Киевское государство при правлении Ярослава Мудрого
План изложения
- Борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича. Претензии Ярослава Владимировича на великокняжеский стол
- Утверждение Ярослава Владимировича в Киеве
- Внутренняя политика Ярослава
- Внешнеполитические мероприятия Ярослава Мудрого
Хронология событий
1019 |
Битва Ярослава со Святополком на р. Альте |
1019-1054 гг |
Княжение Ярослава Мудрого в Киеве |
1017-1037 гг |
Сооружение Софийского собора, укреплений вокруг «города Ярослава», строительство «Золотых ворот» в Киеве |
1048 |
Посольство французского короля Генриха I Капета до Ярослава Мудрого. Брак дочери князя Анны с французским королем |
1051 |
Назначение киевским митрополитом Илариона, первого на этом посту русича. Основание Печерского монастыря |
Основные понятия и термины
«Русская правда» - сборник, или свод, русских законов, который складывался на протяжении нескольких поколений. Древнейшую часть создана во времена Ярослава Мудрого; отдельную часть составляют статьи, заключенные Ярославовым сыновьями, - «Устав Ярославичей». К «Русской правды» вошли статьи и более поздних времен. Сборник был действующим на землях Украины, Беларуси, Литвы, России на протяжении нескольких веков, став основой для развития законодательства и судопроизводства.
Евангелие (греч. добрая весть) - одна из главнейших частей Нового Завета, состоящая из четырех первых книг, написанных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой , Иоанном. В ней описывается земной жизни Господа, Сына Божия Иисуса Христа: Его учение, чудеса, крестные страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо
Граффити - надписи и рисунки, выцарапанные на стенах и архитектурных деталях древних зданий, сосудах и других предметах, которые находят при археологических раскопок
Мозаика - техника украшения пола и стен, по которой на цементную основу в определенном порядке выкладываются небольшие цветные кусочки камня или стекла - смальты.
Собор - главная или большая церковь в городе; главная церковь в монастыре. Соборами в правослвний церкви называют большое собрание представителей духовенства и мирян, где обсуждаются важные вопросы и принимаются обязательные для исполнения решения
Патриарх - высший титул священнослужителя в православных церквях.
Митрополит - второй после патриарха сан. Стоит во главе церковно-территориальной единицы - митрополии
Диакон - помощник священника в службе церковной службы, низкий духовный чин
Монах (монах ) - верующий человек, отреклась обычного светского (мирского) жизни в пользу служению Богу.
Монасты р - комплекс зданий и сооружений, предназначенных для проживания монахов, отправления ими религиозных обрядов, обучения и т.д.
Личность
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (ок. 978 - 1054 гг) - великий князь киевский (1019 - 1954 гг.) Сын Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодивны . Князю Ярославу Мудрому повезло, уверяют исследователи, значительно больше, чем всем его предшественникам и даже многим преемникам. Он прожил долгую жизнь и умер в зените славы и могущества. До наших дней сохранился мраморный саркофаг с его останками, исследовав которые, ученые не только восстановили внешность князя, но и установили, какими болезнями тот страдал. О жизни Ярослава и его семьи извещают не одни русские летописи, но и многочисленные чужеземные источники. На стенах Софийского собора в Киеве - храма, построенного Ярославом Мудрым, сохранились фрагменты древнейших изображений, среди которых есть несколько с самим Ярославом и его семьей. Проведя немало походов и битв, завоевав в противостоянии с братьями право на властвование в Киеве, Ярослав избежал обвинений в жестокости и коварства, а остался в памяти потомков миролюбивым, рассудительным и тихим князем, к книгам проявлял рвение, часто читая их и днем, и ночью, за что и был почтен именем Мудрый
1. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича
Претензии Ярослава Владимировича на великокняжеский стол
-
Из летописи узнаем, что сначала Ярослав получил во владение от отца Ростов.
- Вскоре Владимир предоставил ему более престижный удел - Новгород. Произошло это, свидетельствует летопись, после смерти новгородского князя, старшего Владимирова сына Вышеслава.
