный проступок челки состригать. Выполнял эту процедуру завхоз Бубер.

Во времена, когда первую должность в Украине занимал Н. С. Хрущев, его сын Сергей учился в нашей школе. Его привозили сюда из имения на черном американском авто «линкольн-зефир», которое останавливалось на углу, а дальше Сергей шел пешком. Водитель ждал до конца уроков. Средняя школа № 24 просуществовала в этом доме до 1970 года, когда переехала в новое помещение на Сырце - под тем же номером.

Проходя мимо старого здания своей школы - памятника архитектуры, где теперь размещены Киевский межрегиональный институт усовершенствования учителей имени Бориса Гринченко, каждый раз вспоминаю одноклассников, учителей и разные памятные эпизоды тех давних времен ».

 

Подумаем

-              в каких условиях пришлось учиться автору? Почему?

-              Почему автор так хорошо помнит свое обучение?

 

Источников 14

1954 1960г пл1972 1978

Плакаты 50-70-х гг 20 в.

 

Поразмышляем:

            - к чему призывают плакать? К кому они обращены?

            - Как воспринимаются такие плакаты сегодняшними учениками?

            - Можно сказать, что теперь они неактуальны? Обоснуйте.

 

Источник 15

(А) М. Кальницкий, Школьник 70-х гг ХХ в.

«Для мальчиков шили   стандартные школьные костюмчики, однако ходили мы и в джемперах, и в спортивных   курточках. В теплое время просто пытались соблюдать принцип «светлый   верх, темный низ ». А для многих девочек оставалась актуальной форма с   передничком, доставшейся в наследство не с гимназических времен. В магазинах   продавались стандартные черные и белые (для праздников) передниках, поэтому заботливые мамы   пришивали к ним различные кружева, а особым шиком считались пошиты на   заказ гипюровые фартучки. Надевать брюки, тем более джинсы, им,   конечно, не позволяли. Но обычные, не форменные блузки и юбки   допускались.

Зато в карманах у школьников   можно было найти совсем «неформени» вещи: от рогаток до старинных монет   или радиодеталей. «Экстремалы» могли извлечь из кармана водяного пистолете и   обдать из него струйкой одноклассников. Но учителя такое оружие отбирали   безвозвратно и вызвали родителей. Девочки, конечно же, возилося со своими   куклами под партами. Приносили и что-нибудь съестное: орехи, карамельки,   размягченные от тепла шоколадки. И, наконец, жевательную резинку («жувачку»), которая   в те времена была для мальчишек огромной ценностью. В то время только-только   начали входить в обиход калькуляторы. Они были большой редкостью, их обладатели   считались счастливчиками ».

(А) Б. Давыденко, Ученик пятого   класса, 2008 г.

«К новому   учебного года мне мама уже купила школьную форму - темно-зеленый пиджак,   брюки и жилетку.

А я хочу   мобильный телефон и МР3-плеер - в нашем классе они есть у каждого. Мы   обмениваемся песнями, смотрим картинки и клипы, фотографируем, на переменах   слушаем музыку. Обязательно нужен карманный фонарик - вдруг в школе   или подъезде свет отключат? .. Я всегда ношу с собой флэшку, ею   даже учительница пользуется иногда. Недавно научился кататься на роликах,   которые мне подарила бабушка. Теперь буду носить их на уроки физкультуры. А еще   обязательно должны быть резиновые браслеты на руках, большие наушники и наклейки с   «Шреком».

 

(Б) Ученики 70-х гг

Форма

(Б) Современные ученики

img035

 

ерв_клас

 

img036

 

Рисунок1

(В) Современная карикатура

 

Поразмышляем:

            - Что общего и что отличного в жизни школьников в 70-е гг и сегодня?

            - Что вам нравится, а что нет - тогда и сейчас?

- Почему карикатурист изобразил современную школу именно так? Согласны ли вы с ним?

            - А какой вы видите школу будущего?

 

Задача

1. Расспросите своих родителей, бабушек, дедушек о их школьные годы:

            - Когда и где они учились?

            - Какие предметы изучали?

            - Или помнят своих учителей?

            - Какие предметы были любимыми и почему, какие понадобились в жизни?

            - Или помнят своих друзей?

2. Составьте «школьный летопись» вашей семьи.

3. Попробуйте сравнить рассказы старших со своими знаниями о современной школе: что осталось, а что изменилось? Почему?