🚚 🚁 Збираємо на пікап та ремонт дрона аутел

⛑ 🛡 🥾 Шоломи, форма, взуття

Киевское государство при правлении Ярослава Мудрого

План изложения

  1. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича. Претензии Ярослава Владимировича на великокняжеский стол
  2. Утверждение Ярослава Владимировича в Киеве
  3. Внутренняя политика Ярослава
  4. Внешнеполитические мероприятия Ярослава Мудрого

Хронология событий

1019

Битва Ярослава со Святополком на р. Альте

1019-1054 гг

Княжение Ярослава Мудрого в Киеве

1017-1037 гг

Сооружение Софийского собора, укреплений вокруг «города Ярослава», строительство «Золотых ворот» в Киеве

1048

Посольство французского короля Генриха I Капета до Ярослава Мудрого. Брак дочери князя Анны с французским королем

1051

Назначение киевским митрополитом Илариона, первого на этом посту русича. Основание Печерского монастыря

Основные понятия и термины

«Русская правда» - сборник, или свод, русских законов, который складывался на протяжении нескольких поколений. Древнейшую часть создана во времена Ярослава Мудрого; отдельную часть составляют статьи, заключенные Ярославовым сыновьями, - «Устав Ярославичей». К «Русской правды» вошли статьи и более поздних времен. Сборник был действующим на землях Украины, Беларуси, Литвы, России на протяжении нескольких веков, став основой для развития законодательства и судопроизводства.

Евангелие (греч. добрая весть) - одна из главнейших частей Нового Завета, состоящая из четырех первых книг, написанных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой , Иоанном. В ней описывается земной жизни Господа, Сына Божия Иисуса Христа: Его учение, чудеса, крестные страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо

Граффити - надписи и рисунки, выцарапанные на стенах и архитектурных деталях древних зданий, сосудах и других предметах, которые находят при археологических раскопок

Мозаика - техника украшения пола и стен, по которой на цементную основу в определенном порядке выкладываются небольшие цветные кусочки камня или стекла - смальты.

Собор - главная или большая церковь в городе; главная церковь в монастыре. Соборами в правослвний церкви называют большое собрание представителей духовенства и мирян, где обсуждаются важные вопросы и принимаются обязательные для исполнения решения

Патриарх - высший титул священнослужителя в православных церквях.

Митрополит - второй после патриарха сан. Стоит во главе церковно-территориальной единицы - митрополии

Диакон - помощник священника в службе церковной службы, низкий духовный чин

Монах (монах ) - верующий человек, отреклась обычного светского (мирского) жизни в пользу служению Богу.

Монасты р - комплекс зданий и сооружений, предназначенных для проживания монахов, отправления ими религиозных обрядов, обучения и т.д.

Личность

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (ок. 978 - 1054 гг) - великий князь киевский (1019 - 1954 гг.) Сын Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодивны . Князю Ярославу Мудрому повезло, уверяют исследователи, значительно больше, чем всем его предшественникам и даже многим преемникам. Он прожил долгую жизнь и умер в зените славы и могущества. До наших дней сохранился мраморный саркофаг с его останками, исследовав которые, ученые не только восстановили внешность князя, но и установили, какими болезнями тот страдал. О жизни Ярослава и его семьи извещают не одни русские летописи, но и многочисленные чужеземные источники. На стенах Софийского собора в Киеве - храма, построенного Ярославом Мудрым, сохранились фрагменты древнейших изображений, среди которых есть несколько с самим Ярославом и его семьей. Проведя немало походов и битв, завоевав в противостоянии с братьями право на властвование в Киеве, Ярослав избежал обвинений в жестокости и коварства, а остался в памяти потомков миролюбивым, рассудительным и тихим князем, к книгам проявлял рвение, часто читая их и днем, и ночью, за что и был почтен именем Мудрый

1. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича

Претензии Ярослава Владимировича на великокняжеский стол

  • Из летописи узнаем, что сначала Ярослав получил во владение от отца Ростов.
  • Вскоре Владимир предоставил ему более престижный удел - Новгород. Произошло это, свидетельствует летопись, после смерти новгородского князя, старшего Владимирова сына Вышеслава.
  • Княжение в Новгороде было омрачено осложнением отношений с отцом. Летописец рассказывал, что за нежелания Ярослава выплачивать Киеву ежегодную дань между отцом и сыном чуть не дошло до войны. Собственно, Владимир натягивал жену к походу на Новгород, но неожиданно разболелся и умер

Смерть Владимира Великого разрушила устоявшийся в государстве порядок, четыре года страну лихорадило, разгорелись межкняжеские усобицы за власть в Киеве, во время которых наложили головой четверо из Владимировых сыновей, а победителем суждено стать Ярославу.

Борьба за Киев

Всю вину за кровавую междоусобицу между Владимировича русские письменные памятники возлагают на Святополка - старшего из живых на тот момент сыновей Владимира. Именно Святополк после смерти отца 1015 утвердился в Киеве.

  • Первыми жертвами коварного замысла стали молодые Владимировиче - Борис и Глеб Чуть позже их судьбу разделил еще и Святослав
  • Невинно пролитая кровь поквапила Ярослава к действию. Получив в Новгороде известие о смерти отца и беззакония Святополка, он приказал дружинникам собираться в поход
  • Первое вооруженное противостояние Ярослава со Святополком произошло, как предполагают исследователи, в начале зимы 1015 под Любечем. Жестокая битва закончилась полным поражением войска Святополка.
  • Побежденный князь отступил с поля боя, поэтому Ярослав беспрепятственно вошел в Киев
  • После поражения 1015 Святополк бежал в Польшу, во пристанище короля Болеслава Храброго, который приходился ему тестем. Святополк убедил Болеслава повести войско в русскую землю. Поход произошел в 1018 г.
  • этот раз битва между Ярославом и Святополком состоялась на Буге, вблизи города Волынь.
  • Победу одержали воины Болеслава Храброго, Ярослав оставил Киев и вернулся в Новгород.
  • Между тем, 4 августа 1018 в столицу Руси вошло войско Болеслава и Святополка.
    • Летопись сообщает, что обращались они чрезвычайно грубо, чувствуя завоевателями.
    • Это не понравилось киевлянам. Жители города восстали.
    • Болеслав, прихватив много ограбленного имущества и немало пленных, поспешил покинуть Киев.
    • Святополк, потеряв последнюю расположение киевлян, перед угрозой нового похода Ярослава, бежал из города к печенегам
  • Ярослав должным воспользовался горьким опытом поражения и собрал для решающей битвы со Святославом «многочисленные вой».
  • В 1019 г. на реке Альте Ярослав разбил войско Святополка, вынудив братоубийца позорно бежать - где-то на чужбине навсегда потерялся его след.

Погибших братьев Бориса и Глеба вскоре был приобщен к лику святых: им суждено стать первыми святыми, канонизированных Русской церковью. И именно так почитаете их и мы. Святополк был осужден за братоубийство как ветхозаветный Каин - история до сих пор помнит о нем как о Святополка Окаянного. А Ярослав Мудрый слыл справедливого правителя, который положил конец междоусобицу и первым начал чествовать жертв братоубийственной войны, найдя их останки и похоронив с почестями в Вышгороде.

2. Утверждение Ярослава Владимировича в Киеве

Под годом 1019 летописец записал: «Сел Ярослав в Киеве, отер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик»

  • Вскоре после утверждения в Киеве Ярослав вынужден был покинуть столицу и отправиться в северные земли, чтобы положить конец посягательствам на Новгород полоцкого князя, Ярославова племянника, Брячислава.
  • только тот конфликт был улажен, как вступил в силу новый - с Тмутараканский князем Мстиславом, который 1023 неожиданно повел свою жену на Киев. Мстислав приходился Ярославу младшим братом.
  • В предыдущих междоусобицах он, по свидетельству летописца, не участвовал. Что касается его претензий на Киев, то они приобрели неожиданный оборот.
  • Дело в том, что Мстислав выиграл битву с Ярославом, однако от Киева отказался, отдавая должное старшему брату.
  • Года 1026 братья заключили между собой мирный договор, согласно которому разделили русские земли по Днепру: правобережные земли с Киевом принадлежали Ярославу, а левобережье с Черниговом - Мстиславу. Такой порядок властвования просуществовал 10 лет - до смерти Мстислава.