- Княжение в Новгороде было омрачено осложнением отношений с отцом. Летописец рассказывал, что за нежелания Ярослава выплачивать Киеву ежегодную дань между отцом и сыном чуть не дошло до войны. Собственно, Владимир натягивал жену к походу на Новгород, но неожиданно разболелся и умер
Смерть Владимира Великого разрушила устоявшийся в государстве порядок, четыре года страну лихорадило, разгорелись межкняжеские усобицы за власть в Киеве, во время которых наложили головой четверо из Владимировых сыновей, а победителем суждено стать Ярославу.
Борьба за Киев
Всю вину за кровавую междоусобицу между Владимировича русские письменные памятники возлагают на Святополка - старшего из живых на тот момент сыновей Владимира. Именно Святополк после смерти отца 1015 утвердился в Киеве.
-
Первыми жертвами коварного замысла стали молодые Владимировиче - Борис и Глеб Чуть позже их судьбу разделил еще и Святослав
- Невинно пролитая кровь поквапила Ярослава к действию. Получив в Новгороде известие о смерти отца и беззакония Святополка, он приказал дружинникам собираться в поход
- Первое вооруженное противостояние Ярослава со Святополком произошло, как предполагают исследователи, в начале зимы 1015 под Любечем. Жестокая битва закончилась полным поражением войска Святополка.
- Побежденный князь отступил с поля боя, поэтому Ярослав беспрепятственно вошел в Киев
- После поражения 1015 Святополк бежал в Польшу, во пристанище короля Болеслава Храброго, который приходился ему тестем. Святополк убедил Болеслава повести войско в русскую землю. Поход произошел в 1018 г.
- этот раз битва между Ярославом и Святополком состоялась на Буге, вблизи города Волынь.
- Победу одержали воины Болеслава Храброго, Ярослав оставил Киев и вернулся в Новгород.
- Между тем, 4 августа 1018 в столицу Руси вошло войско Болеслава и Святополка.
- Летопись сообщает, что обращались они чрезвычайно грубо, чувствуя завоевателями.
- Это не понравилось киевлянам. Жители города восстали.
- Болеслав, прихватив много ограбленного имущества и немало пленных, поспешил покинуть Киев.
- Святополк, потеряв последнюю расположение киевлян, перед угрозой нового похода Ярослава, бежал из города к печенегам
- Ярослав должным воспользовался горьким опытом поражения и собрал для решающей битвы со Святославом «многочисленные вой».
- В 1019 г. на реке Альте Ярослав разбил войско Святополка, вынудив братоубийца позорно бежать - где-то на чужбине навсегда потерялся его след.
Погибших братьев Бориса и Глеба вскоре был приобщен к лику святых: им суждено стать первыми святыми, канонизированных Русской церковью. И именно так почитаете их и мы. Святополк был осужден за братоубийство как ветхозаветный Каин - история до сих пор помнит о нем как о Святополка Окаянного. А Ярослав Мудрый слыл справедливого правителя, который положил конец междоусобицу и первым начал чествовать жертв братоубийственной войны, найдя их останки и похоронив с почестями в Вышгороде.
2. Утверждение Ярослава Владимировича в Киеве
Под годом 1019 летописец записал: «Сел Ярослав в Киеве, отер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик»
-
Вскоре после утверждения в Киеве Ярослав вынужден был покинуть столицу и отправиться в северные земли, чтобы положить конец посягательствам на Новгород полоцкого князя, Ярославова племянника, Брячислава.
- только тот конфликт был улажен, как вступил в силу новый - с Тмутараканский князем Мстиславом, который 1023 неожиданно повел свою жену на Киев. Мстислав приходился Ярославу младшим братом.
- В предыдущих междоусобицах он, по свидетельству летописца, не участвовал. Что касается его претензий на Киев, то они приобрели неожиданный оборот.
- Дело в том, что Мстислав выиграл битву с Ярославом, однако от Киева отказался, отдавая должное старшему брату.
