История Украины
8 класс
Введение в новую эпоху истории украинских земель
1 Что такое история? 2. Какой период историиУкраина вы изучали в прошлом году? Назовите его хронологические рамки. 3. Каковысобытия средневековой истории Украины вам запомнились больше всего?
1. Новая эпоха вистории Украины. В 8 классе вы продолжите изучать курс истории Украины.Рассматривая особенности развития общества на территории нашего государства, выпознакомитесь с последующей историей украинского народа, его борьбой за своюнезависимость и связанными с ней подвигами, триумфами и трагедиями.
История Украины, как вы знаете, делится на определенныеисторические периоды - этапы ее политического, общественного и культурного развития,характеризующиеся выдающимися событиями, явлениями, процессами и т.д. В предыдущихклассах вы, согласно существующей на сегодня периодизации, изучали древнюю исредневековую историю Украины.
Периодизацияистории Украины
Название периода |
Хронологические рамки |
Древняя история |
Около 1 млн лет назад - IV вв. н. э |
Средневековая история |
V в. н. н.э. - конец XV в. |
Новая история |
XVI-XIX вв. |
Новейшая история |
ХХ - начало ХХI в. |
В этом году вы начинаете изучать новую историю Украины ипознакомитесь с событиями, происходившими на наших землях в XVI-XVIII вв.История Украины является составной всемирной истории, в которой новая история делитсяна Ранний Новое время, или раннемодерная сутки (конец XV - первая половинаXVII века), и Новое время, или модерна сутки (вторая половина XVII -XIX в.) История Украины, которую вы будете изучать в 8 классе, познакомит васс эпохой Раннего Нового времени и первой частью истории Нового времени натерритории нашего государства. События, происходившие в это время в Украине,отражают как общие тенденции, присущие всемирной истории этого времени,так и имеют особенности, связанные со спецификой развития общества в этихземлях.
Учебник, который вы держите в руках, поможет вамузнать много нового из истории Украины. Период, который вы будете изучать,называют казацкой эпохой в истории нашего государства. Именно украинское казачествостало определяющим фактором общественного развития этого времени. Одним из главныхдостижений этого периода было возникновение Украинского казацкого государства -Гетманщины, образовавшейся вследствие Национальновизвольнои войны украинскийнарода середины XVII ст. Вы сможете также возможность познакомиться смногими незаурядными историческими личностями этого времени - казацкимивожаками, деятелями церкви, учеными, художниками и т.д. Все они были творцамиистории Украины этой эпохи. Узнав об их деятельности, вы убедитесь, какмного они сделали для своей Родины. Ведь в те далекие времена закладывалисьосновы нашей современной государственности.
Итак, приглашаем вас к знакомству с последующим периодомистории Украины. Надеемся, что он будет для вас не менее интересным и увлекательным,чем предыдущие.
2. Политическоеположение украинских земель в первой половине XVI в. Наприкинци XV- Первой половине XVI в. украинские земли находились в составе разныхгосударств. Подавляющее большинство, а именно Подляшье, Волынь, Восточная Подолия(Брацлавщина) и Киевская, входивших в состав Великого княжества Литовского.Галичина, Белзщина, Холмщина и Западное Подолье принадлежали Польском королевству.С середины XIV в. Буковина принадлежала Молдавскому княжеству. В1514 Молдавское княжество вместе с украинскими землями попало взависимость к Османской империи. Турецкие власти создала на Буковине вийськовоадминистративнуединицу - Хотинскую райю. Закарпатью из XIII века. владело Венгерскоекоролевство. Вследствие поражения от турокосманив под Могачем в 1526 г.Венгрия потеряла свою независимость, а Закарпатье поделили Австрийские Габсбурги(Западная часть) и зависимое от турокосманив Трансильванское (Семиградская)княжество (восточная часть).
В Крыму и части Северного Причерноморья от серединыXV в. существовало государство татарского народа - Крымское ханство, с1478 было вассалом Османской империи. Чернигово-Северщина вследствие московско-литовскихвойн конца XV - начала XVI в. вошла в состав Великого княжества Московского.