Поэтому только от 1036 г. Ярослав стал единовластным обладателем Киевской Руси

3. Внутренняя политика

Сохранение территориальной целостности и единства Русского государства

Ярослав

  • вернул под свою власть червенские города, отвоеванные при княжеских усобиц Болеславом Храбрым
  • ходил также на север, на побережье Балтийского моря, где в Чудской земли заложил город Юрьев.
  • не оставлял строительства, начатого отцом, на северной границе Руси.
  • окончательно одолел печенегов

Весть о последней, победную для Ярослава, битву против печенегов, произошедшей под стенами Киева, помещено под 1036 г., однако современные историки относят ее к 1017 г. В честь победы Ярослав приказал заложить на месте битвы величественный храм - Софию .

Развитие Киева

  • О Киеве времен Ярослава Мудрого говорили, что он был украшением Руси и соперником самого Константинополя.
  • Площадь «города Ярослава» сравнению с детинцем за Владимира выросла в семь раз. Еще выше и мощнее стали стены и вал.
  • Украшением Киева были Золотые Ворота - парадный въезд в город - с надвратной церковью Благовещения Софийский собор, храм святого Георгия, сооружен в честь небесного покровителя киевского князя [церковное имя Ярослава - Георгий (Юрий)] и церковь святой Ирины
  • Настоящей жемчужиной древнерусской архитектуры, величественной сооружением Киева времен Ярослава Мудрого стал собор святой Софии .
    • Это была большая, увенчанная 13-ю куполами каменная церковь, окруженная с трех сторон двумя рядами открытых галерей.
    • Со заката до собора было пристроено две башни с широкими винтовой лестнице на церковные хоры.
    • Но еще больше, чем внешняя грандиозность, поражало внутреннее убранство храма. Больше всего поражали настенные изображения фрески и мозаики, в числе которых много было посвящено основателю храма - князю Ярославу Мудрому.
    • Киевская София символизировала сочетание божественного начала и государственной власти. Собор одновременно был главным, митрополичьим храмом Руси и местом осуществления торжественных государственных церемоний - восхождение на великокняжеский стол, принятие чужеземных послов и тому подобное. Li>

Упорядочение законодательства

  • Налаживание внутренней жизни было невозможным без составления законов.
  • К мерам в этом направлении прибегал в свое время князь Владимир.
  • Но слава настоящего реформатора законодательства принадлежит именно Ярославу - ведь он был первым, кто заключил писан сборник русских законов .
  • Тот документ исследователи называют «Правдой Ярослава», или давней правдой
  • Он состоял из 18 статей, основавших знаменитый сборник законов - «Русскую правду»
  • В статьях Ярослава говорилось
    • о наказании за убийство,
    • избиение до крови или синяков,
    • за совершенное увечье,
    • вырывание бороды и усов,
    • езду на чужом коне,
    • порчи имущества,
    • укрывательство чужого холопа т.д.
  • Наказание предусматривало основном денежные выплаты, хотя еще сохранялось право родственников на кровную месть.
  • Денежные выплаты уплачивались либо в пользу князя - их называли «верами», либо в пользу потерпевшего или его родственников - «головщина». Телесные наказания должны применяться только для холопов за избиение свободного человека. Из мер наказания не было и смертной казни

Поддержка христианской церкви

Ярослав Мудрый всячески способствовал утверждению и распространению в русских землях христианского вероучения.