- Года 1026 братья заключили между собой мирный договор, согласно которому разделили русские земли по Днепру: правобережные земли с Киевом принадлежали Ярославу, а левобережье с Черниговом - Мстиславу. Такой порядок властвования просуществовал 10 лет - до смерти Мстислава.
Поэтому только от 1036 г. Ярослав стал единовластным обладателем Киевской Руси
3. Внутренняя политика
Сохранение территориальной целостности и единства Русского государства
Ярослав
-
вернул под свою власть червенские города, отвоеванные при княжеских усобиц Болеславом Храбрым
- ходил также на север, на побережье Балтийского моря, где в Чудской земли заложил город Юрьев.
- не оставлял строительства, начатого отцом, на северной границе Руси.
- окончательно одолел печенегов
Весть о последней, победную для Ярослава, битву против печенегов, произошедшей под стенами Киева, помещено под 1036 г., однако современные историки относят ее к 1017 г. В честь победы Ярослав приказал заложить на месте битвы величественный храм - Софию .
Развитие Киева
- О Киеве времен Ярослава Мудрого говорили, что он был украшением Руси и соперником самого Константинополя.
- Площадь «города Ярослава» сравнению с детинцем за Владимира выросла в семь раз. Еще выше и мощнее стали стены и вал.
-
Украшением Киева были Золотые Ворота - парадный въезд в город - с надвратной церковью Благовещения Софийский собор, храм святого Георгия, сооружен в честь небесного покровителя киевского князя [церковное имя Ярослава - Георгий (Юрий)] и церковь святой Ирины
-
Настоящей жемчужиной древнерусской архитектуры, величественной сооружением Киева времен Ярослава Мудрого стал собор святой Софии .
- Это была большая, увенчанная 13-ю куполами каменная церковь, окруженная с трех сторон двумя рядами открытых галерей.
- Со заката до собора было пристроено две башни с широкими винтовой лестнице на церковные хоры.
- Но еще больше, чем внешняя грандиозность, поражало внутреннее убранство храма. Больше всего поражали настенные изображения фрески и мозаики, в числе которых много было посвящено основателю храма - князю Ярославу Мудрому.
-
Киевская София символизировала сочетание божественного начала и государственной власти. Собор одновременно был главным, митрополичьим храмом Руси и местом осуществления торжественных государственных церемоний - восхождение на великокняжеский стол, принятие чужеземных послов и тому подобное. Li>
Упорядочение законодательства
-
Налаживание внутренней жизни было невозможным без составления законов.
- К мерам в этом направлении прибегал в свое время князь Владимир.
- Но слава настоящего реформатора законодательства принадлежит именно Ярославу - ведь он был первым, кто заключил писан сборник русских законов .
- Тот документ исследователи называют «Правдой Ярослава», или давней правдой
- Он состоял из 18 статей, основавших знаменитый сборник законов - «Русскую правду»
-
В статьях Ярослава говорилось
- о наказании за убийство,
- избиение до крови или синяков,
- за совершенное увечье,
- вырывание бороды и усов,
- езду на чужом коне,
- порчи имущества,
- укрывательство чужого холопа т.д.
-
Наказание предусматривало основном денежные выплаты, хотя еще сохранялось право родственников на кровную месть.
-
Денежные выплаты уплачивались либо в пользу князя - их называли «верами», либо в пользу потерпевшего или его родственников - «головщина». Телесные наказания должны применяться только для холопов за избиение свободного человека. Из мер наказания не было и смертной казни
Поддержка христианской церкви
Ярослав Мудрый всячески способствовал утверждению и распространению в русских землях христианского вероучения.
- Он не только занимался строительством церквей, но и поддерживал авторитетом княжеской власти еще не крепкую церковную организацию.
- Так, при содействии Ярослава Мудрого года 1051 был избран первого митрополита из русичей - им стал Иларион.