3. Как работать сучебником. Залогом успешной работы на уроках и дома является умениеработать с учебником. Перед тем как ее начать, следует за содержанием учебникапознакомиться с его структурой. Материал учебника разделен на шесть тем,каждая из которых содержит от шести до восьми параграфов, что, в свою очередь,состоят из нескольких пунктов. В тексте вы встретите слова и даты, выделенныечерным шрифтом. На них необходимо обращать особое внимание. История Украины, каквы уже знаете, имеет собственную терминологию, которую необходимо понимать. Учебник содержитдать основных событий, определения понятий и терминов, портреты исторических деятелей.Работая с материалом параграфов, необходимо обязательно проверять себя, чтобыубедиться, правильно ли вы запомнили историческую хронологию, фамилиидеятелей, новые понятия и термины.
Важное значение для усвоения материала имеют историческиедокументы, иллюстрации, карты и схемы. Работая с пунктом, необходимообязательно прочитать включен в него документ. Часто егосопровождающих помогут вам лучше понять содержание исторического источника.Рассматривая иллюстрации, обращайте внимание на подписи, которые проясняют смысл изображенного.Работа с исторической картой способствовать формированию представлений о том, где именно происходилисобытия, о которых вы прочитали, или какие изменения они повлекли. Схемы вскроют вамсвязи между составляющими исторических явлений, объяснят их особенности и т.д.
Послекаждого параграфа размещены вопросы и задачи. Обращайте внимание на условные обозначениярядом с ними. Они подскажут вам, что и как необходимо выполнять. Завершивизучение темы, вы сможете подытожить ее материал с помощью приведенныхобобщающих вопросов и задач. Тестовые задания к теме позволят вамосуществить самопроверку уровня приобретенных знаний.
Для того чтобы вам было удобнее работать с учебником, необходимообращать внимание на размещенные на его страницах отметки и их значение.
«Вспомните» - вопрос,представленные в этой рубрике в начале параграфа, помогут вам вспомнить изученныйранее материал, и это поможет лучше понять новый материал.
«Документы рассказывают» -приведенные здесь фрагменты исторических источников следует прочесть и ответитьна вопрос к ним.
«Интересно знать» - в этой рубрикевы найдете немало исторических достопримечательностей, связанных с содержанием материала параграфа.
«Фигура в истории» - под такимрубрикой размещена информация о выдающихся исторических деятелей, которая поможет вампонять их вклад в историю.
«Выводы» - эта рубрика,размещена конце параграфов, содержит краткое изложение ведущих мыслей, отражаемыхв их тексте.
«Проверьте, как вы запомнили»- Приведенные здесь вопросы помогут вам осуществить самопроверку и выяснить,хорошо вы запомнили содержание параграфа.
«Подумайте и ответьте» -вопросы этой рубрики позволят вам осмыслить прочитанное.
«Выполните задание» - эта рубрикасодержит задания, выполнение которых будет способствовать формированию и развитию ваших умений работатьс исторической картой, составлять планы, таблицы, исторические портреты и т.п.
«Задачи для любознательных» - здесьвы найдете исторические задачи, задача подготовить сообщение, используяресурсы Интернета или дополнительную литературу. Эти задачи выполняются суказанию учителя или теми учениками, которые стремятся углубить свои знания.
Выводы
- В 8 классе изучается первая часть Новой историиУкраина, охватывающая события XVI - первой половины XVIII в.
- Этот период украинской истории называют казацкимсутками, подчеркивая тем самым определяющую роль казачества в его событиях.
- Украинские земли в течение первой половины XVI в.входили в состав других государств, что обусловливало определенные особенности ихразвития.
Вопросы изадачи
1. Какое название имеет период истории Украины, который изучается в8 классе? 2. Каковы хронологические рамки этого периода? 3. На какие две частиделится Новая история? 4. Почему период конца XV-XVIII вв. в украинскийистории называют казацкой эпохой? 5. В составе какого государства находилась в первойполовине XVI в. большая часть украинских земель?
6. Что вы знаете о периодизации истории Украины? 7.Охарактеризуйте политическое положение украинских земель в конце XV - первойполовине XVI в.
8. Определите по карте, в составе какого государства находились впервой половине XVI в. земли, где вы живете. 9. Составьте таблицу «Государственнаяпринадлежность украинских земель в середине XVI века ».
Государство |
Какие украинские земли принадлежали |
|
|
10. Объясните, как вы понимаете выводы, приведенные в концепараграфа. Свой ответ подтвердите примерами из учебника. (В дальнейшем такуюупражнение целесообразно выполнять после каждого параграфа с целью самопроверки своихзнаний)