  • Он не только занимался строительством церквей, но и поддерживал авторитетом княжеской власти еще не крепкую церковную организацию.
  • Так, при содействии Ярослава Мудрого года 1051 был избран первого митрополита из русичей - им стал Иларион.
  • В 1051 году, сообщал летописец, монахом Антонием был начат Печерский монастырь - в недалеком будущем ведущий центр церковного и культурно-образовательной жизни

Образовательная деятельность Ярослава Мудрого

  • Чтобы обеспечить потребность русских церквей в книгах, Ярослав создал в Киеве при Софийском соборе скрипторий-мастерскую для переписывания книг.
  • Там же учили грамоте и знакомили с основами наук детей из зажиточных семей.
  • В Софийском соборе действовала своеобразная библиотека могла насчитывать до 1000 томов редких книг. В Софийской библиотеки работали древнерусские книжники - священники-богословы, летописцы, древнейшие русские писатели и ученые.
  • Возникали школы и при других церквях и монастырях. Свидетельством распространения грамотности среди различных слоев тогдашнего Киева является граффити

4. Внешнеполитические мероприятия Ярослава Мудрого

  • Во внешней политике использовались все возможности дипломатии, в числе которых видное место занимали междинастических браки. Недаром Ярослава Мудрого называли тестем Европы
  • О масштабах внешнеполитической деятельности Ярослава и об авторитете его как обладателя свидетельствует тот факт, что всех своих детей он выгодно женил. Породнившись с благородным европейскими семьями, мудрый князь связал Киевскую Русь с Европой кровными узами
  • Традиционно тесные взаимоотношения сложились между Киевской Русью и Византией.
    • Однако дружеские союзнические отношения Византии и Руси подверглись испытаний после утверждения на императорском престоле Константина IX Мономаха в 1042 г.
    • Он начал свою деятельность с того, что отстранил от управления государством всех ставленников предыдущих императоров.
    • В группу опальных попали и русские люди. Отношения Руси и Византии особенно обострились в 1043 г.
    • Непосредственным поводом к русско-византийского конфликта была ссора на константинопольском рынке между русичами и греками. Во время нее русским купцам был нанесен большой ущерб, а один знатный рус погиб.
    • Ярослав Мудрый, конечно, не мог не отреагировать на антирусской действия Константина IX. Было собрано большое войско. Поход на Константинополь возглавили сын Ярослава Владимир и воевода Вышата.
    • Русские корабли появились перед Константинополем в июне 1043 Однако до войны не дошло.
    • Византия согласилась на уступки. Новый мирный договор был скреплен браком Ярославова сына Всеволода с дочерью Мономаха Марией.
    • Но вскоре, 1051 г., отношения Киева и Константинополя обострились вновь. Причиной недовольства константинопольской власти было поставление Киевским митрополитом Иллариона. Однако и тогда конфликт уладили мирно
  • Постоянные контакты поддерживала Киевская Русь времен Ярослава и с Германской империей Тогдашние источники содержат сообщения о русском посольство 1040 к Генриху III.
    • За три года послы от «русского короля» вновь посетили германского обладателя: они вроде предлагали ему, свидетельствует хронист, в жены дочь киевского князя.
    • Но Генрих к тому времени уже был женат, поэтому предложение русичей не принял.
    • И все же около середины XI в. несколько браков между представителями княжеской семьи Ярослава и германскими чиновниками было заключено.
  • Особенно оживленные отношения имела Киевская Русь с Польшей.
    • Проявлением добрососедских отношений стали брачные связи. Польский князь Казимир женился на сестре Ярослава Марией Добронигою, а его сестра Гертруда-Олисавы вышла замуж за Изяслава Ярославича
  • Тесные взаимоотношения поддерживала Русь со скандинавскими странами.
  • Особенно укрепились связи Руси и Швеции, чему способствовал брак Ярослава с Ингигердой.
  • Добрые отношения связывали Русь с Норвегией.
  • Письменные источники свидетельствуют активные внешнеполитические связи Руси с Венгрией. Проявлением тех отношений были династические браки представителей королевского рода Арпадов и киевского великокняжеского
  • конце 40-х гг XI в. установились дружеские отношения Руси с Францией, с династией Капетингов.
  • Налажено их было благодаря женитьбе короля Генриха I с Анной Ярославной в 1049

Межгосударственные отношения Киевской Руси свидетельствуют о большом авторитете государства Ярослава Мудрого в Европе