- В 1051 году, сообщал летописец, монахом Антонием был начат Печерский монастырь - в недалеком будущем ведущий центр церковного и культурно-образовательной жизни
Образовательная деятельность Ярослава Мудрого
-
Чтобы обеспечить потребность русских церквей в книгах, Ярослав создал в Киеве при Софийском соборе скрипторий-мастерскую для переписывания книг.
- Там же учили грамоте и знакомили с основами наук детей из зажиточных семей.
- В Софийском соборе действовала своеобразная библиотека могла насчитывать до 1000 томов редких книг. В Софийской библиотеки работали древнерусские книжники - священники-богословы, летописцы, древнейшие русские писатели и ученые.
- Возникали школы и при других церквях и монастырях. Свидетельством распространения грамотности среди различных слоев тогдашнего Киева является граффити
4. Внешнеполитические мероприятия Ярослава Мудрого
-
Во внешней политике использовались все возможности дипломатии, в числе которых видное место занимали междинастических браки. Недаром Ярослава Мудрого называли тестем Европы
- О масштабах внешнеполитической деятельности Ярослава и об авторитете его как обладателя свидетельствует тот факт, что всех своих детей он выгодно женил. Породнившись с благородным европейскими семьями, мудрый князь связал Киевскую Русь с Европой кровными узами
- Традиционно тесные взаимоотношения сложились между Киевской Русью и Византией.
- Однако дружеские союзнические отношения Византии и Руси подверглись испытаний после утверждения на императорском престоле Константина IX Мономаха в 1042 г.
- Он начал свою деятельность с того, что отстранил от управления государством всех ставленников предыдущих императоров.
- В группу опальных попали и русские люди. Отношения Руси и Византии особенно обострились в 1043 г.
- Непосредственным поводом к русско-византийского конфликта была ссора на константинопольском рынке между русичами и греками. Во время нее русским купцам был нанесен большой ущерб, а один знатный рус погиб.
- Ярослав Мудрый, конечно, не мог не отреагировать на антирусской действия Константина IX. Было собрано большое войско. Поход на Константинополь возглавили сын Ярослава Владимир и воевода Вышата.
- Русские корабли появились перед Константинополем в июне 1043 Однако до войны не дошло.
- Византия согласилась на уступки. Новый мирный договор был скреплен браком Ярославова сына Всеволода с дочерью Мономаха Марией.
- Но вскоре, 1051 г., отношения Киева и Константинополя обострились вновь. Причиной недовольства константинопольской власти было поставление Киевским митрополитом Иллариона. Однако и тогда конфликт уладили мирно
- Постоянные контакты поддерживала Киевская Русь времен Ярослава и с Германской империей Тогдашние источники содержат сообщения о русском посольство 1040 к Генриху III.
- За три года послы от «русского короля» вновь посетили германского обладателя: они вроде предлагали ему, свидетельствует хронист, в жены дочь киевского князя.
- Но Генрих к тому времени уже был женат, поэтому предложение русичей не принял.
- И все же около середины XI в. несколько браков между представителями княжеской семьи Ярослава и германскими чиновниками было заключено.
- Особенно оживленные отношения имела Киевская Русь с Польшей.
- Проявлением добрососедских отношений стали брачные связи. Польский князь Казимир женился на сестре Ярослава Марией Добронигою, а его сестра Гертруда-Олисавы вышла замуж за Изяслава Ярославича
- Тесные взаимоотношения поддерживала Русь со скандинавскими странами.
- Особенно укрепились связи Руси и Швеции, чему способствовал брак Ярослава с Ингигердой.
- Добрые отношения связывали Русь с Норвегией.
- Письменные источники свидетельствуют активные внешнеполитические связи Руси с Венгрией. Проявлением тех отношений были династические браки представителей королевского рода Арпадов и киевского великокняжеского
- конце 40-х гг XI в. установились дружеские отношения Руси с Францией, с династией Капетингов.
-
Налажено их было благодаря женитьбе короля Генриха I с Анной Ярославной в 1049
Межгосударственные отношения Киевской Руси свидетельствуют о большом авторитете государства Ярослава Мудрого в Европе